Место дисциплины в структуре ОПОП магистратуры
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми образовательными результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и Профессионального стандарта педагога:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
Общепрофессиональные компетенции (ПК):
ОПК-11- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК -22 -способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач , направленных на сохранение и укрепление здоровья , психическое развитие и становление личности ребенка;
ПК 33- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
ПК 34- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;
ПК-42 – способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе.
3.1.1. Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение.
Трудовые действия:
ТД-5 - систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
приобрести опыт деятельности в проведении психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.
знать:
- основные положения теории деятельности и деятельностного подхода к обучению;
- закономерности развития обучающихся с позиций системогенетического подхода;
- сущность развития способностей ученика как субъекта учебной деятельности;
- психологическую сущность обучения и его механизмы;
- основные и актуальные для современной системы образования теории и концепции обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов.
уметь:
- критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований (составляющих);
- ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение с учетом уровня познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста;
- использовать различные подходы к обучению детей младшего школьного возрастов;
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Владеть
- технологией проведения психологического анализа учебной деятельности ученика.
Место дисциплины в структуре ОПОП магистратуры
Дисциплина «Психологические теории обучения» реализуется в базовой части модуля «Основы современной системы начального общего образования» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Учитель начальных классов».
Освоение дисциплины магистрантами сопровождается практической деятельностью на стажировочной площадке, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции в области владения современными теориями и методологией обучения, а также организации деятельности и взаимодействия участников образовательного процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Дисциплина «Психологические теории обучения» является необходимой основой для проведения психолого-педагогического исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Содержание дисциплины тесно связано с научно-исследовательской работой магистрантов в аспекте формирования у них навыков самостоятельной работы, базирующейся на теоретическом анализе проблемы исследования. Освоение студентами дисциплины происходит в сетевом режиме обучения и сопровождается прохождением ими практики, в ходе которой формируются и закрепляются базовые компетенции.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы .Продолжительность обучения-1семестр, форма контроля-экзамен.
Таблица 1.
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной работы (в академических часах) | |||
Часы контактной работы с преподавателем | СРС (52) | ||||
Л (6) | С(14) | ПЗ(16) | |||
1. | Теории обучения и их психологические основания: введение в проблему | ||||
2. | Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | ||||
3. | Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе |
Таблица 2.
Содержание дисциплины
№ раздела | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела ( дидактические единицы) | Средства текущего контроля |
Теории обучения и их психологические основания: введение в проблему | Проблема обучения - одна из центральных проблем в образовании. Соотношение понятий: образование, обучение, воспитание, развитие в нормативных документах и научных источниках. Обучение в широком и узком смысле слова. Основные подходы и тенденции в разработке проблем психологии обучения в России и за рубежом. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: концепция обучения А.Н.Леонтьева, концепция обучения С.Л.Рубинштейна, теория обучения В.Д.Шадрикова, теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперина, теория обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина, теория интенсификации обучения Л.В. Занкова, теория A.M. Матюшкина, теория Ш.А. Амонашвили, теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко, др. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: бихевиористская теория обучения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, К. Халл, М. Миллер, Л. Доллард, Е. Толмен, др.), когнитивная теория обучения (Ж. Пиаже, Дж. Брунер и У. Риверс, др.), концепция обучения Д. Коффки.Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория суггестопедии и теория нейролингвистического программирования (НЛП). Учение-обучение - научение. Феномен «научение», его психологическая сущность. Вклад теории деятельности и деятельностного подхода к обучению в развитие системы современного начального общего образования. | -Реферат, - эссе, -тестирование, --групповая дискуссия, -словарь, -устная презентация результатов проведенного психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе; -схема наблюдение в непосредственном учебно-воспитательном процессе (одном или нескольких уроках в школе), во-первых, за деятельностью педагога при реализации данной теории (концепции) обучения на предмет того, как он (педагог), опираясь на знания об ее психологических основах и механизмах инициирует деятельность обучающихся, и, во-вторых, за действиями обучающихся как результат освоения содержания учебного материала. | |
Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника | Психологическая теория системогенеза деятельности В.Д.Шадрикова и дальнейшее развитие деятельностного подхода в образовании. Основные положения системогенетического подхода в психологии обучения: раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; индивидуально-личностный подход к ребенку. Учебная деятельность младшего школьника как система: личностно-мотивационный, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психофизиологический, индивидуально-психологический уровни анализа. Уровни учебной деятельности. Генезис психологической системы деятельности . Формирование психологической системы учебной деятельности ( ПСД) в младшем школьном возрасте. Критерии сформированности ПСД. Учебные задачи и задачи познания в учебной деятельности младшего школьника при разных при разных теоретических подходах к обучению и универсальные учебные действия при их выполнении. Классифицирование учебных задач и задач познания в обучении младших школьников. Задачи познания, относящиеся к результату и к процессу деятельности (характеризуют учебные действия). | -Коллеквиум, -практическая работа, -эссэ, -реферат, -тестирование, - составление развернутого конспекта концепции системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова. | |
Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе | Обучение-совместная деятельность учителя и учащихся: внешние и внутренние условия деятельности учителя и учащихся на уроке при различных подходах к обучению. Психологические составляющие обучения и их представленность в структуре предмета обучения. Учет психологических механизмов обучения в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Психологический анализ учебной деятельности обучающегося. Функциональная система учебной деятельности младшего школьника на уровне способностей. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика). Субъектная позиция школьника при разных теоретических подходах к обучению. Развивающая функция обучения в различных образовательных системах: развитие способностей и личностных качеств учащихся. Формирование универсальных механизмов развития общих способностей -системы интеллектуальных операций- как ответ на вопрос : «Как научить ученика учиться?» Целенаправленное обучение всех обучающихся интеллектуальным операциям. | -Практическая работа, -тестирование, - презентация и обсуждение результатов проведенного системно-уровневого анализа учебной деятельности младшего школьника на примере одного (или нескольких) из учебных предметов начальной школы. | |
ИТОГО | Зачет |