Взрослый как субъект образования 5 страница
Первый этап эмпирической части исследования - изучение мотивационно-потребностной сферы взрослых обучающихся, получающих дополнительное профессиональное образование. Методики для взрослых обучающихся были сгруппированы в два блока и предложены к заполнению в процессе обучения в два этапа. Первый блок – в начале обучения, второй – по итогам обучения.
Первый блок:
· «Познавательные потребности» (Ю.В.Филиппова);
· «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Второй:
· «Анкета обратной связи» (А.И.Пригожин);
· «Опросник на определение мотивационных источников профессиональной деятельности» (Дж.Барбуто и Р.Сколл);
· «Motype» или тест на определение типа мотивации профессиональной деятельности (В.И.Герчиков).
Второй этап эмпирической части заключался в исследовании представлений профессиональных преподавателей (тренеров) о мотивационно-потребностной сфере взрослых обучающихся и факторах, влияющих на нее
Для этого была разработана «Анкета для профессиональных преподавателей (тренеров)». Представлена двумя блоками. Первый – открытые вопросы (авторская разработка Н.В.Клюева):
1. Возникали у Вас в практике работы проблемы с мотивацией обучения взрослых людей?
Назовите 2-3 проблемы, которые Вы считаете типичными.
2. Какие факторы влияют на то, что персонал не мотивирован на обучение?
3. Какие факторы влияют на мотивацию персонала к обучению?
4. Что позволяет Вам повысить мотивацию участников обучения?
Какие методы Вы при этом используете?
5. Назовите методы (2-3), которые наиболее эффективны с Вашей точки зрения.
Второй – методика Ю.В.Филипповой на познавательные потребности. Данная анкета позволяет исследовать представления профессиональных преподавателей (тренеров) о мотивационно-потребностной сфере взрослых обучающихся и факторах, влияющих на нее.
Бланки методик представлены в Приложении Г.
Таким образом, выбранные нами методики позволяют рассмотреть мотивационно-потребностную сферу взрослых обучающихся, получающих дополнительное профессиональное образование в формате тренинга и программах с элементами тренинга, и факторы, влияющие на нее, наиболее полно.
3.2. Анализ полученных результатов
В соответствии с поставленными задачами, прежде всего, составлена характеристика результатов исследования (Приложение А). Опишем детально полученные данные.
Этап I. Исследование мотивационно-потребностной сферы взрослых обучающихся, получающих дополнительное профессиональное образование:
1. «Познавательные потребности» (Ю.В.Филиппова).
Основной целью обучения по группе выделено – «Для лучшего выполнения требования работы». С этим согласны 62,14% опрошенных. На втором месте – «Лучше разбираться в делах организации», «Продвижение по службе», 55,00% и 51,43% соответственно. Близкие и самые низкие баллы получены по параметрам:
· Возможность влиять на управление организацией
· Повышение материального благополучия
· Возможность в перспективе обзавестись собственным делом
· Отстаивание собственных прав
Результаты по группе представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Цели обучения взрослых
Основная цель обучения | % респондентов | Ранговое место |
Для лучшего выполнения требования работы | 62,14% | |
Лучше разбираться в делах организации | 55,00% | |
Продвижение по службе | 51,43% | |
Возможность влиять на управление организацией | 32,86% | |
Повышение материального благополучия | 32,14% | |
Возможность в перспективе обзавестись собственным делом | 32,14% | |
Отстаивание собственных прав | 29,29% |
Для наглядности результатов представим их в виде гистограммы.
Рис. 3Цели обучения взрослых
Среди причин, побудивших к обучению, наиболее значимой оказалась – «Расширение кругозора», на втором месте – «Карьерный рост». Далее идут «Самоутверждение», «Самоопределение», «Повышение материального благополучия», менее значимы – «Долг и ответственность», «Престиж».Как наименее значимую выделяют – «Желание следовать моде».
Результаты по группе представлены в Таблице 8.
Таблица 8
Причины обучения взрослых
Причины обучения | Среднее арифметическое оценок | Ранговое место |
Расширение кругозора | 3,06 | |
Карьерный рост | 3,55 | |
Желание учиться | 3,96 | |
Самоутверждение | 4,43 | |
Самоопределение | 4,65 | |
Повышение материального благополучия | 4,87 | |
Долг и ответственность | 5,35 | |
Престиж | 6,31 | |
Желание следовать моде | 7,69 | |
Другой вариант | 7,80 |
Для наглядности результатов представим их в виде гистограммы.
Рис. 4Причины обучения взрослых
Основным запросом на дополнительные знания для взрослых является – «Специальные профессиональные знания, умения, навыки», 74,29%. Также значимыми выделяют категории: «Психология управления», 64,29%, «Психология делового общения», 64,29%.
Результаты по группе представлены в Таблице 9.
Таблице 9