Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.
Северо - Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Военная кафедра
Методическая разработка
по дисциплине «Методика экспериментальных
исследований воинской деятельности»
ВУС – 801300
Тема №1: «Практическая психология как отрасль науки. Основные направления деятельности военного психолога»
Рассмотрена на заседании ПМК
Протокол №___от ____________
Петропавловск
Утверждаю:
Начальник военной кафедры
СКГУ им. М. Козыбаева
полковник С.Альжапаров
«____»_____________ 20__ г.
Методическая разработка
«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»
Тема 1. «Практическая психология как отрасль науки. Основные направления деятельности военного психолога»
Учебные и воспитательные цели:
1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.
2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.
3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.
Время: 2 учебных часа (80 минут)
Место:класс кафедры
Метод:лекция
Учебные вопросы:
1. Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.
2. Модель профессиональной деятельности практического военного психолога.
Литература:
1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.
3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.
Учебно-материальное обеспечение:
выставка литературы;
слайды по тексту лекции;
технические средства лектория;
Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.
Конец XX века характеризуется появлением в психологической науке двух ярко выраженных тенденций развития. Первую можно обозначить как дифференциацию предмета исследования, а вторую как интеграцию его отдельных свойств. Интерес ко второй тенденции объясняется тем, что она стремится построить специфическое научное знание о реальности индивидуальной жизни человека. Появление интегральных наук, например, интегральной медицины, экологии, психологии жизненной среды и других, создает общенаучный фон для гуманизации современного научного исследования.
Традиционные науковедческие проблемы - проблема предмета и объекта исследования, выбор адекватного метода, механизмы построения гипотезы, критерии истины научного знания и другие - переходят из плоскости научного знания в плоскость знания этического в том случае, когда речь идет об изучении индивидуальной жизни человека. Все эти вопросы обостряются многократно, когда ставится проблема воздействия на человека.
Достаточно в этом смысле вспомнить знаменитый «хоуторинский эффект», описанный в 20-30-е годы группой психологов под руководством Э. Мэйо. Суть его состояла в том, что присутствие исследователя, осуществляющего открытое наблюдение, увеличивает производительность труда независимо от объективных условий его осуществления (увеличение или уменьшение интенсивности освещения в конкретном опыте).
Человек, изучающий другого человека, сам становится инструментом познания, средством познания. Воздействие на другого человека является необходимым моментом его изучения, независимо от того, осуществляется это воздействие непосредственно по типу человек-человек или опосредовано предметами, созданными людьми, по типу человек-предмет-человек.
Как известно, предметы несут в себе следы воздействия, овеществляя их, опредмечивая в своих свойствах. Воздействие предмета на человека опосредованно вводит в эту ситуацию других людей или другого человека, имевшего отношение к предмету ранее, или предполагаемое отношение в будущем.
Воздействие и его организация становятся не только средством получения достоверных данных о человеке, которые можно было бы квалифицировать как истинные данные, но оно одновременно существует и как условие порождения свойств человека, особенно тех, которые составляют содержание психологической реальности.
Люди обладают свойством видеть в других то, что хотят и умеют видеть. Это создает особые требования к ситуации взаимодействия людей с целью получения достоверных научных данных об индивидуальной жизни человека. Хотелось бы назвать это требование требованием практической этики, основа которой сводится к знаменитому «Не навреди!».
Возможность осуществить в воздействии на другого человека этот принцип основывается на идеалах ценности жизни и идеях о ее строении, о ее законах. Идеи ценности жизни другого человека, да и своей собственной тоже, исследователь человека получает из контекста культуры, в которой он живет, из того культурного слоя, в который он погружен, где черпает материалы для построения своей картины мира.
Кажется, об этом писал Пьер Тейяр де Шарден в «Феномене человека»: «...Мы недостаточно подумали о триедином свойстве, которым обладает каждое сознание: 1) все частично сосредоточивать вокруг себя; 2) все больше сосредоточиваться в себе; 3) путем этого самого сверхсосредоточения присоединиться ко всем другим, центрам, окружающим его»
Думается, что при воздействии одного человека на другого именно эти свойства сознания создают трудности для реализации основной цели науки- объективного исследования, достоверного получения знаний о закономерностях.
Сегодня попыткой преодоления этой трудности представляется создание особой области знания о человеке, которую, можно назвать по всем объективным признакам наукой (Пиаже Ж., П. Копнин, П. Кедров, М. Ярошевский и др.). Это практическая психология. Ее предмет зародился в начале века вместе с первыми работами по психологии труда и может быть обозначен как изучение индивидуальной жизни человека через воздействие на нее. Задачи практической психологии - исследование закономерностей индивидуальной жизни - нетождественны задачам общей психологии, изучающей психологию индивидуальных различий, хотя бы уже потому, что категории мышления исследователя о природе индивидуальных различий и природе индивидуальной жизни предполагают разную содержательную нагрузку.
Основными научными категориями профессионального мышления практического психолога можно, считать следующие: воздействие- управление, манипулирование, формирование, психологическое пространство, психологическое время, психологическая дистанция, взаимодействие- предмет взаимодействия, позиция во взаимодействии, психологическая реальность, модальности психической реальности и др.
Методы осуществления воздействия одного человека на другого можно рассматривать как методы исследования в практической психологии как науке.
Условно разделим их на две большие группы: методы прямого ситуативного воздействия и методы косвенного воздействия, предполагающие расширение контекста изучаемой ситуации.
Основное отличие этих методов как методов научного анализа в том, что они применяются практическим психологом с точки зрения осознанной им научной концепции, что существенно отличает действия профессионального психолога от действий психолога непрофессионального, некомпетентного.
Задачи воздействия практического психолога определяются его концепцией жизни, которую он воплощает в парадигме собственного научного мышления о человеке. Именно оно является основой принятия решения о мере воздействия на другого человека, на его индивидуальную жизнь как предмет исследования и профессионального воздействия.
Практический психолог выступает как исследователь индивидуальной жизни человека, воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, он становится (пусть на время) частью жизни другого человека.
Практика воздействия на другого человека с применением психологической информации о нем делится на несколько видов профессиональной деятельности психолога, которые отличаются мерой воздействия и степенью ответственности психолога за течение индивидуальной жизни человека.
Психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия отличаются как виды профессиональной деятельности психолога не только разными задачами воздействия, но и принципиально отличаются средствами воздействия на другого человека.
Кратко отличие задач воздействия можно представить в разной степени ответственности психолога за сбор и использование психологической информации об индивидуальной жизни человека; Средства воздействия отличаются степенью стандартизации; В этом смысле психодиагностика является наиболее стандартизированным видом деятельности психолога, а психологическое консультирование находится на противоположном его полюсе.
За результаты психодиагностики, особенно с применением тестов, психолог несет минимальную ответственность, воздействие его стандартизировано. В психологическом консультировании психолог несет личную ответственность за точность полученной психологической информации и оказывает непосредственное личное профессиональное воздействие на индивидуальную жизнь человека.
Степень ответственности и осознание ее являются для психолога необходимыми моментами его профессиональной деятельности. Выделение психологом содержания психологической информации, характеризующей индивидуальную жизнь человека, осознание этого содержания являются необходимым условием построения предмета практической психологии как науки.
Можно сказать, что практика психолога-профессионала способствует рождению социального (профессионального) заказа на предмет науки практической психологии.
Существенное отличие ее от прикладной психологии состоит в том, что она стремится оперировать содержанием, предполагающим категоризацию мышления психолога о закономерностях индивидуальной жизни человека, тогда как прикладная психология традиционно идет от функционального подхода к внутреннему миру человека, порождая психотехнический материал взаимодействия психолога и другого человека.