Arrowsmith Program – 19 функциональных проблем обучаемости. Часть 1.

Давно собиралась написать, но уж больно длинный перевод. Но тем не менее – часть первая готова. Я честно изучила все отчеты, статьи, и мед-статистику которую нашла по этой программе, и, считаю, что данная методика представляет интерес.

Для читающих по английски книгу можно купить вот тут – The Woman Who Changed Her Brain: And Other Inspiring Stories of Pioneering Brain Transformation, а прочитать доступную информацию о программе тут – Arrowsmith Program

Сразу скажу – этой программой практически невозможно заниматься самостоятельно, необходимо обучение в специальной школе в Канаде или в одной из школ США, в которых эта программа применяется. Но перевожу я это потому, что мне кажется это может помочь понять родителям, почему у ребенка есть проблемы в понимании или обучаемости в определенных областях. Он «это» делает не потому что «вредный и родителей не слушает», а потому что он не умеет, не может иначе. Эти проблемы относятся и ко многим взрослым.

Плюс, зная о изобретательности родителей многих особенных детей, я предполагаю что возможно они придумают или адаптируют упражнения, создадут новые методы, чтобы помочь своему ребенку, опираясь на полученную информацию.

Если вам знакомы такие фразы, как «Я просто не понимаю», «У меня дырявая память», «Повторите, пожалуйста, помедленнее», «Не стирайте с доски», «Я такая неуклюжая», «У меня глаза болят от чтения», «Я вечно теряюсь», «Я вообще не понимаю, какую кнопку на этой штуке нажимать», «Я не люблю цифры», «Я не очень хорошо помню, как что называется», «я никогда не любил чтение», «я не очень быстро соображаю», «я вас не узнал» – то читайте дальше.

—–

В поисках полезной литературы мне попалась интересная книга Барбары Арроусмит-Янг «Женщина, изменившая свой мозг». Барбара описывает свою жизнь и работу по изучению проблем с обучением в различных областях у детей и взрослых.

Самой Барбаре был в начальной школе поставлен диагноз «тяжело-обучаема»: она писала и читала наоборот, путала буквы, с трудом разбиралась в речи, постоянно терялась и была неуклюжей. Со временем Барбара научилась правильно писать и читать, скрывать свои многочисленные проблемы, но тем не менее проблемы с обучением оставались и мешали ей добиваться своей цели.

С тяжелым трудом, преодолевая свои «неумения и непонимания» она поступила в колледж, получила степень Мастера в Школьной Психологии (Master’s degree in School Psychology from the University of Toronto) и работала учителем при университетской школе, где она изучала те же проблемы, что мучали ее саму. Со временем она пришла к пониманию и осознанию того, что определенные функции ее мозга не работают так, как у многих других, «хорошо-обучаемых» людей. Она создала упражнения помогающие ей преодолевать собственные трудности и, затем, несколько лет спустя, создала целую программу Arrowsmith School, которая работает с детьми и взрослыми, помогая им «научиться учиться».

В своей книге Барбара описывает то, как она ощущала свою жизнь до упражнений. Обладая высокими интеллектуальными способностями, она тем не менее «жила как в тумане». Она пишет: «Я не понимала мир вокруг себя. Я не видела связей в том, что происходило вокруг, в том, что мне говорили. Я с трудом ощущала себя в пространстве, карта города для меня была непостижимой тайной. Речь учителя была слишком быстрой и когда она доходила до конца предложения, я была не способна проследить за логикой ее изложения и уже не была способна понять, о чем она говорила. Мне нужно было прочесть одно и то же предложение десяток раз, чтобы в нем разобраться. Я путала буквы местами и не понимала почему это неправильно. Глядя на часы со стрелками я не могла назвать время, поскольку не понимала как положение стрелок на циферблате соотносится со временем суток». Она много пишет об опыте других людей, их проблемах, их ощущениях.

Барбара выделяет 19 «дисфункций обучения». Она пишет, что практически у каждого человека есть та или иная проблема. В легких случаях, человек способен хорошо функционировать в обществе, компенсируя слабости с помощью других процессов и механизмов. В тяжелых случаях, человек не способен жить самостоятельно, работать. Иногда он может причинить себе вред не понимая как он это делает и почему.

Ее программа предназначена для коррекции таких проблем. Обучение состоит из различных упражнений адресно работающих с каждой идентифицированной сложностью у ребенка. Задача работы не «обучить языку, математике, литературе», а помочь мозгу выработать необходимые умения для решения задач нужных для собственно изучения и работы с новой информацией, то есть не «выучить двадцать правил правописания намертво»,а «научить мозг правильно обрабатывать информацию при чтении и правильно выдавать ее при написании».

Итак, список. Сокращенный перевод с сайта Arrowsmith Program, “Learning dysfunctions”. (Я заранее прошу прощения у специалистов за неверно переведенные термины, если такие есть, – я пыталась их найти, но зачастую не смогла найти «научных» аналогов. Если есть желающие скорректировать – пишите). Хочется еще раз сказать, что если у ребенка или взрослого есть проблема из этого списка – это не значит что он «глупый, тупой и необучаемый и помочь ему уже нельзя, пусть живет как есть», это не значит, что нужно повесить на человека ярлык и забыть. Это значит что мы, при желании, можем идентифицировать сложности и помочь ему их преодолеть.

1. Последовательность моторных символов.

Это умение необходимо в процессе обучения и воспроизведения последовательных схем движения – написание алфавита или цифр. Включает в себя ввод визуальной информации – чтение, вывод через руку (письмо) и рот (речь). Если в этой функции есть проблемы, они выражаются в следующем:

§ неправильное прочтение, когда написано «стул упал», а ребенок читает «стол пропал». В таких случаях человек может неверно прочитать указания, инструкции, рецепты.

§ плохой почерк – люди предпочитают писать печатными буквами вместо письменных.

§ Письмо не автоматично – нужно сосредоточиться на самом процессе писания вместо содержания. Ученики обычно пишут медленнее и могут не успеть уложиться в отведенное время на выполнение задания.

§ Переписывание медленно и неаккуратно – ошибки при перенесении информации с доски в тетрадь, например.

§ правописание – человек может написать одно и то же слово несколькими разными способами на одной и той же странице.

§ речь – бывает бессвязной, сложно понять о чем человек хочет сказать. Иногда части задуманного остаются невысказанными, потому что человек думает, что он уже это сказал. Ему сложно изложить идеи в определенном порядке.

§ Математика – проблемы с аккуратностью в вычислениях. Человек может сделать что-то, что кажется ошибкой по невнимательности, хотя на самом деле это проблема с моторной функцией. Например, думаю «6», а пишу «5».

2. Взаимоотношения символов.

Это умение понимать взаимоотношения между двумя или более идеями или концепциями. Слабость этой функции выражается в следующих проблемах:

§ ребенок путает буквы Б и В, цифры 6 и 9.

§ не может разобраться в часах со стрелками, путает стрелки между собой (какая означает часы, а какая минуты)

§ человек не понимает математические принципы. Он может выучить процедуры, но не понимает «почему» нужно делать так. Он не понимает формул, таких как «расстояние = время * скорость движения» и не сможет решить задачу, для которой нужно использовать такую формулу.

§ человек с трудом понимает причинно-следственные связи, почему что-то случается.

§ трудности с задачами типа «Саша младше Жени, который старше Маши. Кто из них старше всех?», поскольку ребенок не понимает, как они между собой соотносятся.

§ человек не понимает утверждений, в которых есть логическая ошибка, а потому может пасть жертвой мошенников.

§ зачастую человек упорен или не отличается гибкостью мышления, поскольку ему сложно сравнивать в уме несколько вариантов. Он выбирает один и затем отказывается даже рассматривать альтернативы, поскольку это слишком сложно и он не видит разницы.

§ характерная черта этой дисфункции это ощущение неуверенности – невозможность уточнить смысл, а только постоянные догадки.

3. Запоминание информации или инструкций.

Это способность запоминать куски информации, такие как инструкции. Дисфункция в этой области выражается в:

§ сложность в запоминании устной информации или указаний. Человеку сложно помнить и следовать длинным лекциям или разговорам. Указания нужно повторять несколько раз, прежде чем человек убедится что он правильно понял. Человек часто знает, что он что-то уже забыл, но стесняется переспросить.

§ Люди, у которых есть проблемы с запоминанием часто стараются не участвовать в разговорах и дискуссиях, не вслушиваются в лекции или презентации, поскольку им очень тяжело пытаться удержать информацию.

§ родители часто думают, что их ребенок упрямый, безответственный или ленивый, поскольку они просят его что-то сделать а он забывает. Если такой ребенок отвлекается после указания или просьбы (на телефон, телевизор, игрушку), то инструкции просто пропадают из его головы, причем он может быть уверен, что вы ему ничего и не поручали.

§ люди стараются компенсировать эту проблему постоянно записывая все инструкции и дела, и стараются вести привычный и постоянный образ жизни в котором им все знакомо.

4. Предикативная (внутренняя) речь

Это умение ощущать как символы (слова и цифры) связываются последовательно в предложения и процедуры. Это происходит когда мы думаем, говорим, пишем. Проблемы в этом случае:

§ Умение повторять и переформулировать информацию и действия через внутреннюю речь не работает. В таком случае человек не может «пересказать историю своими словами».

§ Человек пользуется стереотипной речью – запоминает фразы и клише, поскольку ему сложно усложнить или создать собственную фразу, предпочитает короткие фразы и с трудом понимает длинные.

§ У человека отсутствует чувство такта, и он кажется грубым, поскольку он с трудом представляет себе что он скажет и какие могут быть последствия от его фразы. Например ребенок получает в подарок диск с музыкой и тут же возвращает его со словами «а я эту группу не люблю».

§ Синдром «спроси, а потом делай». Родители говорят что ребенок пытается быть полезным и делает что-нибудь прежде чем спросить надо ли это делать. Например поливает уже политые цветы или выпалывает сорняки, которые на самом деле были посаженными вами помидорами.

5. Произношение (зона Брока).

Это умение обучиться как произносить звуки и, затем, как интегрировать звуки в постоянное и стабильное произношение слова. Слабость умения выражается так:

• Человек не уверен в том, как слово произносится. Произношение нестабильно и непостоянно, человек придумывает несколько способов сказать одно и то же слово, поскольку не знает как именно правильно. Иногда он избегает пользования некоторыми словами, предпочитает простые слова сложным.

• Ребенку сложно выучить и пользоваться фоническими умениями при чтении. Чтение «про себя» может быть на несколько уровней выше, чем чтение вслух, поскольку ребенок понимает слова в книге, которые не может правильно произнести.

• Речь требует большего сосредоточения, чем обычно, поэтому человеку сложно говорить и думать одновременно. Ему нужно сконцентрироваться на произношении и он может потерять нить разговора. Обычно такой ребенок застенчив в новых ситуациях, когда нужно говорить с людьми, и его «забивают» те, кто говорит с большей легкостью.

• им сложно говорить с группой людей, они стараются говорить «по бумажке».

• сложно выучить произношение звуков и слов другого языка.

6. Аудиторная дискриминация.

Это умение дискриминировать, отличать похоже звучащие слова (дом-том, сон-сом). Проблемы:

• человек неточно слышит слова в беседе, лекции, телепрограмме, инструкции, а потом неверно интерпретирует услышанное. Ему нужно концентрироваться чтобы верно отличать слова, и поэтому он быстрее устает и отвлекается. Иногда это приводит к грубому непониманию, особенно если человек думает что его обидели или оскорбили.

• записывая со слуха, такой ребенок неточно слышит и записывает слова. Когда он позже пытается разобрать написанное, оно может не иметь никакого смысла.

• Ему сложно различать иностранную речь на слух, ему тяжело изучать языки через аудио материалы.

7. Символическое мышление.

Это умение отвечает за развитие и поддержку планов и стратегий действия через использование речи. Это обладание мысленной инициативой в заданиях с символами.

Проблемы:

• ученику тяжело разработать стратегию обучения. Если ему показать метод – он будет ему следовать, но не сможет придумать свою стратегию.

• ученику сложно сосредоточиться и удерживать внимание на задании, связанном с использованием речи. Ребенок легко отвлекается и его часто называют «невнимательным». Ему тяжело быть внимательным на занятиях, на работе или в социальном общении.

• Человек не может создать план работы, поэтому часто его поведение неорганизованно.

• Человек не исправляет собственные ошибки и зачастую не видит что он сделал ошибку. Ему сложно учиться на ошибках, поскольку он их не осознает. Обычно он не переживает по поводу качества исполнения задания.

• Человек не может создать долгосрочные планы и цели, живет «одним днем». Окружающие могут считать его «легкомысленным», поскольку у него отсутствует стабильность и планирование жизни.

• Если ученик не знает ответа на вопрос сразу же, он скорее всего пропустит его совсем. У него нет процесса поиска или попыток найти ответ, нет желания искать, он пассивен.

• Человек старается упростить ситуацию до стереотипной, ему уже знакомой, поэтому иногда он с трудом отличает одну ситуацию от другой и неверно на нее реагирует. Например, ребенок может решить что стратегия общения с друзьями должна быть такой-же как он видел в кино.

8. Распознавание символов.

Это умение распознавать и запоминать слова и символы визуально. Проблемы:

• ребенку приходится повторять и учить слово много раз прежде чем он способен распознавать его на вид, понять и произносить правильно. Ребенок видит одно и то же слово «дом», но не может понять что это то же слово, что он уже недавно видел. В результате, он очень медленно учится читать и писать. Ему сложно распознавать ошибки в тексте.

• скорость чтения низкая, поскольку ребенок часто компенсирует неспособность распознавать слово на вид с помощью чтения вслух, чтобы помочь себе произнесенными звуками.

• человеку очень сложно визуально запоминать символы и схема (в геометрии, математике, химии).

9. Лексическая память (словарная).

Это умение необходимо для запоминания нескольких слов в серии. Проблемы:

• сложно запомнить больше трех несвязанных слов в серии.

• звуковое восприятие слов работает плохо. Человеку нужно услышать слово вместе с его значением несколько раз, прежде чем он его запомнит. Людям сложно запоминать и распознавать синонимы, что сильно усложняет процесс чтения.

• человеку сложно воспринимать информацию на слух, поскольку его память не удерживает необходимый объем.

10. Кинестетическое восприятие.

Это умение ощущать где все части тела находятся в пространстве. Проблемы:

• человек ограниченно воспринимает себя в окружающем мире – у него есть тенденция врезаться в мебель, двери, сшибать предметы.

• когда человек ведет машину, он менее четко воспринимает одну сторону себя, в результате получается что одна сторона машины чаще царапается.

• человек менее четко знает где его руки и пальцы, поэтому может чаще резаться, когда использует нож или инструменты, может нанести себе травму.

• в сложных случаях, человек может даже не ощущать точно где ему больно в одной из сторон тела. Он не может распознавать предметы на ощупь. Его движения неаккуратны и отрывочны.

Кинестетическая речь.

Влияет на проблемы с произношением, поскольку человек не очень хорошо ощущает движения рта и языка. Человеку сложно произносить быстрые скороговорки и сложные слова.

?

Наши рекомендации