Обучение письму и письменной речи
Письмо– овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания .
Как и в других видах речевой деятельности в письме существует 3 этапа:
- побудительно-мотивационный;
- аналитико-синтетический;
- исполнительный.
Для овладения письменной речью, учащимся необходимо сначала овладеть техникой письма.
Техника письма:
ü Обучение графике (задача решается на 1 ступени и совершенствуется на 2,3)
ü Обучение орфографии
Графика – совокупность всех средств данной письменности.
Обучение графике связано с решением двух задач:
а) овладение звукобуквенными соответствиями
б) установление связей между разными функциональными вариантами каждой буквы.
Анализ системы печатных знаков русского языка и print script английского языка показывает, что в их алфавитах есть сходные буквы (группа 1), частично совпадающие по написанию (группа 2) и буквы, начертания которых незнакомы русским учащимся (группа 3).
Трудности связанные с овладением графики:
1. Не совпадение алфавитов
2. Наличие в алфавитах сходных букв передающих разные звуки.
3. Одна и таде буква передает разные звуки.
4. Расхождение в начертании печатных и прописных букв.
Последовательность обучения графике:
1. Знакомство с буквой. Определение ее звука.
2. Знакомство с написанием буквы. ( Заглавную, отдельно от строчной). ( на какую в рус. Языке похожа, прописываем в воздухе)
3. Запись в тетради или спец тетради по точечкам, а потом свободно.
Тренировка- упражнения
1. Определите какие буквы можно спутать с родным языком.
2. Написать диктант
3. Закончить написание буквы.
4. Контрольное списвание.
Орфография – это правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов.
При обучении школьников следует учитывать трудности орфографии.
1. Не соответствие м\у между звучанием слова и его написанием. ( right, write)
2. Не соответствие звуко-буквенного и буквенно-звукового соответствия. ( в одних написать слово легко , но сложно прочитать thin, в других сложно написать , но прочитать легко daughter)
Их преодолению в известной мере помогает опора на определенные принципы: фонетический, морфологический и традиционный.
Фонетический-«Пиши как говоришь»,
Морфологический- та или иная морфема на письме в родственных формах или словах всегда сохраняет единый графический образ. (Write, rewrite,writing)
Исторический (традиционный)- написание которое нельзя объяснить. ( know- now)
Орфографические навыки формируются в процессе выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения.
В общую группу входят лексико-грамматические упражнения, выполняющиеся письменно. Они предназначаются не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения — лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения.
Специальные. ( копирование текста, списывание+ задание, диктанты)
Все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на две группы: подготовительные и речевые.
подготовительные - предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. (трансформация моделей, расширение их перефразировку ,сокращение текста).
Речевые- воспроизведении по памяти группы связанных по смыслу предложений.
Изложение- 3 этапа.
предтекстовый: снять язык. Трудности.
Текстовый: первое прослушивание , второе прослушивание, вып. Заданий, составление плана,
Послетекстовый: изложение текста письменно по наводящему вопросу.
Описание- (беседа по картинке)
Сочинение- повторение небходимой лексики и сочинение.
Письмо-
Введение: правило написания письма
Тренировка: работа с разными письмами.
Применение: пишут собственные письма
Реферат- сжатое , краткое изложение осн. Содержания текста.
( о чем?, тема, источники, гл. мысль, изложение материала, комментарий).