Развитие: от патологии к индивидуации
Московская ассоциация аналитической психологии
Региональная программа курса
«Аналитическая психология и психотерапия»
Региональная программа разработана для всех,кого интересует юнгианская психология и психотерапия и кто не имеет возможности обучаться в Москве. По своему содержанию она является сокращенным аналогом московской программы подготовки аналитических психологов МААП, но структурирована с учетом специфики регионального преподавания.
Задачи программы:
— Формирование основного представления о теории и практике аналитической психологии и психотерапии.
— Освоение юнгианского подхода к пониманию бессознательного и контакта с ним.
— Исследование собственной психической реальности в категориях юнгианской психологии и интеграция личного опыта.
— Освоение основных аналитических методов работы с бессознательным.
— Поддержка собственной психотерапевтической практики участников группы.
Длительность программысоставляет три года. Объем выездного семинара (цикла) составляет 20 часов (2 учебных дня), таким образом, общий объем программы 280 учебных часов.
В соответствии с региональными целями и задачами обучения содержание предлагаемой программы и ее длительность может быть изменена.
Первый год.
Аналитическая психология: основные понятия.
1Семинар: Образы души в Юнгианской психологии (Юнг и современная аналитическая психология)
- Карл Густав Юнг: реконструкция личного мифа и основные работы.
- Детство, семейные мифы и первые встречи с бессознательным.
- Начало психиатрической практики и ассоциативный эксперимент. Понятие коллективного бессознательного. Специфика юнговского подхода к бессознательному: реальность психического, комплиментарность бессознательного, принцип синхронии.
- История отношений с З. Фрейдом, личностный кризис. Открытие методов встречи и диалога с бессознательным. Понятие индивидуации и работа «Психологические типы».
- Опыт переживания кризиса.
- Современные школы аналитической психологии. IAAP и система подготовки аналитиков.
2Семинар: Анатомия психического (1 часть)
- Строение психики: сознание, личное и коллективное бессознательное. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип.
- Понимание комплекса в аналитической психологии. Психоаналитическая модель симптомообразования. Определение и структура комплекса. Механизм формирования комплекса.
- Эго: определение и функции. Механизм формирования. Зрелые и незрелые способы функционирования Эго.
3Семинар: Анатомия психического (2 часть)
- Теория архетипов. Понятие и свойства архетипов. Архетип и архетипический образ. Проявления архетипа в сновидениях.
- Базовые архетипы структуры личности.
- Персона: понятие и функции. Образы архетипа. Взаимосвязь Персоны и индивидуации.
- Тень: понятие. Содержательное наполнение архетипа. Эволюция образов Тени в сновидениях. Проявление Тени в проекциях и отношениях. Индивидуальная и коллективная Тень. Психотерапевтические способы работы с Тенью.
4Семинар: Путеводитель по трансформациям
- Анима и Анимус. Определение и функции. Архетипические образы. Этапы развития Анимуса и Анимы. Охваченность архетипом.
- Самость: определения. Образы Самости. Биполярность Самости и ее проявления. Первичная и вторичная Самость. Самость в первой и второй половинах жизни. Понятие нуминозного. Трансцендентная функция. Инфляция – дефляция Эго.
- Индивидуация: определения. Ось Эго-Самость. Образы индивидуации. Кризис и его функции в индивидуации. Преобразования идентичности. Образы трансформации. Формирование личного мифа. Принцип синхроничности. Специфика психотерапии в первой и второй половине жизни.
Второй год.
Развитие: от патологии к индивидуации.
5семинар: Психоаналитические теории развития(1 часть)
- Психоаналитический подход к развитию: Фрейд и его последователи. Основные идеи теории объектных отношений и селф-психологии. Механизмы защиты. Стадии психического развития.
- Оральная стадия в описании З.Фрейда. Оральный характер и его защиты. Развитие объектных отношений по М.Малер и М.Кляйн. Теория привязанности Дж.Боулби. Контейнирование и другие понятия У.Биона .
- Анальная стадия в описании З.Фрейда. Анальные характеры (специфические защиты). Роль агрессии в развитии. Творчество как разрешение анального конфликта. Тема сепарации в теориях М.Кляйн, М.Малер. Сепарационная травма в работах Дж. Боулби. Переходный объект и другие понятия Д. Винникотта.
6семинар: Психоаналитические теории развития(2 часть)
- Фаллическая стадия развития. Нарциссизм и Эдипальность. Миф о Нарциссе. Представления З.Фрейда о нарциссизме. Первичный и вторичный нарциссизм. Нарциссический характер. Эдипов комплекс и истерический характер.
- Латентная и генитальная стадии психического развития.
7семинар: Уровни и стадии психического развития, клиника
- Психоаналитическое представление об уровнях психической организации. З.Фрейд о связи стадий психического развития и определенных типах невроза. Классификация характеров С.Джонсона. О.Кернберг об уровнях нарушенности психики и классификация Н.Мак-Вильямс. Диагностические критерии психических структур по О.Кернбергу и Бержере. Структура диагностического интервью.
- Патологии развития на оральной стадии и психотическая структура личностной организации. Зависимости и шизоидные расстройства. Задачи терапии.
- Нарушения сепарации и пограничная структура личностной организации. Особенности аналитического процесса и задачи терапии. Симбиотическая проблематика. Созависимости. Садо-мазохистические расстройства.
- Невротическая организация психики. Нарциссические расстройства: структура объектных отношений и патологическая структура Я (Дж.Мастерсон, С.Джонсон, О.Кернберг). Две линии отношения к нарциссическим расстройствам: сопоставление идей О.Кернберга и Х.Кохута, «мужской» и «женский» подход. Комплекс мертвой матери (А.Грин). Специфика аналитического процесса и терапевтических задач.
- Эдипов комплекс и проблемы половой идентичности.
8и 9 семинар: Индивидуация (2 семинара)
· Специфика юнгианского взгляда на развитие (работы К.Юнга, М.Фордхама, Э.Ноймана).
- Юнгианский подход к психопатологии.
- Э.Нойманн: уроборическая стадия развития. Симбиотичность как основание для переживания целостности. Юнгианский взгляд на психозы и дезинтеграцию. Теория травмы Д.Калшеда.
- Рождение Эго как важнейший этап индивидуации (Нойман, Кемпбелл). Разные составляющие сепарационного процесса. Интеграция Эго. Разные формы культурных инициаций.
- Юнгианский взгляд на нарциссизм. Понятия фалличности и инфляции (Эдингер, Уайли). Терапевтические подходы К.Аспер, Н.Шварц-Саланта, Д.Уайли, М.Вудман. Специфика терапии, особенность работы с переносами. Архетип Пуэра. Нарциссизм психоанализа (Д.Хиллман).
- Темы мужественности и женственности в работах юнгианских авторов (фонФранц, Эстес, Болен, Вудман, Янг-Айзендрат, Моник, Джексон, Холлис). Стадии развития Анимуса и Анимы.
- Боги и симптомы (Дж.Хиллман). Юнгианский анализ мазохизма, депрессии и пр.
Третий год.