Конструирование опросника.
При конструировании опросника может использоваться модель, предложенная А.Г. Шмелевым, разработанная для изучения личности (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.И. Практикум по экспериментальной психосемантике: мезаурус личностных черт. – М., 1988. – 208 с.).
Эта модель предполагает выполнение следующего алгоритма действий:
1. Запись статьи тезауруса
Например, слово «добрый».
Определить симиляры и оппозиты, которые образуют «облака» значений вокруг синонима и антонима основного (ключевого) слова.
Симиляры → Оппозиты
(синонимы) (антонимы)
2. Конструирование вопросов или утверждений о поведении, соответствующие всем симилярам и всем оппозитам из словарной статьи тезауруса.
Например, первый симиляр к слову «добрый» в словаре Ожегова – «альтруист». Его толкование сводится к следующему: «человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами».
На основе выбранного симиляра может быть разработан вопрос: «Всегда ли Вы готовы бескорыстно действовать на пользу другим, не считаяси со своими личными интересами?» или
утверждение: «Я всегда готов бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами».
3. Конструирование или заимствование вопросов или утверждений для шкалы лжи, которая обязательно должна присутствовать в опроснике.
Рекомендуется, чтобы количество вопросов для шкалы лжи находилось в следующем численном соотношении с общим числом непосредственно диагностических вопросов: составляло не менее 50 %.
Шкала лжи предназначена для оценки искренности обследуемого. Она основана на мнениях, считающихся престижными, которые выявляют тенденцию обследуемого к приукрашиванию себя в глазах других.
Примеры утверждений по шкале лжи могут быть заимствованы:
1) Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1991. – С. 28 – 29.
2) Марищук Л.В., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. – 2 –е изд., - М., 1990. – С. 58 – 59.
3) Личностный (опросный) тест Кеттелла.
4. Формулирование инструкции для опросника.
Инструкция должна содержать утверждения:
а) формирующие положительный настрой на процедуру опроса у испытуемого;
б) мотивирующие обследуемого к достоверным ответам;
в) описывающие процедуру выполнения опросника;
г) гарантирующие испытуемому неразглашение характера данных им ответов;
д) выражающие обследуемому благодарность за участие в опросе.
Пример инструкции: «Уважаемый участник. В целях улучшения….. просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов
Вам необходимо ответить на (количество) вопросов. Вопросы касаются …. Отвечайте на них быстро».
5. Формирование структуры опросника.
При разработке структуры опросника учитывают, что все вопросы принадлежат к трем типам:
- сформулированные на базе симиляров;
- сформулированные на основе оппозитов;
- вопросы, относящиеся к шкале лжи.
В соответствии с этой особенностью вся структура опросника представляет собой сочетание наборов вопросов, состоящих из триад.
6. Разработка таблицы ключей и баллов.
В таблице указываются номера вопросов или утверждений, фиксируется характер ответов (к примеру, Да, Нет) и количество баллов по изучаемому показателю.
Традиционно количество баллов за соответствующие ответы по определенному вопросу определяется степенью сходства / различия между ключевым словом и симиляром:
а) при выполнении 2 –ух условий в диапазоне выраженности коэффициента, выражающего сходство К1> 0,63 и К2<0,35 – начисляется 3 балла;
б) при выполнении хотя бы одного из условий – 2 балла;
в) при не выполнении ни одного из условий – 1 балл.
7. Конструирование бланка для регистрации ответов испытуемого.
8. Подготовка трафаретов для подсчета баллов по шкалам.
9. Подготовка основы для интерпретации экспериментальных данных:
1) нахождение max возможного значения баллов по каждой отдельно взятой шкале – Xmax;
2) определение среднего значения: Xср=Xmax/2;
3) определение стандартного отклонения: σ=Xmax/4;
4) установление границ интервалов:
Низкие Средние Высокие
_ _ _ _ _ _ _ _ _ .--------------------------.___________________________
0 Xmax/4 Xmax-Xmax/4 Xmax