Психология цвета в рекламе

«Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать
на нервную систему, чем иные микстуры». (В. М. Бехтерев)

Цвет в рекламе — понятие святое. Начиная серию публикаций о цвете, мы осознаем, что тема это сложна и обширна. Наша цель — объять необъятное частями. Вашему вниманию предлагается первая часть темы: психология восприятия цвета. В данном случае имеется в виду психология потребителя, на которого рассчитано то или иное рекламное сообщение. Цвета взяты исключительно в «чистом» идеально-беспримесном виде. И это тоже важно учитывать, так как в подавляющем большинстве случаев ЦВЕТА ВОСПРИНИМАЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМЫСЛОВОГО КОНТЕКСТА И СОЧЕТАНИЙ.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Желтое, красное, синее»

Человек живет в цветном пространстве. Так было всегда, но последние 40-50 лет сделали это пространство цвето-перенасыщенным. Раннее преобладали естественные краски, восприятие опиралось на окрашенность окружающей среды — горного ландшафта, сельской местности, городского пейзажа. Химико-промышленные технологии создания красок, полиграфическая продукция, телевидение и видео способствовали развитию «цветной» восприимчивости человека.

Как только выяснилось, что цвет упаковки глубоко и серьезно влияет на выбор продукта, психологи взялись за изучение феномена цветовосприятия «с прицелом» на рекламно-предпринимательскую сферу. Результаты их исследований, подтвержденныеt многократными тестированиями контрольных групп и экспериментами, призваны помочь товаропроизводителям, дизайнерам, рекламистам, менеджерам сделать правильный выбор: каждый конкретный продукт «одевать» в тот или иной цвет, учитывая максимальную выгоду и эффективность. Сегодня производители сахара, например, знают, что для их продукции зеленая (этот цвет по вкусовому ощущению соотносится с понятием «кислый») упаковка совершенно не подходит. В данном случае лучше всего остановиться на голубом цвете, который психологически связан с ощущением мягкого, нежного и сладкого. Подобные рекомендации возможно просчитать практически для любой продукции.
Все кто работает с продвижением товара на рынке, его оформлением, имиджем должны знать мотивы, приводящие покупателя к покупке, чтобы быть уверенным, что покупатели предпочтут именно этот продукт в ряду аналогичных.

Советские учение Г. Г. Воробьев и В. В. Налимов в 80-х годах разработали уникальную психодиагностическую методику. Испытуемым предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от самой «нравящейся» до самой «неприятной». Результаты статистического анализа данных тестирования позволяет с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение. Само ранжирование цветовых стимулов позволяло делать выводы о тех сторонах жизни человека, которые напрямую с восприятием цвета как бы и не были связаны.
Определяяцвет в рекламе важно учитывать тот факт, что цвет синонимичен душевным состояниям человека и родственен его психическим процессам. Психологи доказали, что каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии биосистемы. Цвет влияет на внесюжетный эмоциональный элемент психологической деятельности, являясь своеобразной управляющей программой. Выбор цвета практически не зависит от расовых, культурных и национальных особенностей. В этом смысле каждый человек, попав в «желтую» комнату, скажет, что она «теплая». Не обладая специфическими знаниями, любой может отметить «холодность» синей гаммы.
В то же время существует проблема индивидуального предпочтения, которые специалисты называют «потребность изнутри». Качественное своеобразие цвета тонко и четко дифференцируется по конкретным характеристикам (пол, возраст, образование, местожительство, социальная среда, профессия).

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Композиция IX»

Цветовое предпочтение — это своеобразные сигналы личности (т. е. совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки). Сигналы личности, таким образом, составляют своеобразный «язык мотивов» человека. Тот кто владеет языком мотивов, умеет их распознавать, правильно интерпретировать, может быстрее понять ситуацию и адекватно выстроить свои действия.
Кроме того это умения позволяет специалисту-рекламисту самому посылать сигналы и таким образом, целенаправленно способствовать быстрому достижению задуманных целей. Профессионалы рекламной сферы — рекламисты, дизайнеры, менеджеры — те, кто работает над создание визуальных рекламных сообщений, использует сигналы личности в качестве инструментария, шкалы оценок при создании определенного рекламного продукта. Важно учитывать, что в данном контексте всех людей можно разделить на четыре цветовых типа — красный, синий, зеленый и желтый. Тип в данном случае — это преобладающая манера поведения данного человека. Основное отличие цветотипов состоит в предполагаемых целях.

Цель красного типа — покорение, желание успеха, необходимость постоянно ощущать, чего еще он может добиться.

Цель синего типа — удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви со-принадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении.

Цель зеленого типа — уверенность в том, что он как личность обладает значимостью, что с ним считаются.

Цель желтого типа — беззаботная свобода. Такой тип ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.

Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, опираясь на собственные ощущения: самоуважение ( зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Все святые»

Сочетание этих цветов в одной личности сигнализирует о полной гармонии с самим собой и окружающими. К сожалению, такая гармония, воплощенная в одном человеке, встречается крайне редко.

Психология цвета в рекламе - student2.ru

Цвет гармонизирует человека и мобилизует его ресурсы. Цветом можно вылечить или, напротив, привести в угнетенное состояние. Психофизиологическое воздействие цвета позволило разработать богатую технику цветотерапии. Особое внимание издавна привлекал красный цвет. Еще средневековые врачи использовали его для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, некоторых кожных заболеваний. Хорошие результаты были получены при лечении красными и желтыми лучами апатичных и анемичных детей. На физиологическом уровне это выражалось в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении активности и улучшении настроения. Невралгические заболевания поддаются лечению голубыми и фиолетовыми лучами. Зеленый цвет используется при лечении нервных болезней и психопатических расстройств. Он хорошо действует в тех случаях, когда надо дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки.

Используя ахроматические цвета (серый, белый, черный) для оформления рекламного сообщения, важно помнить, что в них отсутствует дифференцированное отношение к объекту. В то же время они повышают интенсивность каждого находящегося рядом хроматического цвета. Белый характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный — как конечный пункт темноты. Выбор человеком черного или белого цветов одновременно в качестве предпочтительных демонстрирует окончательное решение, которое подсознательно ведет индивида к психологическому кризису.

Белый представляет собой эксцентрическое растворение — бегство. Он является освобождением от всякого сопротивления. Означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для любых возможностей. Это новое, начало, tabula rasa.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Белая фигура»

Черный — это отрицание и граница, за которой прекращается «цветная» жизнь. Выражает идею «ничто» как абсолютного отказа, смерть, понятие «нет», застой, психологическую защиту и вытеснение. Кто ставит черный цвет на первое место, тот на подсознательном уровне из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное и неоправданное упорство. Тот, кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, сигнализирует о нежелании от чего-либо отказываться. Отказ, в данном случае, означает лишение, пугающую нехватку.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Черный аккомпанемент»

Интересные результаты дало тестирование 1900 молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. До экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых. После экзамена (в любом случае это действие сопровождается стрессами разной степени тяжести) на первое место серый цвет поставили почти 27% опрошенных.

Промежуточный серый (чистый цвет) вызывает возбуждение и свободен от каких-либо психических тенденций. Серый — это нейтралитет, он не выражает ни внешних, ни внутренних качеств. Серый — не территория, а граница, ничейная зона, разделительная черта, контур. Склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Тогда выбор серого служит защитной реакцией организма. Все, кому не нравиться серий, в силу своей готовности к возбуждению, сами предлагают свои услуги и боятся быть обойденными. Такие люди стремятся исчерпать все возможности, чтобы добиться своей цели.

Не менее интересны с психологической точки зрения и оттенки серого цвета. Светло-серый действует легко, что роднит его с красным. Он выражает характер свободного и возвышенного психоэнергетического состояния возбуждения. Выбор светло-серого говорит о готовности к полному и соответствующему реагированию на раздражитель, то есть готовность к контактам и переживаниям.

Предпочтение, отдаваемое темно-серому, говорит о приглушении возбуждения, заторможенности, но это еще не застой. Кто предпочитает темно-серый, тому присуща повышенная чувствительность. Для такого человека важно достигнуть постоянного, гармоничного состояния равновесия и возбуждения, дающее удовлетворение и исполнение желаний. Доминирует потребность в регрессивном, физическом и душевном удовлетворении.

Согласно статистике, максимум 12% взрослых выбирает их числа ахроматических белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета предпочитаются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психологическое давление с кризисным обострением. Часто в пристрастии к белому и черному признаются дети в период полового созревания (сигнал о неопределенности жизненного выбора, подростковом максимализме). При нормальном развитии подростка со временем черно-белое предпочтение уступает цветному видению мира.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
Василий Кандинский

Красный
«Красный внутренне очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны» (В. Кандинский)

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Красное пятно II»

Художник Арнольд Беклин неделями старался изобразить страстно пылающий оранжево-красный цвет, чтобы нарисовать им шаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
А. Беклин, «Одиссей и Калипсо»

В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки означают: «Люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе влечение».

Эти выразительные примеры четко дают понять, с какими психологическими ощущениями коррелирует красный цвет. Красный как удовольствие психологически соотносится с любовью, аппетитом, силой; как неудовольствие — с яростью, отвращением, перевозбуждением. В чистом виде это мужской, патриархальный цвет, соответствующий холерическому темпераменту, вертикальному направлению, современности.
Его энергия зовет к действию, возбуждает и стимулирует. Красному отдают предпочтение молодые мужчины, которые активно борются за «место под солнцем» и молодые женщины, которые «церковь, кухню и детей» променяли на успешную карьеру и реализацию собственных идей.

Небольшие изменения в оттенках красного приводят к смене восприятия новообразованного цвета. Пурпур — красный с примесью синего — это жизненная энергия, которая накапливается и притормаживается, активный импульс контролируется и сдерживается.
Белизна розового цвета уничтожает энергичную силу красного. Она не тормозит ее, а освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый — это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость.

Желтый
Желтый — самый яркий и светлый цвет. Он воздействует легко, сияюще, возбуждающе. Соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый предпочитается людьми, ищущими изменений, странствий, освобождающих отношений. Вызывает чувство простора, освобождения, облегчения, озарения. Соответствует сангвиническому темпераменту, по временной характеристике — будущему.
Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, заметно, что он излучат свет, который движется из центра и почти зримо приближается к человеку. Желтый выражает психологическую способность к раскрытию. Врачи отметили пристрастие к желтому у беременных женщин, которых тренировали на «безбоязненные» роды. Психологически это закономерно: женщины нуждались в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления. Предпочтение желтого наблюдается также у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворительных домашних условий отправляются в путешествия (или очень хотели бы это сделать).

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Импрессия III»

Алжирский исследователь Бенои провел любопытный эксперимент. Сначала он завязал контрольной группе селезней глаза черной повязкой. Сексуальная деятельность птиц ослабла. Затем он посадил селезней под оранжевый свет. Размеры семенных яичек испытуемых особей увеличилось почти вдвое. Сексуальная активность резко повысилась.

Психология цвета в рекламе - student2.ru

Если к чистому желтому подмешать зеленый, то желтый будет более холодным и светлым. Кто предпочитает зеленовато-лимонный цвет, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликты. Такое поведение стремится к максимальной сознательности и служит самозащитой. Люди, которым больше всего нравится зелено-желтый, всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя. Этот цвет часто предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые тормозят с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче.
Янтарный медово-желтый объединяет два противоречия: свет и легкость желтого и темноту и тяжесть коричневого. Коричнево- желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом пребывании, полном наслаждений и нежности.
Красно-желтый — смесь чистого желтого и красного, приближенная к оранжевому. Основное значение желтого в этом случае повышается в сторону активной интенсивности. Этот оттенок выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение, отсутствие благоразумной сдержанности.
В золотом освобождение желтого цвета усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото выражает чувство лучезарного счастья.
Чем более желтым становится красный цвет, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и в оранжевом цвете превращается в раздражающее, бесцельное и изнурительное состояние возбуждения. Оранжевый используют в том случае, если необходимо повысить предупредительную или сигнальную способность предмета.

Синий
«Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому» (В. Кандинский)

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «В синем»

Чистый глубокий синий цвет вызывает безмятежный покой. При рассматривании этого цвета успокаивается пульс, снижаются функции бодрствования и кровяное давление, уменьшается частота дыхания. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, женскому началу, флегматичному темпераменту, левой стороне, горизонтальному направлению, сладкому вкусу. Чувственное восприятие синего — нежность.
Светло-синий несколько отличен от темного. Его психологическая характеристика — беззаботное веселье. Психологически выбор светло-синего оттенка свидетельствует о беззаботности, беспечности, необязательности.
Темный сине-зеленый — оттенок напряженности и самоутверждения. Означает притязание на собственную значимость. Гордость здесь переходит в замкнутость, оригинальничанье и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий уверенный эгоцентризм.
Светлый сине-зеленый — самый холодный из всех оттенков. По этой причине его целесообразно использовать там, где необходимо создать оптическую иллюзию освежающей прохлады. Это цветовое сочетание идеально подходит для освежающих напитков, сигарет с ментолом, зубных паст. Визуально светлый сине-зеленый кажется стерильным.
Голубой как удовольствие означает покой, удовлетворенность, гармонию, как неудовольствие - это сковывающий покой, смертельная скука, неудовлетворенность. В состоянии восприимчивой взаимосвязанности он является предпосылкой для эстетического переживания и спокойного размышления. Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту. Это идеал единства и гармонии, символ исконной материнской привязанности, верности, самоотдачи.

Зеленый
«Пассивность — это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета» (В. Кандинский)

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Картина с тремя пятнами»

Зеленый цвет статичен, он обладает накопленной потенциальной энергией (расшифровать накопленную энергию, самодостаточность). Чем больше синего добавляется к зеленому цвету, тем более холодным и сопротивляющимся становится психологическое воздействие этого цвета. Чистый зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, самоуважению человека, который противится всем внешним и внутренним изменениям и придерживается своих убеждений, стабильному чувству самооценки. Это пожалуй самый консервативный цвет. Люди, предпочитающие чистый зеленый, стремятся приобрести уверенную твердую манеру держаться. Индивиды, предпочитающие эксцентрическую манеру поведения, отвергают зеленый цвет.
Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание встречи с новым. Зеленый при добавлении желтого освобождается от своей статичности. Иногда этот оттенок кажется совсем навязчивым, поэтому при использовании в рекламном сообщении его приглушают с помощью серого.
Чтобы получить коричнево-зеленый цвет маслин, к чистому зеленому подмешивают желтый и черный. Тогда этот оттенок приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Выражает ощущение собственного тела и чувственное восприятие.

Фиолетовый
Фиолетовый оценивается как своевольный и экстравагантный, цвет компромисса и меры, благоразумия и рассудительности. Противоречивость фиолетового неслучайна: мужской красный цвет и женский синий сливаются в фиолетовом. В данном случае перед нами цвет, в котором мужское и женское начала неотделены. Фиолетовому часто отдают предпочтение гомосексуалисты. Согласно статистике, этот цвет предпочитают беременные женщины, однако сразу после родов он либо совсем отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Общее психологическое ощущение фиолетового — чувствительность. Он выражает колебание между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Сумерки»

Результаты опросов показали, что 75% детей до наступления половой зрелости. (в возрасте с недифферинцированными половыми признаками), предпочитают фиолетовый цвет.

Коричневый
Коричневый, затемненный желто-красный, возникает из оранжевого, к которому примешивают черный. Импульсивная жизненная сила красного благодаря затемнению тускнеет и сдерживается. Коричневый теряет экспансивный импульс и жизненную ударную силу красного. Он выражает телесно-чувственные ощущения. Любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому говоря об отношении к собственному телу. Мрачному, тусклому коричневому отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся неразрешима. Они бегут от здравого смысла, заглушают голос рассудка, ищут убежища в примитивных инстинктах. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. С помощью коричневого визуально легко подчеркнуть такие понятия, как опытность, возраст, мудрость.

Психология цвета в рекламе - student2.ru
В. Кандинский, «Коричневатое»

Обследование Х. Клара в Исфахане (Персия) 70 курильщиков опиума (среднее количество потребляемого опиума в день - 5 г) показало, что все они отдают предпочтение коричневому цвету.

http://www.web2win.ru/psihologiya_tsveta

Наши рекомендации