Оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

57. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛАБИРИНТЕ»

Встреча эта начинается с разговора о том, насколько важна в нашей жизни вообще и в театре в частности атмосфера взаимной поддержки, доверия, сотрудничества.

— Ни один успешный театральный проект или спектакль невозможен без совместных усилий многих людей. Эпоха одиночек закончилась. На смену Тарзану и Джеймс Бонду пришли группы действующих лиц. Компании персонажей. Так и в театре. Даже если кто-то из вас станет в скором будущем признанной звездой Бродвея, все равно залогом вашего успеха станет ваш собственный талант плюс слаженная работа профессиональной творческой группы.

Драматург напишет для вас блестящий текст роли, режиссер займется постановкой спектакля с вашим участием, продюсер обеспечит финансовую и административную поддержку проекта, художник продумает и создаст эффектные декорации и костюмы, композитор напишет проникновенную музыку, бутафор организует необходимый реквизит, осветитель позаботится о световой палитре спектакля, специалист по рекламе организует рекламную кампанию, которая приведет к кассам театра тысячи желающих. Здесь в работу включатся кассиры, продающие билеты, уборщица, приводящая в порядок зал, рабочие сцены, монтировщики декораций, саундмен, гример...

Одна из сложностей и опасностей актерской профессии (и одна из волнующих радостей ее!) — это непредсказуемость результата.

Каждый раз, выходя на сцену, актер ступает на некую тайную тропу, входит в волшебный лабиринт, который может вывести его к успеху, аплодисментам, цветам и благодарным улыбкам зрителей, а может... завести в тупик.

Чешский драматург и писатель Карел Чапек так писал об этой опасности в очерке «Как ставится пьеса?»: «Театр — сродни военному искусству и азартной игре в рулетку. Никто заранее не знает, каким получится спектакль. Ибо театральный спектакль — не столько выполнение намеченного за-

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

мысла, сколько преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть... И хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть!»

* * *

Чтобы ориентироваться в этом непростом мире, нужно верить в себя, в партнера, нужно уметь концентрироваться на достижении цели. Для начала попробуем потренировать эти качества в упражнении «Прятки ночью» (см. раздел «КВС — контакт, взаимодействие, сотрудничество»). Если время позволяет, то можно провести любую из модификаций упражнения «Поводырь» из того же раздела «КВС».

— Ну а сейчас, после того как вы размялись и убедились в надежности своих товарищей, можно приступить к основному приключению. Сегодня нас ждет Волшебный Лабиринт. Почему лабиринт, думаю, вы запомнили с нашей первой встречи. Мы говорили о том, что в творчестве нет никаких гарантий. Иногда тропа выводит нас к успеху, иногда приходится долго блуждать, пока выйдем на нужную дорогу, а порой — что скрывать — мы оказываемся в тупике. Выйти из него непросто, но необходимо.

А вот почему наш Лабиринт волшебный, мы узнаем в конце встречи. Тогда же и обсудим, как проходило наше необычное путешествие. А сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары. Мы начинаем игру!

На полу чертится мелом или отмечается цепочкой из положенных один за другим стульев маршрут. Он представляет собой извилистую тропинку длиной в 3—5 метров и шириной около метра. Один из каждой пары начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза — он ведомый. Его задача — пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в

Круг друзей

оооооооо.оооооооооо оо о о оо оооооооооооо о о о о о о

сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера.

Для каждого определяется время прохождения лабиринта. Затем в паре участники меняются ролями и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт, Определяется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу — ту, которая прошла маршрут за кратчайший срок.

...Итак,.все разбились на пары и готовы к игре. Скажите, вы все уверены в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли, что в состоянии напряжения вы теряли над собой контроль и забывали самые простые вещи? Например, все знают, где лево, право? Вперед и назад? Покажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уверены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание участников до начала игры:

• ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он четко и вовремя предупреждает его обо всех возможных опасностях и преградах;

• большая просьба ко всем без исключения участникам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях — ведущего и ведомого;

• задание зрителям: успех зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами на площадке. Обратите особое внимание на то, как изменяется у человека, проходящего лабиринт, язык тела, задумайтесь: почему это происходит? Походка, спина, руки расскажут вам немало о переживаниях героя. Запомните все эти детали до окончания игры!

Ну а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам! <„.>

Закончилось путешествие по лабиринту. Объявляются итоги и победители. Вслед за этим начинается обсуждение хода игры. Что чувствовали участники? Что увидели со сто-

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

роны зрители? Кто запомнил и может продемонстрировать на площадке типичный «язык тела» проходящего лабиринт игрока? Обращаем внимание на то, как изменилась пластика человека, лишенного возможности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве...

После завершения обсуждения предлагаем разбиться на пары или группы и даем очередное задание.

— Придумайте и сыграйте сцену, в которой пройденный вами лабиринт превратится в какую-то другую, непривычную, опасную, неизвестную по прошлому опыту территорию. Это может быть улица ночью, окраина незнакомого города, минное поле, подвесной мост над пропастью, канат над ареной цирка, тропинка через джунгли... Определите не только место действия, но и решите, кто он — ваш герой? Почему оказ&чся в данном месте? Куда направляется, какова его цель? <...>

Каждая пара или группа по очереди показывают сцену. Играется она с открытыми глазами, но память эмоциональная, мышечная должны постоянно сопровождать актеров, напоминая о том, как тело и чувства отзывались на прохождение лабиринта. Как передать зажим тела, напряжение спины, дрожь в коленках... Как вспомнить и воспроизвести уже в иной ситуации то, о чем вспоминали игроки сразу после упражнения: сухость во рту, изменившийся ритм ходьбы, чувство ответственности за товарища и многое-многое другое...

Подводятся итоги занятия. Разговариваем с учениками о важности быть одушевленной «копилкой»: запоминать походки, характеры, лица, запахи, физические и эмоциональные ощущения, чтобы потом при необходимости вызвать их в памяти и использовать на сцене.

Прощаясь, просим принести на следующую встречу рассказы или рисунки (можно и рассказы и рисунки!) о тех событиях в жизни молодых актеров, которые вспомнились им в связи с упражнением «Лабиринт».

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо - student2.ru

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

После одной из встреч «Приключения в лабиринте» пятиклассники принесли коротенькие сочинения о своих впечатлениях. Вот выдержки из нескольких работ.

«Когда я вел товарища по лабиринту, то мне казалось, что я стал его частью. Но мне было запрещено приближаться к нему и заходить на территорию лабиринта, это создавало особое напряжение в игре» (Алекс).

«Я всегда была не уверена в своих силах. Поэтому, когда шла по лабиринту, была очень взволнована и напряжена. Мне это напомнило страхи о моей младшей сестре, когда я остаюсь с ней дома одна. Без родителей. Или когда вечером кто-то вдруг стучит в дверь квартиры: может быть, это воры?! Но когда я прошла лабиринт, почти не сбившись, я была очень-очень рада!» ( Ронит).

«Мы с подружками сыграли сцену, которая напомнила мне проход по лабиринту. Это было, когда я маленькая ходила в школу и переходила две большие и широкие дороги. Я очень боялась, но все равно научилась переходить дорогу самостоятельно...» (Милана).

«Игра требовала от меня ответственности. Я чувствовал напряжение и боялся, что мой товарищ проиграет из-за меня. Я говорил ему идти вправо, а он поворачивал налево. Меня это злило. Я хотел остановить игру, но не мог бросить его одного в лабиринте!» (Ури).

«У меня было очень странное чувство. Тело было напряжено. Не знала, что мне делать. Куда идти. Я совсем забыла, что лабиринт не настоящий, а нарисованный на полу, поэтому бояться нечего... Диана очень помогла мне, в конце концов мне удалось пройти весь путь. После этого я сказала себе, что в следующий раз я не буду бояться! Это напомнило мне случай, когда мы ехали с друзьями в лифте. Кто-то вы-

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

ключил свет, ничего не стало видно, и мы от страха закричали...» (Ясмин).

«Я чувствовал страх, и будто бы никого не было вокруг меня. Ведь глаза были завязаны. Мне казалось, что я в пещере, которая находится в небе. Как будто нет земли под ногами и я падаю. Я вспомнил, как когда-то упал, разбил голову, и ночью родители повезли меня в больницу...» (Илья).

«Я чувствовала огромную ответственность за Ясмин. Еще меня очень огорчило, когда она сбилась с дороги» (Диана).

58. «ТЕМПОРИТМ»

Понятия «темп» и «ритм», столь важные для сценической работы, лежат в основе этой тематической цепочки упражнений.

Ритм по определению — это равномерное чередование каких-либо элементов в звучании или в движении, например ритм танца, музыкальный ритм.

Темп — степень быстроты в осуществлении чего-либо: быстрый темп, медленный темп. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Темп зависит от эмоционального переживания героев, от накала конфликта.

Объединяя темп и ритм в понятие темпоритм, мы, таким образом, определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.

Актеру очень важно «попасть» в нужный темпоритм. В этом случае он будет соответствовать и жанру пьесы (ведь темпоритмы комедии, трагедии и драмы различны), и режиссерскому замыслу (не «затянуть» спектакль и не «заторопить» игру!).

После такого короткого вступительного слова о важности понятий темпа, ритма, темпоритма в театре проведем несколько упражнений разминки.

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

59. «БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ»

Чтобы успешно справиться с ритмическим рисунком роли, темпом спектакля, актеру нужно точное ощущение времени.

У каждого из нас есть внутренние «биологические часы». Они помогают нам предполагать, сколько времени прошло, они влияют на распределение нашей активности в течение дня, они «виноваты» в том, что приблизительно в одно и то же время мы хотим спать, есть или просыпаемся даже тогда, когда забыли завести будильник...

Оказывается, ритм жизни человека зависит во многом от движения Солнца, фаз Луны и космических влияний. Издавна существует целая отрасль науки, которая называется хронобиология. И если когда-то считали, что рекомендации специалистов в этой сфере знаний — шаманство или, в лучшем случае, отговорка для лентяев, то сегодня кривые суточной активности организма воспринимаются как самое обычное и общепринятое явление. Оказалось, что в новолуние человек наименее активен, и наоборот, на период полной луны приходится пик нашей активности. В 4, 8, 11, 15, 22 и 29-й дни лунного цикла происходит большинство аварий, несчастных случаев, обостряются хронические болезни. Мало того, наш организм зависит и от времени суток. Все наши клетки снабжены миниатюрными «биологическими часами». При всем отличии каждого человека от массы других людей ученые нашли и то, что нас объединяет. Скажем, большинство детей рождается между полуночью и четырьмя часами утра. С трех до шести утра — период, наиболее тяжелый для организма, большинство смертей происходит именно в это время. Завтракать лучше всего с семи до девяти утра, а обедать с часу до трех. И не потому, что в это время прибежала с работы мама, чтобы накормить свое чадо супом, а потому, что именно в эти часы наиболее активен кишечник. С четырех до шести вечера особенно быстро растут ногти и волосы — в это время стоит пойти к парикмахеру, а вечерние часы с пяти до семи

Часть первая

йооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

хронобиологи называют «часами вкуса, музыки и ароматов» — именно эти чувства обострены у большинства людей...

Насколько каждый из нас знаком со своими «биологическими часами», мы сможем проверить, проведя несложное упражнение. Закройте глаза и сядьте поудобнее. Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка прошло уже 60 секунд, тихонько встанет, подойдет ко мне, и я скажу, сколько времени прошло в действительности. <...>

В конце упражнения выясняем, что лишь немногим удалось правильно определить длительность минуты. Часть участников может ошибиться в ту или иную сторону почти на 20 секунд! Чувство времени можно и нужно воспитывать. Простейшее упражнение, которое мы провели, может помочь в этом.

60. «ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!»

Следующее упражнение даст представление о ритме, научит различать ритм постоянный и переменный. После него участникам становится понятно, что на основании одно-го-единственного звука или движения мы не можем судить о ритме: для этого нам потребуются два или больше действия/звука и длительность пауз между ними...

Упражнение заключается в том, что ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы и все участники повторяют за ним. На примерах разбираем отличие ритма постоянного от ритма переменного, добиваемся слаженной реакции группы — хлопок должен звучать как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников.

61. «РИТМ-РИТМ»

Это прекрасное упражнение для тренировки чувства ритма, концентрации и отработки скорости реакции.

Круг друзей

оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооооооооо

Группа становится в круг. Ведущий тоже находится в круге и объясняет правила:

— Вы, конечно, помните, как в предыдущем упражнении мы решили, что один звук или движение не дают нам представления о ритме. Для того чтобы знать, о каком ритме идет речь, нам необходимо несколько звуков/движений и паузы между ними.

В упражнении, которое мы проведем сейчас, ритм буду задавать я. Как это будет происходить? Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придется заданный мной ритм сохранить и повторить по кругу. Как узнать, в какую сторону вы будете продолжать ритмическую цепочку? Это несложно: если, ударив в ладоши, я всем корпусом поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я повернулся резко вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я, подчеркиваю — я один из всего круга, делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы — свой хлопок, и так далее, пока круг не замкнется.

Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образца. В идеале, закрыв глаза, мы должны получить представление о том, как будто не целая группа людей стоит и по очереди хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм.

Если ритмическая цепочка точна, то я остаюсь стоять лицом в круг, и тот же ритм продолжается дальше. Но как только я захочу поменять ритм, я резко повернусь корпусом вправо или влево и двумя хлопками с паузой между ними задам начало новой цепочки.

После объяснения задания делаем несколько пробных кругов. Меняем ритм время от времени, то затягивая паузу между хлопками, то практически не оставляя временного

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

промежутка между звуками. Проверяем, что правила поняты и усвоены всеми без исключения.

Начинается настоящая игра. Тот, кто вступил не по очереди, сбил ритм, не выдержав паузу необходимой длительности, садится в круг. <...>

Играть можно либо определенное количество времени, либо на выбывание до финала (ведущий + победивший игрок).

Завершив работу с ритмом, переходим к отработке понятия «темп» в нескольких практических упражнениях.

62. «ПЯТЬ СКОРОСТЕЙ»

Итак, все мы помним, что темп — это степень быстроты в осуществлении чего-либо. В обыденной речи слово «темп» мы заменяем словом «скорость» и говорим о скорости сверхзвукового самолета или скорости черепахи...

Нам предстоит сейчас превратиться в людей, у которых из множества различных темпов-скоростей есть только пять. Внимательно смотрите на меня, потому что сейчас-я продемонстрирую вам все пять скоростей, в которых существует наш герой.

Первая скорость — едва передвигаюсь. Все тело будто заморожено. Эта скорость требует от актера немалого напряжения и умения владеть свои телом, не делать резких движений, все выполнять плавно. Даже речь моя в первой скорости иная: все, что произносится, говорится о-ч-е-н-ь о-ч-е-н-ь м-е-д-л-е-н-н-о...

Во второй скорости темп чуть-чуть ускоряется. Любое движение, речь, все, что бы мы ни делали, происходит быстрее, чем в первой скорости, но еще не в обычном темпе.

Третья скорость — это обычный повседневный темп движения каждого из вас. У кого-то это происходит чуть быстрее, у кого-то чуть медленнее, но никаких особых усилий при третьей скорости нам совершать не нужно. Остаемся сами собой! Живем в привычном темпе! Здорово, не прав-да-ли, но, как говорится, «жизнь — это не пикник». Порой

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

приходится поднапрячься, поторопиться, попотеть, прежде чем достигнешь чего-то. В общем, переходим к следующей — четвертой скорости.

Четвертая скорость — это ускоренный темп. Как правило, так мы существуем, когда напряжены, что-то тревожит нас, создает дискомфорт, волнение, напряжение. Хотя тот же темп может быть признаком и приятного возбуждения, нетерпения, связанного с ожиданием чего-то необычного, радостного. Четвертая скорость выше обычной. Порой в движениях, речи героя мы замечаем торопливость, суетливость, нервозность...

Пятая скорость — почти бег. Все происходит в темпе, преувеличенно быстром. Торопимся, опаздываем, бежим, говорим взахлеб, размахивая руками, вообще ожесточенно жестикулируем...

Теперь, когда вы знакомы со всеми пятью темпами-скоростями, выйдите, пожалуйста, на площадку, и попробуем вместе просуществовать в каждой из скоростей. Я называю номер скорости, а вы пытаетесь практически освоить ее. Заставьте весь организм переключаться быстро и точно со скорости на скорость. Дайте команду мышцам запомнить разницу между темпами. <...>

Прекрасно! Можете занять свои места. Теперь каждому из вас придется сдать личный экзамен. Кто из вас первым выйдет на площадку? Аплодисменты самому смелому! Итак, начинаем движение в третьей скорости <...>, переходим на вторую. <...> Не нужно замедлять темп настолько, это уже скорость два-минус или один-плюс. Попытаемся быть точными и двигаться именно в заданной второй скорости! Спасибо. Пятая скорость! <...> Хорошо. Следующий участник — прошу на площадку. (Идет индивидуальная проверка. Каждый из играющих получает три-четыре скорости и в течение 5—10 секунд демонстрирует движение в этих темпах. Ведущий при активном участии зрителей оценивает и комментирует соответствие темпа исполнения заданной скорости...)

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

ооооооооооооооооооооооооооосоооооооооооооо

Теперь усложним задание. Я приглашаю на площадку тройку участников и каждому присваиваю номер: первый, второй,третий.

Номер скорости, который я буду называть, — это задание для второго игрока. Первый участник должен «понизить» задание на единицу, а третий — «повысить» тоже на единицу. Таким образом, если вы слышите от меня цифру «четыре», то второй игрок двигается в четвертом темпе, первый — в третьем (4 — 1), а третий — в пятом (4 + 1). Прозвучит цифра «пять», значит, второй — в пятом темпе, первый — в четвертом, а третий? Третьему тоже придется находиться на пятой скорости. Потому что шестой не существует. То же самое произойдет, если будет названа, скажем, цифра «один»: второй находится в первом темпе, первый останавливается и стоит (1 — 1 = 0), а третий двигается во втором темпе... Все эти расчеты вам придется делать быстро и самостоятельно по ходу упражнения. А сейчас первая тройка выходит на площадку! Обратите внимание, чтобы каждый из игроков оставался именно в собственном темпе, а не перескакивал на темп соседа.

Следующий этап задания — обоснование темпа. Задание для всей группы: выйти на площадку и попробовать найти оправдание движения, существования каждого из актеров в темпе номер один, Пусть каждый подвигается по сцене, поищет физическое и эмоциональное состояние, которому подошел бы заданный темп. На эту работу вам дается три минуты. <...>

После трехминутной репетиции — показ и обсуждение. Найдено ли соответствие между скоростью и психофизическим состоянием? Один из актеров изображает учителя, объясняющего урок в первом темпе.

Подходит ли эта ситуация к заданию? На первый взгляд для «усредненного» учителя, объясняющего материал, подойдет темп номер три, четыре, но никак не один! Но представим себе, что параллельно с объяснением урока он:

• следит за тем, что за спор происходит в конце класса;

• думает о том, не забыл ли дома выключить газ;

• поймал себя на мысли, что не помнит формулу;

• почувствовал недомогание...

А вот одна из героинь другого сюжета бредет по аллеям парка. Она печальна и грустна. Останавливается, задумчиво смотрит в небо... Здесь первый темп кстати. Подходит к заданию и сцена, в которой один из участников погрузился в чтение. Даже книжную страницу он переворачивает предельно медленно, так заворожен интересным рассказом... Даем для репетиции и показа еще один-два темпа и работаем с ними. <...>

Следующее задание. Разбейтесь на группы по два—пять человек. Задание: придумать и отыграть сцену, которая подходила бы для определенного темпа (его определяет сам ведущий!). В течение десяти минут вы придумываете сюжет и репетируете, обращая внимание на то, что все без исключения действующие лица существуют в рамках сцены лишь в заданном темпе. Понятно, что ваша история должна логически «подходить» к полученной скорости или, наоборот, — скорость должна быть «оправдана» историей, которую каждая из групп представит. <...> Теперь, когда все группы показали свои варианты историй, мы видим, что самые различные события могут происходить в одном и том же темпе,

63. «СТУЛЬЧИК»

Финальная часть заданий по теме «Темпоритм» проводится со стулом. Кроме него нам потребуются доска и мел или большой лист бумаги и фломастер для записей.

На доске записываются три цифры. Например: 3 — 2 — 7. На середине площадки ставится стул.

Мы продолжаем работать с различными темпами. На сей раз задание таково. Вы по очереди будете выходить на

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

площадку к этому стулу и выполнять три простых физических действия. Вам предстоит сесть на стул, посидеть на нем и встать. Очень просто, не правда ли?! Теперь обратите внимание на доску. Здесь записаны три цифры. Что обозначает эта формула? Первая цифра — это количество секунд, за которые вам предстоит опуститься на стул из положения стоя. Вторая цифра говорит о времени, которое вы проведете, сидя на стуле. А третья — тот временной отрезок, за который вам нужно будет подняться со стула (то есть плавно перейти из положения «сидя» в положение «стоя»). Проверим нашу формулу! Садимся, то есть опускаемся на стул, не одним махом, а за три секунды. Наслаждаемся покоем две секунды. И целых семь секунд нам понадобится, чтобы встать! Давайте попробуем технически выполнить задание. (На площадку один за другим выходят несколько участников для выполнения задания. На этом этапе все внимание — соответствию действий указанному времени. Точно ли ощущает актер время? Умеет ли правильно распределить его?)

Итак, проверили наши «биологические часы», потренировались в сосредоточенности. Пришло время вспомнить о том, что мы люди театра, а значит, и у этого задания есть перспектива превратиться в театральный этюд, игровую сцену. Сейчас вам предстоит не просто технически «реализовать» ту или иную формулу, которую я запишу на доске, а отыграть ее, оправдать театрально.

Скажем, дана формула 5—1 — 1. Что за причина, по которой человек так медленно опускается на стул? Почему лишь секунду он сидит и порывисто (тоже всего за секунду) встает? Кто хочет предложить свой вариант сцены? Пожалуйста, на площадку! (Несколько идей показа: герой присаживается на стул, разглядывая что-то вдали, и быстро вскакивает, потому что стул свежевыкрашен. Герой садится медленно, опасаясь подвоха, и вскакивает оттого, что просмотрел маленький гвоздь, сел на него и порвал брюки...)

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

* * *

«Круг друзей» — так назвал я этот сборник. Во многом это — определенная установка, концепция, как ни высокопарно, может быть, звучит это слово.

Круг — наилучшая форма для занятий в группе: здесь все и каждый не только равны (нет ни первого, ни последнего), но и хорошо видят друг друга.

Круг создает доверительность, интимность, сопричастность.

Круг концентрирует внимание на том, что происходит внутри него, отсекая внешние раздражители.

Круг защищает — у него есть и границы, и форма.

Как вы успели заметить, большинство встреч, обсуждений, разборов этюдов и упражнений мы проводим именно в круге (хотя и учебный полукруг — форма удобная и принятая в ходе занятий).

...Без малого двадцать лет я занимаюсь любительским молодежным театром. И никогда, ни в одной из групп я не проводил модных сегодня «аудиций», не устраивал экзаменов и конкурсных прослушиваний. Я убежден, что круг театра должен быть открыт для любого, кто заражен вирусом сцены, ведь все мы хотим любви обоюдной!!/

В самодеятельном театре представление о собственной звездности, элитарности, недосягаемости — губительно. Атмосфера доброжелательной открытости, доверия, глубочайшего понимания ответственности и жесткий принципиальный спрос за пренебрежение интересами коллектива воспитывают самодеятельного актера. Вы скажете, что в этрм перечне отсутствуют профессиональные актерские умения и навыки, что молодежная театральная студия — это не подростковый клуб, основной задачей которого является воспитание личности. И все же...

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Могу сослаться лишь на собственный опыт. Практически не было случая, когда динамика группового развития театрального коллектива не стала бы катализатором и личного профессионального роста ребят. У кого-то происходил чудесный скачок в умениях. У других эволюция — освобождение от зажимов, комплексов, привыкание к сцене и освоение ее законов — заняла месяцы и годы. Но ни один, повторяю — ни один, не остался в итоге на скамейке запасных.

Наш общий тесный круг друзей, людей, преданных театру, любящих быть и работать вместе, принимал всех. Я рад, что сегодня к нашей компании присоединились и вы, уважаемый Читатель!

часть вторая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо - student2.ru

Чгловек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне челозе-ком лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо - student2.ru

а сцене — «Театр-дилемма»! Молодые актеры театра-студии МИКС приглашают нас на интерактивное представление «Права человека без маски»!

«Ребята, мы с удовольствием принимаем наших гостей — группу "Театра-дилеммы", которая приехала к нам в школу, чтобы мы все вместе могли обсудить проблемы взаимоотношений человека и природы...»

«Думаю, что участие в семинаре "Театра-дилеммы" открыло мне глаза на проблемы моего супружества. Не уверена, что цикл сеансов с психологом помог бы мне в такой же мере!»

«Слушай, Миша, это такой кайф — чувствовать, что зал мне верит, меня слышит, со мной "работает". А как они рвутся.на сцену, чтобы высказаться!!!»

Это цитаты нескольких месяцев 2008 года.

Написал дату и понял, что, если бы не рукопись книги, прозевал бы пятнадцатилетие «Драмы-дилеммы»!

Пятнадцать лет жизнь проверяет эффективность моей методики в самых разных и порой непривычных вариан-

От первого лица

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

тах. Разработанная для занятий с молодежью, она блестяще зарекомендовала себя и с детьми, и с подростками, и... со стариками. Что касается возраста от 20 до 60, то и здесь прорыв очевиден. Бизнес-классы часть моих коллег проводит исключительно в технике «драма-дилемма», а кроме того, кросскультурные семинары, тренинги поиска работы, подготовки к армейской службе, мастер-классы по коммуникации...

Рожденная в Израиле, «Драма-дилемма» прописалась в России и на Украине, в США и в Молдавии. Это из тех стран, где театр-дилемма работает, откуда я получаю какие-то отзывы, просьбы о совете, методических подсказках. А сколько мест, о которых я не знаю?!

Перед вами — рассказ о рождении техники работы с личностью, о пограничном существовании «драмы-дилеммы» между психологией и театром, между реальным и возможным, воображаемым, между игрой и реальностью... Рассказ этот авторский, субъективный, пристрастный. Смело переворачивайте страницу, если готовы отправиться со мной в путешествие во времени и в пространстве «драмы-дилеммы»!

В театр я попала совершенно случайно. Было мне тогда счастливые пятнадцать. Гормоны играли вовсю!

В то время я увлекалась рисованием, занималась серьезно балетом, ни о каком театре не думала. Моя подруга Алена «записалась в драмкружок», после чего пришла ко мне раскрасневшаяся и заявила, что на репетиции были «такие интересные мальчики...», что я обязана с ними познакомиться.

Так я и сделала. Первое, что произошло со мной в «Ювен-те», — я влюбилась. Во-вторых, я заинтересовалась репетициями, которые как-то сразу стали для меня возможностью

4-Актфский тренинг

Часть вторая

оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооооооооо

выразить все накопившееся в душе, не раз передуманное. Миша, наш режиссер, сразу дал задания, которые оказались «работой по моим проблемам»... Тут-то все и началось!

Я провела в «Ювенте» около пяти лет. Мы ставили пьесы, катались по стране со спектаклями и театральными программами, участвовали в творческих мастерских и театральных лагерях. Я оставила сперва балет, потом и рисование. Алене пришлось заново выучить забытый русский язык. С каждым годом крепла уверенность, что все, чем я занимаюсь, — не зря! Я получала огромное удовольствие от возможности делиться с другими тем, что давала мне «Ювента».

Окончив школу, решила, вопреки мнению папы, идти поступать в театральное училище Нисана Натива. Это был четырехлетний «курс молодого бойца» от театра. Уже три года, как училище закончено. С однокурсниками мы создали свой экспериментальный театр — молодежную группу «Ципорела». Мы сами пишем скетчи, сами режиссируем, сами играем, сами занимаемся хореографией, костюмами, гримом...

А началось-то все с «Ювенты»!

Тамара Клейнгон,

актриса театра и телевидения,

выпускница «Ювенты», 2002 год

...В 1993 году в молодом приморском городе Ашдоде при культурном центре «Бейт Лаврон» я собрал молодежную театральную группу русскоязычных подростков — новых репатриантов. Сказать, что эти тринадцати-четырнадцати-летние ребята были увлечены театром, было бы абсолютнейшей неправдой. Жили они к тому времени в Израиле всего один-два года. Их семьи населяли район новостроек, в котором более девяноста процентов жителей, так же как и они, были новыми гражданами страны. В поте лица зарабатывали хлеб насущный, выплачивали ипотечные ссуды и старались привыкнуть к новой стране, к незнакомой культуре, изнуряющей жаре, понять с трудом поддающийся изучению иврит...

От первого лица

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Родители с утра до вечера на работе — закладывают базу экономического процветания семьи. Ну а дети, предоставленные сами себе, ушли на улицу. Потому что дома — бабушка с дедушкой, а значит, в лучшем случае — «здрасьте — до свидания», а в худшем — классический конфликт поколений, осложненный эмиграцией, изменением социального статуса и утратой привычной культурной среды.

Ивритоязычные сверстники нашим молодым героям пока что знакомы и понятны не более, чем марсиане. «Они» — это не «мы». Их тарабарский язык непонятен, песни не песни, а внешний вид вызывает недоумение и зависть одновременно. В районе новостроек не было тогда ни клубов, ни парков. Все, что оставалось, — кучковаться и сидеть на железных перилах дорожных ограждений, как птенцы на жердочке. Так я и снимал их с «придорожного насеста» одного за другим.

Группа создавалась тяжело. Первые репетиции проходили в ближайшей к домам школе, а уже потом, не без труда, я увел их в клуб «чужого» района. Клуб, ставший с тех пор нашим домом.

Сперва о театральной студии можно было и не помышлять. Все походило на обычную молодежную тусовку. Песни под гитару, известные подростковые игры, легкий треп обо всем понемногу, а иногда — более серьезные разговоры «по-мужски», в просторечии именуемые «разборками»... Постепенно притерлись друг к другу, появилось желание вместе праздновать дни рождения, выйти в совместный поход, Старые игры приедались, пришло время придумывать новые.

Постепенно создавалась группа, распределялись стихийно роли. Костя — песни, анекдоты, гитара. Лена — организация дней рождений, поездок, праздников. Анюта — сперва рисует поздравительные открытки для именинников, а потом оформляет афиши первых наших спектаклей. Миша и Ави — придумщики, вместе с Ларисой всегда готовы сочинить и исполнить смешной скетч, они же — сце-

Часть вторая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

наристы первой эстрадной программы «Привет, это мы!». Еще один Миша все больше молчит на репетициях, но если нужно что-то сделать руками: приколотить, подключить, наладить, — то он первый и абсолютно надежный исполнитель... Так возникала молодежная театральная студия «Ювента» («Юность»).

Режиссер подобной студии уже не только режиссер, но воспитатель. Мне приходилось мирить поссорившихся друзей, знакомиться с приводимыми на репетицию поклонниками и поклонницами, выслушивать жалобы учителей и отвечать на ночные звонки родителей, пытающихся выяснить, в котором часу закончилась репетиция и где искать пропадающее за полночь чадо.

С самого начала существования «Ювенты» я понимал, что театральная сцена для этих мальчишек и девчонок — это нечто вторичное. На первом плане — атмосфера своей компании: поддержка, понимание, интересное общение, совместное дело. Театр, как они писали в первых анкетах, давал силы, уверенность в собственных возможностях, заменял личного психолога, раскрепощал, поднимал в глазах друзей-зрителей... Театр — иной эмоциональный настрой, возможность поездок по стране с первыми гастролями. Это ощущение значимости, ответственности, взрослости.

Неудивительно, что упражнения на самораскрытие, партнерство, задания, пограничные с областью психодрамы, социометрии, всегда пользовались у ребят особенным успехом. Так они лучше узнавали друг друга. Ощущение общности делало столь непохожих подростков группой.

В «Ювенте» случались вещи, почти невозможные в профессиональной труппе. Здесь никогда не было закулисных интриг, здесь играющая «в очередь» молодая актриса могла уступить главную роль в премьерном спектакле своей партнерше, неожиданно получившей повестку о призыве в армию, а после успешной премьеры искренне расцеловать «соперницу» и вручить ей букет цветов.

Постепенно клуб превращался в театр. Ядро оставалось и крепло, а новые люди приходили уже в оформившуюся

От первого лица

ооооооооооооооооосоооооооооооооооооооооооо

группу, называемую театральной студией. Так что они понимали, куда и на что идут. «Ювента» играла эстрадные спектакли. Спектакль-реквием «Свечи нашей памяти» стал цен-• тральным городским событием в День Катастрофы 1995 года. Затем были спектакли по произведениям К. Чапека и У. Сарояна, А. Хрякова, Ханоха Левина, театральные фестивали... Появились отдельные сцены, а потом и программы на иврите — театр «акклиматизировался» вместе с его участниками.

* * *

Однажды в моей квартире раздался звонок. Рувен Бен-Хаим, руководитель отдела в Объединении клубов, был, как всегда, доброжелателен и лаконичен:

— Ты знаешь, что я люблю твоих ребят. Поэтому хочу, чтобы их узнали и полюбили остальные. Я провожу семинар для руководителей молодежных клубов. Забивать головы работников клубов теорией пробовали — не помогает. Я думаю, что им требуется эмоциональный шок. Так что приезжай со своими ребятами на встречу и попытайтесь объясниться с молодежными лидерами на своем театральном языке. У тебя в запасе две недели, договорились?!

Мы взялись за работу. На первой же репетиции ребята принялись выполнять мое задание: сформулировать и записать на листке три беспокоящие их проблемы. Список в итоге получился внушительным. Чтобы выбрать из него самые характерные ситуации, свел участников в тройки, каждая из которых после группового обсуждения должна была определить три общие для всех членов группы проблемы. Через десять минут тройки укрупнились в шестерки с подобным заданием. В итоге в моих руках оказался список из актуальных для всех участников тем:

« Как быть принятым окружающими, не изменяя собственному «Я»?

• Взаимоотношения со сверстниками.

• Как бороться со стереотипами восприятия другого?

Часть вторая-

оооооооооооорооооооооооооооооооооооооооооо

• Я и моя семья: поле боя или мирный диалог?

• Как быть любимым?

Обратите внимание, что из этого и так небольшого списка большинство проблем одинаково актуальны для иерусалимского подростка, тинейджера из Москвы или Детройта, парней и девчонок из Днепропетровска или Неаполя...

Вернемся, однако, к тому вечеру в клубе. Обсудив полученный в результате совместной работы список, все молодые актеры вернулись в свои изначальные тройки, чтобы вспомнить и поделиться с товарищами случаями из жизни, которые смогли бы проиллюстрировать каждый из пунктов нашего списка.

На той репетиции завершить работу мы не успели, так что ребята расходились по домам с домашним заданием. Следующую встречу начали с рассказа житейских историй. Одна была о школьнице, которая заплетает косы и носит платья и поэтому терпит насмешки одноклассников, но знает, что именно этот стиль ей к лицу, именно в таком привычном виде она чувствует себя уверенно. Что же делать: стричь косы и влезать в джинсы или оставаться белой вороной среди соучеников?!

Другая сцена описывала страхи девчонки, получившей от приятеля приглашение на вечеринку. В своем воображении она видит лишь отталкивающие образы-стереотипы. На каждый вопрос друга: «Ну, договорились? Идем?» -яг девушка отвечает отказом и надуманными поводами. Отчаявшийся молодой человек требует откровенного объяснения и получает его: «Я не пойду с тобой, потому что там наверняка будут...» — и она, захлебываясь слезами, рисует перед ним воображаемые образы-уроды.

— Постой, но кто тебе сказал, что мои друзья такие?! Ты ведь с ними абсолютно незнакома. Ты не знаешь мою компанию!

— Не знаю и знать не хочу! — категорически рубит девушка.

От первого лица

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Была еще история мальчишки, который в квартире, где проживают совместно три поколения семьи, мается от отсутствия собственного угла, «частной территории». Символом этого вавилонского столпотворения стала борьба за пульт дистанционного управления телевизором. Бабушка, мама, младшая сестра, подружка, вернувшийся с работы раздраженный отец — все претендуют на место «у ящика» и просмотр любимой программы. При этом каждый говорит о необходимости любви к ближнему, уступок, проявлении воспитанности, терпимости...

С этими-то сценами мы отправились на встречу с молодежными лидерами.

...Что сказать, успех был оглушительным! Само выступление заняло чуть более получаса, но развернувшаяся затем дискуссия... Прощаясь с молодыми актерами, все в один голос сетовали, что встреча заканчивается столь камерным результатом. Наши зрители — руководители молодежных клубов — считали, что подобный вечер — начало большого проекта.

Потом были дни и месяцы, проведенные за обсуждениемидеи с работником отдела молодежи и «человеком театра» Майей Больцман, которая так много сделала для рождения > проекта, беседы с Рувеном, «мысли вслух» на репетициях «Ювенты» и чтение литературы по психодраме.

Постепенно сформировалась концепция.

Идея получила название «Драма. Импровизация, Дилемма». Началась жизнь программы «ДИД»: «Ювента» превратилась в экспериментальную базовую группу, а я неожиданно для себя получил статус художественного руководителя всего проекта. Участвовать в нем захотели пять молодежных театров, часть из которых представляли репатриантов (новых жителей Израиля), а часть — коренную израильскую молодежь.

Часть вторая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

во отказаться от участия в чем-то. Возьми столько, сколько ты «в состоянии нести»: в ответственности, в совместном творчестве, в репетициях, в кайфе...

5. Если чего-то не понял — уточни и попроси объяснений. Не знать — не стыдно, стыдно — не хотеть знать!

6. Чувствам — да, сексу — нет! Уважение к границам взаимоприемлемого физического контакта и к «личному пространству».

7. Ни капли алкоголя и наркотиков!

8. Я отвечаю за себя, свои поступки, решения. Моя ответственность за себя — это доля моей ответственности за успех

всей группы, моей ответственности перед моими товарищами по театру.

9. Дискретность. Неразглашение личных тайн и проблем товарищей — залог уважения группы и к моим секретам и тайнам. Все, что происходит в группе, не выходит за ее пределы. «Все остается в семье».

Работа над групповым договором ведется порой параллельно с коммуникативным тренингом: усилиями по сплочению группы, созданию атмосферы дружелюбия, открытости, приятия «другого». Здесь есть место и разговорам, и совместным походам, праздникам, и работе в рамках репетиций. Можно с этой целью использовать большую часть упражнений из раздела «Круг друзей».

Кроме этого, приведу еще две группы упражнений, актуальных при подготовке молодых актеров для «драмы-дилеммы». В первой из групп — этюды по актерскому мастерству. Дополняя многие упражнения из раздела «Круг друзей», они помогут успешно решать специфические задачи, возникающие в рамках встреч «ДИД». Во втором блоке — задания, которые связаны с психологией. Это любимые моими актерами из «Ювенты» упражнения по психогимнастике, психодраматические этюды, тренинг эм-патии...

От первого лица

оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо

Я думаю, что тип подобных заданий любим именно потому, что для подростков они — своеобразный тест на личностный рост, «исповедальня», возможность проявить свои лучшие качества в практическом общении с товарищами. В то же время в этих упражнениях скрыт не только огромный воспитательный потенциал, но и профессиональный смысл. Не представляю себе, что молодой человек, не прошедший в той или иной степени коммуникативный тренинг, сможет достоверно играть на сцене в дилеммах, общаться с партнерами и быть эмпатичным к герою-протагонисту!

64. «ЗВУКИ МУЗЫКИ»

Нам потребуется для этого многоступенчатого упражнения:

• звуковоспроизводящая аппаратура;

• большая комната, позволяющая участникам свободно двигаться;

« листы бумаги для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Эта встреча целиком будет посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров. Многообразие восприятий музыкального материала мы попытаемся отразить в смежных формах творчества — пластическом искусстве и театре.

Первый этап начнем с разговора о роли музыки в нашей жизни, о музыкальных предпочтениях участников группы, о том, какой стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное произведение, с которым были бы связаны особые события? Владеют ли участники встречи музыкальными инструментами, какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?..

Второй этап начинается с прослушивания музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать трех-

Часть вторая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, не сковывающая свободный полет фантазии, не конкретизированной текстом, — классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке...

Вслед за прослушиванием фрагмента просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыкального произведения. В то время как группа работает, ведущий несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, который становится «фоном» творчества. Через 20—25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.

Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки, движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении — попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка «обрабатывалась» средствами изобразительного искусства, то здесь инструментом становятся тело, ритм, движение.

Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента или, если вы заметите в группе признаки усталости от многократного повторения того же музыкального материала, другой фонограммы. В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела... Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза. Задание: попробуете увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных точек комнаты. По хлопку тот, к кому я подойду, выйдет из состояния «заморозки» («фриза», от англ. «застыть», «замерзнуть») и попытается продолжением дви-

От первого лица

оооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооо

жения логически оправдать получившуюся позу. Например, один из участников был «застигнут» в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы — по хлопку ведущего начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза — это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество. Ведущий, переходя от игрока к игроку, «открывает» их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка — движение — пауза-фриз — хлопок — «оправдание» позы в продолжающемся действии...

Пятый этап — завершающий. (Он потребует не менее 40—60 минут.) Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную позу, закрыть глаза и вновь вслушаться в музыку, дать волю ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям...

Закончив прослушивание, просим группу разделиться на подгруппы по 4—6 человек в каждой. В этих микрогруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы «действие легло на музыку». Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй... Когда подойдет время показа, ведущий даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия.

Часть вторая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Завершение: обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Педагогу достаточно поощрить высказывания и дать группе возможность общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмоции и взгляды товарищей по группе.

Примечание: в случае необходимости задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах репетиционной работы. Но, по опыту, могу заметить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок (1,5—2 часа) придает встрече особый смысл.

65. «ПУСТЬ ВСТАНУТ ТЕ, КТО...»

Группа сидит в круге. Ведущий (он единственный стоит, для него нет стула) обращается к участникам:

— Я хочу предложить вам начать встречу с игры, которая покажет нам, насколько, при всех различиях и непохожести, мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем об одном и том же...

Лучше узнать друг друга нам поможет игра под названием «Пусть встанет тот, кто...». Играют в нее так: я начну с какого-то заявления, которое касается моего личного опыта. Скажем, примерно так:

— Пусть встанут те, кто... любит проводить время на природе!

Все, кто любит отдыхать в лесу, на море, ходить по аллеям парка, карабкаться в горы... должны встать и очень быстро пересесть на другое место.

Кому-то из нас стула не хватит, и он начнет следующий круг: «Пусть встанут те, кто...» При этом каждый ведущий должен называть то, что есть у него, что свойственно ему. Можно говорить о составе семьи, о проблемах общения, о том, чем он гордится, чего опасается, чего хотел бы достичь...

От первого лица

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

К примеру:

— Пусть встанут те, кто больше трех раз прочитал «Гарри Поттера».

— ...кто уверен в необходимости участия детей в планировании семейного бюджета.

— ...кто любит экстрим-туризм.

— ...кто не любит ходить по магазинам.

— ...кому сложно развлекать детей и придумывать для них игры.

— ...кто занимается боевыми искусствами...

66. «5РИЗ!»

Английский глагол «freeze» — «мерзнуть, замерзать, покрываться льдом» — стал едва ли не одним из самых популярных терминов актерского тренинга. По команде «Фриз!» любое движение прекращается, актер застывает, «замерзает» на месте.

Простейшее упражнение — спонтанное движение по комнате. По хлопку или другому сигналу ведущего — остановка. Затем — «оправдание» позы продолженным действием.

То же задание, но после остановки действует (выходя из статической позы) уже не один, а два актера, оказавшихся по соседству. Теперь мало «оправдать» лишь собственное движение, его нужно «пристроить» к партнеру!

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо - student2.ru

Работать с различными фризами можно часами, находя каждый раз другое применение идее мгновенной смены остановки-активности («freeze»-«action») в достижении разнообразных задач. На фризах можно отрабатывать концентрацию внимания, владение мышцами тела,

Ш

Часть вторая

Наши рекомендации