Стюарт Поведенческий подход
Технологии семейной психотерапии (Хейли, Минушин, Витакер, Стюарт ,Палазоли, Сатир, Трангенерационный подход).
ХЕЙЛИ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ. Утвержал, что в семье происх постоянная борьба за власть.дисфункциональные семьи – когда борьба за власть принимает разные стороны. «стратегический»термин принадлежит Джею Хейли, который на сеансах психотерапии брал на себя ответственность за создание стратегии решения проблемы клиента или семьи. Хейли и его сторонники в своей работе ставят ясные цели, включая снятие симптомов. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье, к ее росту и благополучию. Суть стратегического подхода – разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений.занимаются изучением этиологии проблемы: они исследуют факторы, обеспечивающие ее устойчивость, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить и изменить «проблемно-поддерживающее поведение»
Трангенерационная семейная психотерапия
Отслеживает много поколений и особенности этого поколения, например: болезнь – смерть.
Семейные правила:
1.Открытые (четко и внятно передаются: мой руки)
2. Скрытые (из повторяющихся стереотипов.Пример: пришел муж, его надо кормить).
Семейные роли:
1. конвенциональные (муж, жена, бабушка и т.д. – общеустановленные)
2. неконвенциональные (психологические) (жертва, роль больного, «козел отпущени» - наполнены психологич. содержанием)
семейная структура:
1. супружеская
2. детская
3. прородительская
Сильные проблемы возникают когда подструктуры входят одна в другую (мама дружит с дочерью против папы)
Норма – когда вертикальные структуры не пересекаются.
Сальвадор Минушин (Минухин) -Проблемы нарушения структурного компонента.
Работали с «черными» семьями, бедными.
Работали жены, отец переставал быть отцом, он никто. Все делалось через соц. Службу и психотерапия была обязательной (чтобы ребенка не посадили).
Структурная спутанность получается в семье: кто отец, а кто мать? От сюда следует тревога и запутанность.
Карл Витакер – создание эмпирическая семейная терапия
В семье – патологическое лидерство. В семье сложилось патологическое функционирование, оно поддерживается явным или неявным лидером.
1. надо разрушить систему.
2. психологически надо уничтожить отрицательного лидера.
Семья имеет право на самоубийство. После того, как Витакер разрушит ее, появляется новая структура. Растрепать психологически всю семью, выбирает членов семьи из равновесия. Выходит в итоге лидер, который будет защищать, далее – уничтожение лидера. Получается ломка стереотипов, психологическое потрясение, семья либо обновится, либо разрушится.
Вирджиния Сатир – основоположник семейной терапии на западе ; эмпирическая семейная психотерапия
Позиции (стойки)
Стойка – определенное поведение
1.заискивающий (плакатер): (извините пожалуйста, благодарим за что-то ; внутренняя установка: «я ничтожество»)
Виноват перед всеми за то, что существует и очень благодарен за то, что может существовать.
2. блеймер – обвинитель (обычно, на повышенных тонах.Обвиняет всех и вся)
Внутренняя установка: я одинок и несчастен)
Напряжение груди и шеи – остеохондроз.
3.компьютер – человек, который все считает (внутренняя установка: я чувствую себя уязвимым).
Тело как в металлическом каркасе.
4.дестрактор (флюгер) делает все невпопад (не от мира сего)
Внутренняя установка: никому до меня нет дела.
Прямые ноги, максимально раздвинуты пятки и на носочках.
Стюарт Поведенческий подход
1. что можно оценивать, наблюдать (тренинг логического подхода) – только поведение.
2. список - какое поведение партнера мне не нравится (общий список)
3. обсуждение - партнеры делятся этими списками (списки ранжируются, изменяются). «Ты мне, я тебе – в сб ты делаешь, в вск – я»
МарраСильверПалазоли – игры в дисфункциональной семье «грязная игра»
Вводит понятие «грязная игра» - взаимоотношения с детьми, супругом, деньгами и секс. Взаимоотношения.
«делаете это, а хотите это?» - вскрывает им «игру», и «играть» уже сложно.
Сигнал: «если переходит черту, супруг надевает шляпу». – обговоренный сигнал.
Идея: вся семью воспринимаем как отдельного клиента.
Подход: психотерапевт живет с семьей, семья начинает привыкать и показывает свои взаимоотношения между членами семьи.
6.Основные причины детской психологической дезадаптации:
1. неудовлетворение основных психолог. Потребностей(любовь, внимание, безопасность(витальные (жизненные), социальные,идеальные))
2. отсутствие баланса между психологическим и желаемым
3. дисгармоничность развития (дисбаланс между эмоц.сферой и когнитивной познавательной сферой)
4. отсутствие собственного опыта, как следствие не умение и не желание решать свои проблемы
5. жизненные потрясения
Условия:
1. постоянный тактильный контакт с подобным другим объектом
2. двигательный контакт
3. зрительный контакт
Своевременность, положительно-эмоционально окрашенность, взаимность.
Факторы: биологические, социальные.
7. Нарушения:
1. органические (лечит только медицина, диагностируется на ранних стадиях)
2. неврозопадобные–функциональные(временное недоразвитие нервных путей, слабость нервной инервации)
3. невротические(психогенные) –хронич . нервное напряжение (невпорядке с психикой)
неврозоподобн:
Фаза быстрого сна – 1-1:20
энурез связан с глубок сон, кол-вом выпит жидкости, обострение на смену погоды, на обостр. на эмоц напряжения, в новой обстановке контролирует себя, для ребенка не является проблемой, постоянный процесс.
Лечение:создать проблему, уменьш кол-во воды перед сном, будить в фазу быстрого сна, стирать за собой, препараты на уменьш глубины сна, будильник(услов связь между ощущениями и звуком)
заикание–периодич, обостряется на сильные эмоц нагрузки, растягивсеред слова, не является проблемой. Лечение:укрепление общей психич устойчивости (страхами), массаж рук, воротник зоны. Логопеды не нужны!
Невротическ: энурез: возник после норм состояния, чаще в первую половину ночи, реб просыпается, не связано с кол жидкости, не связ с эмоцнапряж, може в гостях, переживает, сверхконтроль. Лечение: спокойная обстановка, рассказывать сказки, общая психотер на все страхи, Франкл парадоксальная интенция: за каждую мокрую ночь будешь получать 10 руб, не проявлять эмоции родителями, будить не до конца и садить на горшок в фазе быстрого сна.
Заикания:связано с испугом.
Лечение:замедление речи, работа с дыханием, режим молчания-3 дня, читать сказки ему он должен молчать, массаж воротниковой зоны и пальцев, если не помогает то классич.Гипноз.
Замедлять речь, чтобы ребенок успевал говорить и показывать жестами. Род.читает, ребенок показывает, и наоборот.
Сам читаю, сам показываю, внимание не фиксируем, не делаем проблему.
Если функция не окрепла, то выключить.
Поведение
Семейные правила (родитель должен оставаться родителем) в России чувство вины, в Японии стыда. За не соблюдение правил наказания: 1)физические (порка, подзатыльник)не нужно переживать по поводу сделанного, быстрое объяснение чего нельзя.2)перцептивная до 3-4 лет нужно давать формы: воровать нельзя, можно попросить поиграть. Наказывать не ребенка, а поступок. Наказание не должно быть вечным.Подкрепляем родительской любовью. Не наказывать за неумение. Вознаграждения могут быть материальными, но прописать «семейный договор»
Страхи:конкретн/абстактн(темнота)
Коррекция: 1)выявить причины (была ли объект ситуация)2)работа с конкретной ситуацией 3) тренировка нервной психич устойчивости(громкие звуки, потеря опоры, боль, резкая потеря ситуации)
1. лепка из пластилина (уничтожить после или взаимод с фигурками)
2. наблюдение издалека+есть шоколадку
3. рисовать страх (оставлять рисунок-тюрьма страхов)
4. ролевая игра (кукольный театр) если страх врача, то ребенок должен лечить взрослых и в больницу идти с мишкой, которого сам лечил
5. в подростковом возрасте НЛП и модификация с помощью рисунков
задача: не избавиться от страха, а не впадать в панику. Страх иррационален, лечим только альтернативными эмоциями и действиями.
8. Методы систематической десенсибилизации:
Метод систематической десенсибилизации - один из видов когнитивно-бихевиориальной терапии, основанный на разрушении условнорефлекторной реакции страха путем постепенного приучения к пугающему стимулу с использованием техник воображения и релаксации. Этапы терапии: 1. с помощью психотерапевта клиент выстраивает по иерархическому принципу раздражители, провоцирующие, в первую очередь, тревогу, а затем и воспроизводящие психотравму в целом. 2. затем ему предъявляют эти стимулы, начиная с наиболее безобидных. После того как он справится с одним раздражителем, предъявляют следующий. При предъявлении стимулов могут использоваться два способа: либо десенситизация в воображении, либо градуированное воздействие (десенситизацияinvivo).Десенситизация в воображении заключается в том, что больной, находясь в состоянии расслабления, представляет себе вызывающие у него тревогу сцены. Поэтапное, градуированное воздействие (или десенситизацияinvivo) - клиент должен сталкиваться с вызывающими тревогу раздражителями (начиная с наиболее слабых) в реальной жизни. Погружение - клиента помещают в самую труднопереносимую им ситуацию, которая относится к вершине иерархии раздражителей, причём он должен подвергаться воздействию ситуации до тех пор, пока тревога не исчезнет спонтанно (приобретение привычки). Хотя многих больных непросто убедить пойти на это, погружение - более быстродействующий и более эффективный метод, чем десенсибизация.
драматической психоэлевации
Методика драматической психоэлевации это комплексное воздействие на детей - с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, c специально заданных ситуаций. Под психоэлевацией понимается «возвышение души» Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым. В этом суть методики.
Один из главных принципов - не коррекцию отдельного поведения или набора, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребёнка, понять, чем же вызваны эти причины поведения, где «поломка», что данному конкретному ребёнку мешает жить? Эту «поломку» авторы назвали патологической доминантой.
Методика позволяет работать с детьми самого разного возраста: от трех до четырнадцати.Этапы драматической психоэлевации - диагностическая работа с куклами начинается уже на начальном этапе перед ребёнком раскладывают куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами.Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму.
Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти три недели, в течении которых проходят восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают.
Второй этап это лечебный спектакль. Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Родители тоже принимают участие в спектакле, и конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские.
На втором этапе продолжается, уже на более глубинном уровне, работа с патологической доминантой. К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превратиться в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку - кокон. То же самой происходит с окрепшей, окрылённой душой.
В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими.
Открытие этого метода было попыткой выхода из таких ситуаций, когда ни медикаментозное лечение, ни традиционные педагогические и психологические приемы не приводили к положительным сдвигам в состоянии аутичного ребенка.
Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как: агрессия
- аутоагрессия
- тиранические наклонности
- гиперактивность
- непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное)
- снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых)
- нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований
9.Подходы к определению «нормы» в сексологии. Диапазон приемлемости. Сексуальная конституция. Виды сексуальных дисгармоний.
Сексология – междисциплинарная область научно-практического знания, которая изучает сексуальность и ее проявления
Сексуальное норма :
1. Норма,как нравственная категория(когда,сколько)(баб на костре сжигали)(политика)
2. Норма,как статистический феномен . Что свойственно большинству,то есть норма(дублирует первый подход)
3. Норма,как состояние психофизиологического оптимизма (оптимизм в системе) Все норм, кроме причинения смерти, при этом никого не заставляя.
Диапазон приемлемости для секс-системы:
Шкала от «никогда ни при каких обстоятельствах», до «всегда, при любых условиях»
а) изменяется с опытом
б) в измененном сознании можешь сделать, то что бы в обычном состоянии не сделал бы
гормоны вырабатываются (при мастурбации) активность( хорошая реакция) статус!!!
Социальная конституция:
1.сильный
2.средний
3.слабый
Каждый из типов делится еще на сильный, средний, слабый .
Социальная конституция зависит от сочетания социального и биологического
Внутренняя потребность в интенсивном сексуальном взаимодействии ,так же определяет силу удовлетворенности(полностью или частично) и длительность репродуктивности(не возбужд)
1.Длина ног к длине тела
2. оволосение (степень характера оволосения лобка)
3. возраст первых менстураций, первые поллюции
4. возраст первого оргазма
Цифра конечная и есть социальная конституция
Виды сексуальных дисгармоний:
Сексуальные дисгармонии – функциональные нарушения, которые осложняют получение сексуального удовлетворения
Виды сексуальных дисгармоний (препятствуют к полноц секс разрядке)
1. Физиологические (конституциональных различий и недооценки темперамента, проявляющиеся в разных желаниях, противоречии
2. Психологические
1) разница диапазона приемлемости,
2)несовпадение мотивов для секса:
А. стабилизирующ (снятие напряжения)
Б.стандарт(исполнен супруж долга)
В. генитальн тип(все равно до партнера,главное самому получить удовольствие)
Г. игровой (секс-игра, релаксация)
3. Технические (проявляются незнанием особенностей нюансов проведения интимного процесса)
эрогенные зоны-участки тела, которые генерируют секс возбуждение на фоне эмоциональной готовности.
10.Секс-терапия Мастерс и Джонсон.
Секс-терапия работает только когда есть доверие между партнерами. Парное мероприятие по жесткому алгоритму.
1)Сбор анамнеза (отдельно у каждого партнера, а затем перекрестное уточнение полученной информации, выявление мифов)
Работа: сфокусироваться на ощущениях, отбросив прошлый опыт. Секса нет во время терапии
1 этап.каждый прикасается к телу другого, причем грудь и гениталии объявляются «запретными зонами». Цель прикосновений состоит не в том, чтобы вызвать сексуальное возбуждение, а в том, чтобы открыть для себя ощущения, вызываемые прикосновениями партнера. Либо вкусную еду есть сдруг друга, но только ту, которую в повседневной жизни не едят.
2 этап. «театр прикосновений» в голом виде один лежит, а другой прикасается частями своего тела, можно пером и т.д., цель: погрузиться в ощущения, запрет на касание половых органов + женская грудь.
3 этап.исследование половых органов и эрогенных зон. Техника рука в руке. Берет руку своего партнера и двигает по своему телу.
4 этап. партнеры переходят в положение «женщина сверху» без попыток введения полового члена во влагалище. В этом положении женщина может играть с половым членом, потереть его о клитор
5 этап. снимается запрет на половой акт. Одному дается спец. Задание: ввести член без предупреждения.
11. Типы психологических зависимостей.
Типы зависимостей по степени включенности личностных конструктов:
1) «Поверхностный» - не имеет психологической базы, нет глубиного нервного психологического напряжения. Встречается в благополучной среде. Алкоголь употребляется из-за среды, способ выживания. Никаких психологических моментов нет "жизнь такая".
Наркоманы: могут и быть из благополучных семей. Попробовать проэкспериментировать, нет психологического повода. Самый легкий в терапевтическом плане. Данный тип преодолевается самим человеком, если он четко решил бросить. Группы АА и АН - 80% таких людей.
2) «Промежуточный» или «социально-психологический» - алкоголь используется как средство, копинг-фактор для снятия нпн(нервно -психического напряжения), которая возникает в период существования. Трудно, хочется расслабиться. Некий повод всегда понятен, неосознан. Сознательно использует этот способ для снятия напряжения. Могут горовить о психологических затруднениях. Может наблюдаться застревание на сложностях и приувеличивания их. Особое значение имеет эмоции: пьем от радости и от горя. На Руси отмечали алкоголем: рождение, смерть и победу над врагом. Требуется психологическая помощь, направленная на то, чтобы он принял решение бросить. Научение навыком, которых у него нет: эмоциональные, поведенческие и т.д.
3) «Глубинный» или психоаналитический- причины скрыты глубоко внутри, которые подходят под психоаналитические концепции. Храническая НПН, дискомфорт. Наличие внутриличностного конфликта не признается. К.Хорни:" Идеальное убийство". Постоянно дается что ты не такой.
-) Надо быть таким как тот ( это он)
-) Ты плохой и каким нужно быть не говорят( не зается что это он)
Нет трупа, нет убийства, нет человека. Нет роста личности. Человек не получил внутреннего понимания " кто я". Дает ощущение полноты бытия. До наркотическая личность: это личность без "я". Не любят свое имя.