Раздел 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Эргономист
Эргономика это одновременно и научная и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда. Синтез данных разных наук необходим в решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей – трудовых функций, предназначенных для людей- субъектов труда.
В нашей стране идеи эргономики формировались еще в конце ХIX века и связаны они с работами И. М. Сеченова, Ф. Ф. Эрисмана, В. М. Бехтерева. В 20-30-е гг. ХХ в. целостный подход в исследовании, рационализации труда и его проектировании (включая конструирование орудий труда, предметной производственной среды) был представлен в трудах психофизиологов, физиологов и рефлексологов труда (Н. А. Бернштейн, А. П. Бружес, К. Х. Кекчеев, В. Н. Мясищев, А. А. Ухтомский, Н. М. Добротворский), психотехников и психологов (С. Г. Геллерштейн, Н. В. Зимкин, А. И. Розенблюм, Б. Н. Северный, Г. Н. Скородинский, И. Н. Шпильрейн, Н. А. Эппле и др.). Как научное и практическое движение работы в этом направлении были свернуты в середине 30-х годов в связи с ликвидацией педологии, психотехники и связанных с ними научных центров.
В начале 60-х гг. ХХ века в стране активно возрождалась практика научной рационализации труда и производства, получили новый импульс науки о работающем человеке. При участии Д. А. Ошанина и С. Г. Геллерштейна во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) был организован отдел эргономики. Этот отдел в течение 30 лет был научно-методическим центром эргономики в СССР. Много лет руководил этим отделом В. П. Зинченко. В СССР существовала сеть филиалов ВНИИТЭ в крупных промышленных центрах (Ленинград, Рига, Вильнюс, Минск, Харьков, Свердловск и др.)
В отделе эргономики работали психологи-эргономисты, физиологи, художники-дизайнеры. Психологи-эргономисты принимали участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Ими были разработаны технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки. При такой оценке в лаборатории моделировались фрагменты деятельности профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрировались объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.).
В работах Л. Д. Чайновой, в частности, была развита концепция функционального комфорта, в которой были определены критерии и показатели «функциональной нормы» и нежелательных отклонений от нее при выполнении испытуемыми различных профессиональных задач и их моделировании. Психологи исследовали и совершенствовали рабочую мебель и рабочие места (В. В. Зефельд, А. Н. Строкина, О. Н. Чернышева), средства массовой визуальной коммуникации (А. А. Митькин, Т. М. Гущева и др.). В течение 90-х годов в связи с распадом СССР, с проведением реформ, экономическим кризисом, это направление науки и практики оказалось под ударом. Но обновляющаяся Россия постепенно преодолевает тяжелое экономическое состояние, поэтому в настоящее время, а особенно в ближайшем будущем, несомненно, потребуются специалисты-эргономисты, без участия которых наши инженеры-конструкторы и предприятия-производители техники не смогут создавать конкурентно-способную продукцию. Речь идет не только о внешних, но и о внутренних рынках товаров и услуг. Как и за рубежом, психологи-эргономисты работают в организациях, проектирующих и производящих новую технику, инструменты, предметы потребления, мебель, в службах занятых художественно-промышленным дизайном. Таким образом, по нашим прогнозам, профессия «эргономист» будет в России обязательно востребована.
Как на сегодняшний день обстоят дела с подготовкой квалифицированных эргономистов? В 1994 г. в США эргономистов готовили 60 американских университетов, в Англии - 9 университетов. При этом в американских вузах эргономику выбирают студенты для магистратуры, проучившись в вузе в рамках бакалаврской программы в области инженерии, управления. Содержание учебных университетских программ по эргономике включает, как правило, цикл фундаментальных знаний в области анатомии и физиологии человека, общей психологии, психологии развития, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии. Студенты осваивают теории и методы профотбора, профессионального обучения, знакомятся с базовыми разделами прикладной эргономики (эргономическими основаниями проектирования, физиологией и гигиеной труда, профилактикой несчастных случаев и аварий, системной эргономикой). Эргономист получает основы знаний в области математической статистики, математики и физики, программирования и вычислительной техники, осваивает теорию систем и их оптимизации, основы коммуникативных технологий, маркетинг и т.д. /Мунипов В.П., Зинченко В.П., Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001. С. 226.
Эргономика – пример современной междисциплинарной научной отрасли, объединяющей знания биологические, гуманитарные и технические в целях проектирования оптимальных, безопасных и эффективных видов труда, образцов техники, предметов потребления. Эта дисциплина опирается на точные методы измерения эффективности деятельности людей, цены усилий, которые тратятся работниками для производства продукта труда, методы квалиметрии (для оценки параметров качества продукта и самой деятельности работников). Эргономика использует методы моделирования, эксперимента, статистические приемы обработки данных – это наука, использующая эксперимент, эмпирические данные для оценки параметров труда, продуктов труда и для прогнозирования будущих событий в этой области. Понятно, что специалист данного профиля опирается на системные знания о человеке, но для успеха труда эргономисту полезно развивать в себе аналитическое и визуальное мышление, ибо ему приходиться вычленять существенные факторы, влияющие на результат деятельности работника из всего их огромного разнообразия. Творческое визуальное мышление, способность оперировать во внутреннем плане пространственными представлениями, зрительными образами – важная основа труда дизайнера (любого профиля). Психолог, работающий в контакте с художниками-дизайнерами, должен быть и сам в известной мере дизайнером. Таким образом, обсуждаемый профиль подготовки психолога-эргономиста подойдет тем оптантам, кто обладает сочетанием склонности к творчеству, научному исследованию, в ком выражены художественные способности (к изобразительному искусству), кто обладает развитым чувством прекрасного, эстетическим чувством, глазомером. Здесь могут быть успешны и экстраверты (люди общительные, ищущие внешних опор в жизни) и интроверты (независимые субъекты, которые ценят личную свободу, самодостаточные, глубоко мыслящие,)
Как и в мировой практике, в современной России эргономистов готовят на базе высшего технического образования и в рамках высшего психологического образования. Так, в технических университетах, институтах введена специальность – «эргономика». На факультетах психологии классических университетов специализацию в области эргономики обеспечивают кафедры психологии труда, инженерной психологии, психофизиологии.
Рост квалификации возможен через защиту кандидатских и докторских диссертаций по специальности ВАК РФ 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика (Психологические науки)».
Автор текста – О.Г. Носкова.
Военный психолог
(психолог полка)
Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г., приказ министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директива министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18 (1996 г.) и др.
Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.
Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:
· знание психологических качеств военнослужащих полка;
· изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
· выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
· организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
· оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
· проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
· участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
· организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
· организация взаимодействия с медицинской службой полка;
· методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
· проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
· участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
· информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи. Составление документов, отчетов происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РФ» Д-3, 1998 г.
Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и начальниками и со всеми другими органами воспитательной работы.
Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащего осуществляются при совместном участии всех органов воспитательной работы.