Теория личностных конструктов

Мотивы и мотивация

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
1) неосознаваемые мотивы: влечение- примитивная форма биологической направленности человека; установка – готовность человека действовать определенным способом.
2) осознаваемые: желание и намерение – это сиюминутно возникающее и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Убеждение- высшая форма мотивации, в структуре которой мировоззрение связано со стремлением к достижению результата.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Бывают неосознаваемые и осознаваемые .
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА:
1) материальные ( связаны с личным благополучием)
2) духовные
3) общественные

К базовым потребностям первого порядка относятся: потребности в материальных условиях и средствах жизни, потребности в общении, деятельности и отдыхе.

Потребности второго порядка: эстетическая потребность, потребность в обучении и творческом труде.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.
Люди с внешним (экстернальным) локусом контроля убеждены в том, что происходящие с ними события зависят от их собственной активности в минимальной степени и определяются внешними обстоятельствами, такими, как случайность, судьба, козни врагов и прочее. Ответственность за все, что происходит с экстер-налами, таким образом перекладывается на окружающих.
Люди с внутренним (интернальным) локусом контроля считают, что именно они своим поведением создают себе подкрепления и сами контролируют все, что с ними происходит.

Мотивационная структура личности (МСЛ) - это совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность. МСЛ - основной критерий при определении типа мотивации индивида.

Широта – это разнообразие потенциального круга предметов ,способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности.

Гибкость - подвижность связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы.

Иерархичность – характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

ВИДЫ МОТИВОВ

  • Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
  • Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
  • Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
  • Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
  • Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
  • Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
  • Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
  • Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
  • Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.

ТЕОРИИ

1) Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.

Теория личностных конструктов

Личностный конструкт — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир». Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.

Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший-плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов.

Когнитивная теория

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Сценарии

Это организованные единица стереотипной информации, отражающие некоторую обычную, привычную последовательность событий. Предполагается,что человек не тольно заучивает и усваивает сценарии, но и создает их сам,представляя будущий ход событий. Сценарии могут играть регулятивную функцию по отношению к поведению.

Наши рекомендации