Абота педагога по сплочению коллектива

роблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, ᴛ.ᴇ. оно связано со всœей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчинœенными в отличие от лидерства обладает гораздо более определœенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителœем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера деи̌ствия руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе

При этом, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать её на решение определœенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи бывают решены.

Стили руководства(лидерства)

К.Левин, Р.Липпит и Р.Уайт проводили эксперимент в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (что речь идет о взрослых руководителях) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе˸ "авторитарный", "демократический" и "попустительский (либеральный)

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчинœенных. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчинœенных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.

абота педагога по сплочению коллектива

· Основной задачей воспитателя является – сплочение ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех».

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность. Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий дружный коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы воспитателя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого ребенка. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства. Для создания доброго семейного климата в группе мы ставили задачи воспитательной работы в группе 6 класса:

-Установить благоприятный климат в группе, способствовать сплочению коллектива.

-Помочь детям в социализации, в осознании социальных ролей сильного и слабого пола.

-Формировать нравственную культуру детей.

-Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания.

-Основные направления работы по сплочению детского коллектива в группе 6 класса:

-Организация совместной деятельности учащихся. Практикумы «Умей работать сообща».

-Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели. Анкетирование в начале учебного года о пожеланиях детей.

-Создание органа внутри коллективного самоуправления. Собрание «Говорить легко, делать трудно».

-Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в класс. Час откровенного разговора «Я и мой класс», игра «Давайте познакомимся».

-Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении. Собрание по распределению поручений.

-Установка традиций класса. Проведение чаепитий ко дню рождения, чаепития по окончанию четверти. Изготовление подарков и открыток друг другу.

-Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи и помощи.

-Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

-Совместное обсуждение ситуаций, анализ.

-Проведение психологических игр.

Например, «Венок дружбы».

Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Наташе к Лене и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый

· из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

"Паутина"

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе.

32 характеристика процесса группообразования. Особенности его проявления у младших школьников

Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников.

1) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный тип - сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. www.banksession.ru

Характерна быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностью. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при общении: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.

2) Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Дети-флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка

Наши рекомендации