Этические принципы и дилеммы в социальной работе
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями – Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности.
Кодекс диктует правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться достойными членами профессиональной организации. Этические кодексы многих профессий имеют универсальные положения и принципы, но каждой конкретной профессии присущи и специфические правила.
Что включает в себя этический кодекс социальных работников? Рассмотрим на примере кодекса социальных работников США.
Этический кодекс социальных работников США был принят на Ассамблее делегатов Национальной ассоциации социальных работников США (НАСР) в 1979 г. Это последний кодекс из нескольких, принятых профессионалами за многие годы. Принципы, изложенные в кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Они содержаться в шести основных частях кодекса, определяя ответственность и обязательства социальных работников.
В первой части кодекса рассматриваются общие вопросы поведения социального работника и его профессиональных обязанностей, в частности, такие вопросы как профессиональная честность, компетентность, участие в исследовательской работе.
Вторая часть, посвящена этической ответственности социальных работников перед клиентами, она более детализирована. В ней обсуждаются проблемы приоритета интересов клиента, использования клиента для получения частной выгоды, дискриминации, сексуальных отношений с клиентами, раскрытия информации о клиентах третьим лицам, права клиентов на самоопределение;
Третья часть кодекса посвящена ответственности социальных работников перед коллегами. В ней поднимаются вопросы, возникающие при контактах с другими профессионалами. Эта часть принципиально ставит проблемы сотрудничества, вежливости с коллегами, использования коллег для получения личной выгоды, разрешения конфликтов, наблюдения и оценки коллег, временного предоставления услуг клиентам коллег.
Четвертая часть посвящена проблемам этической ответственности социальных работников перед работодателями и организациями, предоставляющими работу. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентством социальной работы, то есть действовать в соответствии с принятыми в ней процедурами, соблюдать интересы политики учреждения, повышать его эффективность, рационально использовать ресурсы.
Пятая часть кодекса касается вопросов этической ответственности социальных работников перед своей профессией. В ней обсуждаются вопросы, связанные с сохранением ценностей и предназначением профессии, использования и развития знаний социальной работы. В этой части устанавливаются границы ответственности работника, при защите чести и достоинства своей профессии; при неэтичном поведении коллег, включая незаконную или неквалифицированную практику работы.
Шестая часть кодекса оговаривает обязательства социальных работников по отношению к обществу. В ней пишется о том, что социальный работник обязан: предотвращать и исключить дискриминацию любых лиц и групп, гарантировать всем людям доступ к необходимым ресурсам, предоставлять услуги в чрезвычайных ситуациях общественного масштаба, защищать изменения в политике и законодательстве, способствовать квалифицированному участию общественности в формировании социальной политики и учреждений.
Даже из этого небольшого перечня принципов, изложенных в кодексе, видно, что одни из них более абстрактные, идеалистические, относящиеся к социальной справедливости и общественному благополучию. Они указывают социальному работнику, к чему следует стремиться. Другие принципы устанавливают специфические правила, с помощью которых социальные работники, как ожидается, будут исполнять свои задачи, причем нарушение этих правил дает основание для подачи формальной жалобы. Кроме того, кодекс вооружает социальных работников такими этическими принципами, которые помогают решать этические дилеммы, встречающиеся на практике. Этой проблеме в последние годы социальные работники уделяют серьезное внимание.
Словодилеммас греческого языка означает суждение или умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно. В нашем случае имеется в виду переносное употребление этого слова, означающее необходимость выбора из двух возможностей.
Социальным работникам приходиться встречаться с разными этическими дилеммами, затрудняющими их работу. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, этический кодекс НАСР провозглашает, что «социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако кодекс также указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией-работодателем». Нетрудно представить себе положение, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов.
Другие этические противоречия, которые часто вызывают беспокойство, связаны с:
· конфиденциальностью и частным характером сообщений;
· необходимостью говорить правду;
· патернализмом и самоопределением;
· обязательством придерживаться законов и правил учреждения, доносительством; распределением ограниченных ресурсов, соотношением между личными и профессиональными ценностями.
Рассмотрим некоторые.
Конфиденциальность и интересы общества. Социальные работники должны следовать положению о том, что сведения, сообщенные клиентом, должны сохраняться конфиденциально. Но в отдельных случаях работники вынуждены раскрывать информацию, например, когда есть угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу. Это учитывается в кодексе, где написано, что специалисты могут раскрыть информацию по «непреодолимым причинам». К сожалению, среди работников не существует согласия при, каких обстоятельствах, возможно, такое раскрытие, несмотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычайных обстоятельствах.
Необходимость говорить правду и интересы клиента. В социальной работе есть принцип, связанный с правом клиента на получение достоверной информации о делах, связанных с его состоянием и благополучием. Однако некоторые социальные работники утверждают, что в редких случаях можно и даже нужно скрыть правду и дать ложную информацию. Например, надо защитить клиента от ущерба. Тем не менее, большинство социальных работников придерживаются мнения, что нельзя отказывать клиенту в правдивой информации или искажать ее.
Патернализм и самоопределение. Проблема патернализма является серьезной этической дилеммой социальной работы. Патернализм – это вмешательство в желания клиента и ограничение его свободы; ограничение его действий, требование принять услуги без его желания. Все это примеры патернализма для защиты клиентов от них же самих. Среди социальных работников существуют споры по поводу условий, допускающих патернализм. Некоторые придерживаются мнения, что клиенты должны иметь право на некоторую степень риска. Другие, несогласные с этой точкой зрения, утверждают, что специалисты несут ответственность за защиту клиента от самих себя. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том, кто из клиентов способен осознавать свое положение и принимать рациональные решения.
Коллегиальность и доносительство. В случаях, когда кто-то из социальных работников нарушает закон или правила учреждения, складывается очень сложная ситуация для их коллег, которые знают об этом. Зная о нарушениях своих коллег, социальный работник сталкивается с этической дилеммой и должен тщательно взвесить свои поступки. Дружеские чувства, профессиональная ответственность и возможность испортить репутацию могут разноречивым образом повлиять на его решения.
Принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов. Данная проблема стала актуальной в наши дни. К дефицитным, или ограниченным ресурсам относятся запасы продовольствия, жилье, денежные фонды для реализации программ. Распределение этих ресурсов происходит с учетом принципа равенства или предоставления клиентам равных возможностей при обращении за помощью. В распределении учитывается потребность в той или иной помощи, однако, предпочтение может отдаваться людям, в большей степени пострадавшим от несправедливости или дискриминации.
Личные и профессиональные ценности. В практической деятельности социальные работники часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. Например, являясь противником абортов, социальный работник может испытывать сложности при обсуждении данной проблемы с беременной молодой девушкой. Другой пример. Пациент отказывается от приема медицинских препаратов по религиозным причинам. Социальный работник, уверенный в улучшении здоровья пациента медицинскими препаратами. Задумается, стоит ли его убеждать в этом, так как помнит о защите права клиента на самоопределение.
Приведенные примеры показывают сложность и неоднозначность положения социального работника. Специалисты знают, что полные и конкретные ответы на трудные этические вопросы трудно найти в профессиональном кодексе, поскольку те составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции. Кроме того, они, как указывалось выше, содержит принципы, которые в некоторых случаях могут быть противоречивыми.
Дискуссий по поводу этических противоречий в социальной работе было много, но лишь в 70-х гг. им стало уделяться пристальное внимание.
Профессия социальная работа развивается и изменения, которые в ней происходят без сомнения вызовут новые этические проблемы и вопросы. Например, развитие компьютерной технологии продолжает ставить трудные вопросы относительно частного характере и конфиденциальности сообщений. С развитием медицины встанут вопросы о праве жить и праве умереть.
Кроме того, сыграют определенную роль сдвиги в занятости социальных работников. Как было отмечено выше, в последние десятилетия все большее число социальных работников за рубежом посвящают себя психологической сфере, причем, многие в порядке частной практики. Число социальных работников в центрах общественной помощи сокращается. Это ставит сложныевопросы о наз начении социальной работы и ее ценностях, о том, какая часть ресурсов должна быть отдана клиническим проблемам, а какая - проблемам организации и защиты уязвимых слоев; сколько внимания должно уделяться людям с недостаточными финансовыми средствами и людям с достаточными ресурсами или обеспеченными страховкой для уплаты за услуги?
Кроме того, создаются новые сферы деятельности и в связи с этим возникают новые этические вопросы и проблемы ценностей. Например, вследствие существенного увеличения специализированной частной практики, по-видимому, появятся вопросы относительно этики рекламирования, некорректной практики, несовпадения гонораров и компетенции.
Будущее социальной работы нельзя предсказать с большой точностью, но определенно, что ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии, как, впрочем, и в других помогающих профессиях.