Модель профессиональной деятельности психолога
Компо- | Направленность деятельности | ||||||||
ненты | |||||||||
модели | на себя | на детей | на взрослых | на процесс | |||||
Профессиональные знания | Индивидуальные психофизиологические особенности Способности Возможности Потребности и способы их реализации Сильные стороны личности Недостатки и способы их компенсации Личностные проблемы и способы их решения | Возрастные и типологические особенности Динамика развития личности в онтогенезе Соотношение воспитания, обучения и развития Возрастная норма и отклонения в психосоциальном и личностном развитии Особенности детского коллектива и малой группы Ребенок как субъект воспитания и развития | Психология личности Клиентоцен-трированное консультирование Психология профессиональной деятельности Психопедагогика Социальная психология Психология семьи Тендерная психология Семейная педагогика Семейная психотерапия Психология общения | Психопедагогика Педагогическая психология Возрастная психология Социальная психология Дифференциальная психология Психология трудного детства Психология девиантного поведения Специальная психология Социально-психологи-ческие технологии Психопатология | |||||
Самодиагностика Саморегуляция | Коммуникация Организация Социально-пе- | Коммуникация Диагностика Организация | Социально-психологический анализ | ||||||
Профессиональные умения | эмоциональных состояний Самомобилизация психических функций (память, внимание, мышление, воля) Самоконтроль Поиск и анализ профессиональной информации Самообразование Самосовершенствование | дагогическая диагностика Психопрофилактика Возрастно-ин-дивидуальное консультирование Социальная фасилитация Психологическая поддержка и сопровождение Обучение Воспитание | Посредничество Дипломатия Консультирование Обучение Суггестия Психотерапия Реабилитация | Рефлексия Проблематиза-ция Целеполагание Планирование Социально-педагогическое прогнозирование Организация Профессиональное взаимодействие Моделирование Реализация Документирование | |||||
Профессионально важные качества | Интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность) Социабель-ность (потребность в социальных контактах и одобрении, коммуникабельность) Потребность в достижениях и самокритичность Эмоциональная учтойчивостьи жизнерадостность Уверенность в себе Самодостаточность | Аффилиация Любовь и эм-патия по отношению к детям Доброжелательность Внимательность Наблюдательность Терпимость и терпеливость Настойчивость Сдержанность Тактичность Педагогическая интуиция Педагогический оптимизм | Дипломатичность Эмпатия по отношению к взрослым Самообладание Дружелюбие Морально-нравственная устойчивость Эрудированность Компетентность Культурная эмпатия Аутентичность Искренность Открытость к контакту Общительность Привлекательность Инициативность | Критичность и независимость мышления Здравомыслие Восприимчивость Чувство новизны Нестандартность, креативность Способность выполнять разнообразную работу Легкая пере-ключаемость Устойчивость К МОНОТОНИ И Аккуратностьи последовательность Способность обучатьи подчинять себе Способность к сотрудничеству Активность Ответственность | |||||
Модель профессиональной деятельности психолога может служить неким идеальным ориентиром. Это не отрицает, а предполагает формирование у каждого специалиста индивидуального стиля деятельности как меры соответствия индивидуально-типологических и психологических особенностей личности требованиям профессиональной деятельности.