Наши юбиляры. брониславу александровичу вяткину - 70 лет

Автор:

Доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, Заслуженный деятель науки РФ, директор Института психологии Пермского государственного педагогического университета, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии Бронислав Александрович Вяткин родился 13 января 1935 г. в Удмуртии. В 1937 г. его отец был репрессирован, мать, учительница, лишена работы, и семья переезжает к родственникам в Пермь. В 1958 г. Б. А. Вяткин с отличием окончил факультет физического воспитания Пермского педагогического института. Любимые предметы - психология, физиология, биология; любимые преподаватели - профессор В. С. Мерлин и доцент И. М. Палей. Встреча с этими замечательными людьми и учеными и определила его дальнейшую судьбу.

Бронислав Александрович начинал свой профессиональный путь школьным учителем, после армии поступил в аспирантуру по специальности "общая психология" к В. С. Мерлину. В 1964 - 1967 гг. работает старшим преподавателем кафедры психологии Пермского пединститута, с 1967 по 1978 гг. - заведующим кафедрой теоретических основ физического воспитания этого же института, а в 1978 - 1985 гг. - заведующим кафедрой педагогики и психологии Пермского института культуры; в 1985 г. возвращается в родной пединститут.

Б. А. Вяткин начинал свой путь ученого с эмпирического исследования влияния игровых мотивов на психическое напряжение старших школьников в связи со свойствами их нервной системы. Эта работа легла в основу кандидатской диссертации, которую он защитил в 1964 г. в Ленинградском университете. В последующие годы Б. А. Вяткин остался верен избранной проблематике, а тема психического напряжения переросла в проблему психического стресса, которая стала предметом успешно защищенной (1981) им докторской диссертации.

Весь свой научный путь Б. А. Вяткин связал с пермской школой психологов, разработкой и развитием теории интегральной индивидуальности, индивидуальных стилей деятельности и активности. Блестящий экспериментатор и тонкий теоретик, он разрабатывает эти проблемы применительно к различным видам деятельности и профессий: педагогической, спортивной, художественной, досуговой и др.

Он сделал крупный вклад в развитие спортивной психологии, являясь одним из пионеров зарождения отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психического стресса в спорте получили всеобщее признание. С 1985 г. Б. А. Вяткин сосредоточивается на сохранении и дальнейшем развитии теоретического наследия В. С. Мерлина. С 1986 г. ежегодно стали проводиться "Мерлинские чтения". Под научной редакцией Б. А. Вяткина переизданы три работы В. С. Мерлина в форме учебных пособий к спецкурсу "Основы психологии личности".

Б. А. Вяткин обозначил принципиальный путь дальнейшего развития этой теории, совершив переход от системного к полисистемному подходу в исследованиях индивидуальности. Он сделал крупный вклад в дальнейшее развитие представлений об индивидуальных стилях, связав их с категориями не только деятельности, но и активности. Оригинальная концепция индивидуальных стилей активности получила свое подтверждение в цикле экспериментальных исследований, выполненных под его руководством на материале различных видов человеческой деятельности. Приняв эстафету идей от своего учителя, Б. А. Вяткин сохранил свою научную индивидуальность, а пермская школа психологов все чаще называется школой Мерлина-Вяткина.

Бронислав Александрович является автором около 250 научных работ, в том числе двух монографий: "Роль темперамента в спортивной деятельности" (М., 1978), "Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях" (М., 1981). Под его редакцией издано около десятка сборников научных трудов. Он неоднократно вы-

стр. 121

ступал с докладами на международных научных форумах. По его инициативе и под руководством в Перми проведены Всесоюзные симпозиумы "Психический стресс в спорте" (1973, 1975, 1977), Всесоюзные конференции "Индивидуальность человека: условия проявления и развития" (1988), "Системное исследование индивидуальности" (1991).

Он ведет большую работу по подготовке научных кадров по специальности "Психология": на базе пединститута им организованы спецфакультет по переподготовке школьных психологов, отделение психологии, факультет и Институт психологии. По его инициативе и под председательством в 1991 г. открывается региональный специализированный совет по защите кандидатских, а с 2000 г. - докторских диссертаций по специальности "Общая психология, психология личности, история психологии". Под руководством Бронислава Александровича защищено 5 докторских и более 40 кандидатских диссертаций.

Б. А. Вяткин является крупнейшим организатором психологической науки на Урале, поэтому не случайно в 1992 г. он избирается членом-корреспондентом Российской Академии Образования.

Многогранная и плодотворная научно-педагогическая деятельность Б. А. Вяткина отмечена государственными наградами: нагрудным знаком "Отличник народного образования", медалью "Ветеран труда", орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Друзья, коллеги, сотрудники редакции "Психологического журнала" сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет плодотворной научной, педагогической и научно-организаторской деятельности.

стр. 122

Критика и библиография. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ"

Автор: И. Е. ЗАДОРОЖНЮК

Наши рекомендации