Обновление паттернов поведения с помощью уровней обучения Бейтсона
В следующем формате используются логические уровни обучения Грегори Бейтсона и некоторые аспекты нейро-логических уровней. Он позволяет идентифицировать и обновить паттерны поведения, которые могли устареть и потерять эффективность. Также он помогает систематически переходить от Обучения 0 к Обучению IV.
Обучение I, II и III можно сравнить со ступенями лестницы, помогающими достичь потенциала Обучения IV. Этот процесс включает в себя разные подходы и типы поддержки, помогающие людям адаптироваться и совершить изменения, необходимые для успешного достижения каждого уровня обучения, на основании открытий и знаний, порожденных на каждом уровне и поддерживающих возможность Обучения IV.
Вот шаги этого процесса:
1. Подумайте о проблемной ситуации или отношениях, в которых вы продолжаете следовать старым паттернам поведения, хотя они уже неэффективны (Обучение 0). Ассоциируйтесь с этой ситуацией и внутренне «оживите» ее. Продемонстрируйте или сыграйте свое поведение в этой ситуации и определите структуру этого паттерна или привычки (например, вы обвиняете, уступаете, застываете на месте, сжимаетесь, пытаетесь стать невидимым и так далее). Осознайте, как вы это делаете, с точки зрения поведения. Уделите особое внимание своей позе, жестам, напряжениям в теле, дыханию и так далее.
2. Отступите на шаг назад и понаблюдайте за этим паттерном поведения. Обратите внимание, как вы реагируете, – и ментально и физически. Исследуйте, как вы можете изменить или адаптировать свое поведение (Обучение I). Сыграйте несколько возможностей и посмотрите, как можно варьировать ваше текущее поведение, например преувеличить, ослабить его и так далее.
3. Отойдите еще на шаг назад и перейдите в позицию «наблюдателя», как будто «наблюдаете за собой» в проблемной ситуации.
A. Обратите внимание, как вы сейчас описываете или классифицируете эту ситуацию (например, она опасная, серьезная, экстренная, угрожающая и так далее). Каково ваше мнение о ситуации?
Б. Подумайте о других случаях и ситуациях, в которых вам удавалось действовать или реагировать совершенно иначе, более ресурсно (Обучение II), например спокойно, открыто, уравновешенно и так далее. Ассоциируйтесь с ситуацией, в которой могли демонстрировать этот новый, другой класс поведения.
B. Создайте «убеждение-мост» в проблемной ситуации: какое убеждение позволит вам действовать ресурсно в этой ситуации? Какое убеждение вам нужно, чтобы поддерживать новый класс поведения в проблемной ситуации?
Г. Снова вспомните проблемную ситуацию и действуйте в ней так, «как будто» следуете этому убеждению и демонстрируете другой класс поведения, связанного с ним. Что меняется?
4. Снова отойдите назад, чтобы увидеть себя со стороны. Поразмышляйте о разных вариантах поведения, которые доступны вам в разных ситуациях вашей жизни. Что будет, если вы создадите совершенно новую систему с совершенно другими паттернами поведения (идентичность), которые вам не свойственны (Обучение III)?
А. Найдите человека, животное или существо, у которого в этой ситуации была бы совершенно другая стратегия, чем у вас. Найдите пример такой системы поведения и полностью «встаньте на его место» (войдите во вторую позицию). [Если нужно, создайте «убеждение-мост», чтобы войти в позицию восприятия этого «примера» (какое убеждение вам нужно, чтобы вести себя точно так же, как он?)].
Б. С точки зрения «примера» какова ваша метафора самого себя в роли этого примера? Каково ваше «призвание (миссия)» в роли этого примера? Подумайте, какой «спонсор» в вашей жизни мог бы помочь вам расширить свое восприятие того, кто вы, и представьте себе, как вы снова входите в проблемную ситуацию и реагируете так, «как будто» вы – этот другой человек. Используйте при этом «призвание (миссию)» и метафору, которые у вас появились.
5. Выйдите из точки, где находится Обучение III. Войдите в состояние «незнания», в котором вы чувствуете себя уравновешенным и открытым ко всем возможностям, не делайте никаких оценок или интерпретаций. Откройтесь тому, что Грегори Бейтсон называл «связующим паттерном» и «Большим разумом», а Эйнштейн – «мыслями Бога» и «Вселенной». Вспомните человека, который помог вам «проснуться» и расширить восприятие новых возможностей. Создайте якорь или символ этого состояния. Используя этот якорь или символ, чтобы удерживать состояние, отступайте назад, в каждый из уровней обучения. Вернитесь в проблемную ситуацию и действуйте спонтанно. Можете ли вы найти поведение, которое не соответствует никакой текущей системе классов вашего поведения (Обучение IV)?
Холархии Кестлера
Всю свою жизнь Бейтсон исследовал теорию логических типов, применяя ее к самым разным аспектам поведения, а также в сфере биологии. Он считал логические типы «законом природы», а не просто математической теорией. Например, он считал, что ткань, состоящая из групп клеток, представляет собой другой логический тип, чем отдельные клетки; характеристики мозга – не то же самое, что клетки мозга. Они могут влиять друг на друга посредством косвенной обратной связи, то есть функционирование и связи мозга в целом могут влиять на поведение отдельной клетки мозга, и активность отдельной клетки мозга вносит свой вклад в общее функционирование мозга. Действительно, можно сказать, что клетка влияет на саму себя с помощью всей остальной структуры мозга.
Эти уровни классификации не только «иерархические». Их можно назвать «холархическими». Артур Кестлер описал фундаментальные уровни интеграции в рамках физических и социальных систем. Он назвал эти уровни термином холархия. В книге «Акт творения» (1964) Кестлер пишет:
Живой организм или социальный институт – не набор элементарных частиц или элементарных процессов; это интегрированная иерархия полуавтономных подсистем, состоящих из под-подсистем и так далее. Поэтому функциональные единицы на каждом уровне иерархии имеют две стороны; они действуют как целое, когда обращены сверху вниз, и как части, когда обращены снизу вверх.
Итак, то, что интегрирует части на более низком уровне в более обширное целое, на более высоком уровне само становится частью. Например, вода – это уникальная субстанция, возникающая в результате интеграции водорода и кислорода. Но сама вода может быть частью многих других, более сложных субстанций, от оранжевого сока до океанов и человеческого тела. Поэтому вода – это и целое, и часть других, более обширных целых.
Вот как описывает эти отношения мастер трансформации и писатель Кен Уилбер в своей книге «Краткая история всего» (1996):
Чтобы описать систему, которая сама является целым и одновременно частью другого целого, Артур Кестлер предложил термин «холон». И если внимательно рассмотреть вещи и процессы, существующие в реальности, становится ясно, что это не просто системы, а тоже части чего-то большего. Это целое/части, это холоны.
Например, целое атома – часть целого молекулы, целое молекулы – часть целого клетки, целое клетки – часть целого организма и так далее. Каждая из этих систем – ни целое, ни часть, но целое/часть, холон.
По мнению Уилбера, каждое новое целое включает в себя и при этом превосходит его части, лежащие на более низком уровне. Важно сказать, что в рамках холархии если более низкий уровень такой системы не присутствует на более высоких уровнях, он не может быть полностью выражен. Более низкие уровни – необходимые компоненты всех более высоких уровней.
Например, человеческое сердце – целостная система клапанов, сосудов и мышц и при этом – часть более обширной системы человеческого тела. Сердце испытывает на себе влияние всех остальных подсистем тела (глаз, желудка, почек, автономной нервной системы и так далее) и при этом само оказывает на них влияние прямо или косвенно. Точно так же человеческое тело – подсистема более обширных систем семьи, сообщества, страны и так далее.
Подсистемы состоят из других подсистем, до самого «низа», до уровня систем молекул, атомов и субатомных частиц, формирующих основу физического мира.
Одна из фундаментальных пресуппозиций НЛП заключается в том, что наши разум, тело, общество и Вселенная формируют экологическое целое, состоящее из сложных систем и подсистем и все они взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. Невозможно полностью изолировать какую-то часть системы от остальных ее частей.
Наша Вселенная состоит из экологических систем, которые сами по себе являются подсистемами в рамках все более и более обширных систем
Например, 33 буквы алфавита могут существовать без слова «дом», но слово «дом» не может существовать без алфавита. При этом слово «дом» находится на более высоком уровне, чем буквы алфавита, потому что «дом» организует буквы алфавита и обозначает нечто большее, чем буквы. Точно так же предложения лежат на более высоком уровне, чем слова; абзацы – на более высоком уровне, чем предложения; главы книги – на более высоком уровне, чем абзацы, и так далее. Каждый более высокий уровень формирует более обширное целое, потому что вмещает в себя предыдущие структуры, из которых он состоит, и при этом не является простой суммой их частей.
Этим свойством обладают уровни Бейтсона, а также нейро-логические уровни НЛП. Каждый уровень включает отношения между элементами предыдущего уровня и при этом превосходит эти элементы, создавая более обширную структуру (точно так же, как атомы водорода и кислорода формируют молекулу воды). В этом смысле они и «иерархичны» и «холархичны».