Признаки репрезентативных систем 3 страница
А. Фиксация изменений в поведении человека.
Б. Различение паттернов, т. е. повторяющихся моментов в пове дении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу, бледнеют, другие — стремитель но расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, в движениях головы, рук, ног, окраске лица, ритме дыхания, темпе голоса и на зывают паттернами.
В. Узнавание определенного состояния человека по его невер бальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. Можно уточнять у собеседника: «Вы нервничали, когда сказали: не надо сахару?»
– 282 –
А про себя можете добавить: «И у вас были бледные пятна на лице, вы переминались и прислушивались к чему-то».
Специалисты по НЛП предупреждают, что одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей.
3. Конгруэнтность. Если мы говорим одно,делаем другое,а желаем третьего, то мы неконгруэнтны и наше состояние заметно для окружающих людей. Быть конгруэнтным — значит сделать важный шаг к достижению внутренней целостности. Предлагается шесть шагов по ее освоению:
1) различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, чтобы узнать свое состояние конгруэнтности (состояние 100%-й вовлеченности) и неконгруэнтности (состояние внутренней кон фронтации, конфликта с самим собой);
2) знакомство с различными частями своей личности. Специа листы в НЛП предлагают человеку осознать и записать, какие роли он играет в своей жизни, какие желания у него возникают, какие ча сти личности ему свойственны, и дать им название-имя: например, жена, мать, честолюбивая часть, творческая часть, кухарка и т. п. За тем полезно провести «общее собрание» главных частей своей лич ности, при этом важно «увидеть», «услышать», «почувствовать» каждую из них. Как она обычно заявляет о своем существовании? Как вы чувствуете ее своим телом? Где она живет? В голове, в руках, в ногах? Как она могла бы выглядеть? и т. п.;
3) определение целей, намерений и желаний каждой части лич ности — очень важный шаг к конгруэнтности;
4) определение приоритетных целей;
5) достижение согласия между различными частями личности в том, что они признают установленный приоритет целей;
6) заключение контракта по принятому соглашению.
4. Раппорт. Слово«раппорт»означает в английском языке отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Специали сты НЛП считают, что без раппорта вы никогда не достигните того, чего хотите. Как узнать, что у вас есть раппорт с собеседником? По-разному: у одних людей появляется ощущение покоя, у других — чув
– 283 –
ство разделенного взаимопонимания. Необходимо освоить шесть шагов:
1) проверка вашего доверия партнеру, с которым вы общаетесь (уверены ли вы в его компетентности, в его способностях, надежно сти). Можно спросить себя об этом. Если вы услышите конгруэнтный ответ «да» — все в порядке, если услышите несогласие, надо опреде лить в себе ту часть личности, которая не доверяет собеседнику и внимательно выслушать ее аргументы. Может вам удастся найти под ходящие аргументы и убедить ее в обратном. Не добившись ее согла сия, лучше не продолжать общения с собеседником: ваше недоверие так или иначе проявится, вызовет ответное недоверие;
2) проверка доверия партнера к вам;
3) установление соответствия тону и темпу голоса вашего собе седника;
4) установление соответствия ритму, частоте дыхания собесед
ника;
5) соответствие позе тела и движениям собеседника. Например, всякий раз, когда ваш собеседник касается своего подбородка, вы можете тихонечко постукивать по столу. Или, если партнер взволно ванно ходит по комнате, вы можете сопровождать его хождение чуть заметным постукиванием ноги;
6) достижение раппорта — это способ синхронизации собесед
ников.
5. Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Оно может быть использовано для эффективного обще ния, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости. Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага:
1) поиск воспоминаний об успехе в своем прошлом опыте;
2) позволение себе пережить то состояние успеха снова в удоб ной обстановке. При этом полезно себя спросить: «Что я видел, ког да у меня все так хорошо получалось? Что я при этом чувствовал? Что слышал?»;
– 284 –
3) вхождение в ресурсное состояние, т. е. необходимость по следовательно и быстро войти в воспоминание о ресурсном состоя нии;
4) якорение ресурсного состояния на доступном участке тела, установление того же самого якоря, одновременное использование на восстановление воспоминаний. Такая двойная процедура нужна, чтобы удостовериться, что якорь (прикосновение, слово или их со четание) немедленно вызывает в памяти оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности.
6. Пойнтеры. НЛП предлагает особую процедуру уточнения со держания и смысла сказанного. Суть ее — в умении задавать вопро сы, которые в НЛП называются пойнтерами или указателями.
Пойнтер 1: существительное.Для уточнения смысла существительного. Если три человека обсуждают производительность, то для каждого из них это слово может иметь специфическое значение: для одного главным будет скорость, для другого — люди, для третье го — машины. Если вы услышите подобные неопределенные суще ствительные, вам необходимо задать уточняющий вопрос — пойн тер 1: «А какой смысл вы вкладываете в слово... ? А что для вас значит...?».
Пойнтер 2: глаголы.Для уточнения смысла глаголов.Например, собеседник говорит вам: «Я подготовлю доклад к 12-му числу». «Как именно вы подготовите доклад?» — последует вопрос. В са мом деле, доклад можно подготовить по-разному: в устной форме, в рукописи или напечатать с рисунками и плакатами.
Пойнтер 3:правила.В жизни человека существует множествоправил, обычно выражаемых в словах: «должен», «не должен», «надо», «нельзя». Человеку иногда стоит пересматривать принятые правила, сомневаясь в их необходимости и своевременности. Так,
к словам «должен», «надо» задайте вопрос: «А что будет, если я не сделаю этого?». Такие вопросы проверяют обоснованность правил и ограничений. Подвергая сомнению правила, мы можем обрести но вые возможности и новые выборы, способы действия.
– 285 –
В НЛП предупреждают: третий пойнтер очень полезен в обще нии с самим собой, но его нужно осторожно использовать в общении
с другими людьми, чтобы не вызвать агрессию собеседника. Людям не нравится, если кто-то раскрывает ограничения их мышления. По лезно смягчить вопрос: «Поясните, пожалуйста, что вы конкретно имеете в виду, почему мы должны? А что будет, если мы не сделаем этого?».
Пойнтер 4:обобщения.Обобщая,мы используем слова«все»,«всегда», «каждый», «никогда», «все говорят», «никому не верю». Эти обобщающие слова ограничивают наше поведение, закры вая пути, которые могли бы привести к решению многих проблем. В этом случае полезно переспросить: «Действительно все? Неуже ли всегда? А, может быть, вы встречали человека, которому можно было бы верить?».
Пойнтер 5:сравнения.Используются для уточнения сравнений,таких как «лучше», «хуже», «легче» и др. Если вы услышите: «Лучше сделать это», то можете уточнить: «Лучше по сравнению с чем?».
Пойнтеры необходимы нам, чтобы лучше понять друг друга, они помогают уточнить, какой смысл каждый из партнеров по об щению вкладывает в те или иные слова, и на основе этого быстрее прийти к успешному решению проблем и достижению желаемого результата.
Упражнения
1. Упражнение на самопознание и самопринятие
1 уровень «Среда, социум, окружение» предполагает самопо знание и познание своего окружения. Эмоционально-волевая, моти-вационно-потребностная сферы личности, познавательное развитие личности являются основой для тщательного самоанализа с точки зрения взаимосвязи внутри каждой из сфер и связи сфер между со бой. Внутренняя гармонизация и гармония отношений с миром на чинаются с осознания своих чувств и их связи с предметом своих переживаний, осознания своих потребностей и возможности их удо влетворения в определенном месте, в определенное время, в присут ствии данных людей и пр.
– 286 –
Миссия | Зачем я пришел в этот мир? Каково мое назначение? | ||||||
Чем я руководствуюсь? Во имя чего я живу? | |||||||
Самоидентификация 1Кто я?Чего я хочу?Зачем? (Метафора себя) | |||||||
Ценности | Что важного в том, что я хочу достичь? | ||||||
Что будет, когда я это достигну? Каковы мои идеалы? | |||||||
Способности, возможно | Что я могу изменить? Что мне для этого нуж | ||||||
сти (расширение спектра | |||||||
но? Зачем я хочу это изменить? | |||||||
способов) | |||||||
Деятельность (действия, пове | Что я делаю? Какое поведение я исполь | ||||||
дение: вербальное, невербаль | зую? Какие результаты я получаю? Что | ||||||
ное) | имею? Как к этому отношусь? | ||||||
Среда, социум, окружение | Кто я есть на самом деле? Какой я? | ||||||
(Я + мое окружение) | Кто они? Какие они? | ||||||
На 2 уровне «Деятельность, действия, поведение» осознаются направления и этапы деятельности, цели, задачи, методы работы на каждом этапе, прогнозирование желаемого результата, критерии. Все составляющие деятельности должны быть разумно согласованы между собой. На каждом этапе происходит анализ, вносятся коррек тивы. Осознается собственная направленность и степень ответ-ственности за получаемые результаты.
На 3 уровне «Способности, возможности» происходит рас ширение спектра способов реализации поставленных задач, выбор способов, адекватных ситуации. Поиск альтернативных путей и спо собов, возможности изменения и развития тех личностных свойств
и качеств, которые необходимы для достижения результатов, более полезных для себя и окружения.
4 уровень «Ценности» предполагает актуализацию ценностей, определяет смыслы выполнения той или иной деятельности адек ватным способом.
5 уровень «Самоидентичность» включает осознание собствен ной значимости (самоценности), своих мировоззренческих позиций, в частности, в реализации общественно-полезной деятельности, раз вивающей различные способности личности.
– 287 –
На 6 уровне «Миссия» происходит укрупнение смыслов жизне деятельности личности.
2. Упражнение по целеполаганию. Технологии достижения целей.
1. Формулируйте цель четко и в утвердительных терминах.
2. Соотносите свою цель с контекстом.
3. Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях.
4. Выбирайте цель, которую можете достичь своими силами.
5. Осознавайте последствия достижения своей цели.
6. Выбирайте цели, которые заслуживают их достижения.
7. Выбирайте способы и средства, адекватные достигаемой
цели.
Не перешагните свой результат!
3. Упражнение на установление раппорта.
В основе эффективной коммуникации — доверие. Оно возника ет при похожести мировоззрений. Клиент почувствует доверие, если узнает, что вы понимаете его, что вы можете помочь ему взять от жизни больше, чем это удавалось до сих пор. Важно понять, каким образом у клиента формируется эта вера, с помощью какой репре зентативной системы он организует свой опыт. Процесс выбора пре дикатов, соответствующих репрезентативной системе клиента, на правлен на достижение лучшего понимания.
Установка раппорта. Параметры: yyФизиология:поза,телодвижения;
yyГолос:интонации,громкость,темп,тон;yyЯзык(речь)и образ мышления;
yyУбеждения и ценности(то,во что верят люди и что считаютважным);
yyЛичный опыт:интересы,профессиональная деятельность;yyДыхание,утонченное и очень мощное средство подстройки.
Резюме
Цель направления НЛП —синтезировать ряд различных научных теорий и моделей. Первичная задача НЛП заключалась в том,
– 288 –
чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним ког нитивные процессы.
НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое со держание наших поступков, но и те невидимые силы, которые кро ются за этим поведением, а также структуры мышления, которые обеспечивают успех нашим действиям. На данный момент оно яв ляется весьма актуальной отраслью научного знания, полезного в сфере экономики и бизнеса. Поскольку моделирование выступает базовым методом НЛП, оно фокусирует внимание на том, как люди действуют. Используя его механизмы, человек получает реальную возможность выстроить свое поведение именно так, чтобы оно со ответствовало поставленной цели. Существует мудрая пословица: «Если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, то накормили его на всю жизнь». Ис пользуя пример с ловлей рыбы как метафору, моделирование одно временно помогает человеку поймать рыбу и учит человека, как ловить ее: следовательно, моделирование предполагает достижение сразу двух целей — обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать.
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом изучения в НЛП? Расшифруйте ком поненты названия направления, позразумевающие интеграцию трех различных отраслей науки.
2. Каковы цели и задачи НЛП?
3. О каком сенсорном опыте, репрезентативных системах и трех основных модальностях идет речь в рамках НЛП? В чем отличие людей с разными репрезентативными системами?
4. Назовите основные положения и правила НЛП.
5. Моделирование в НЛП может включать в себя исследование взаимоотношений между целым рядом различных уровней опыта.
О каких уровнях идет речь?
– 289 –
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптимальный вариант освоения представленных методик на чинается с обретения специального образования, в рамках которого происходит формирование мировоззренческих позиций психолога-консультанта, актуализация и осознавание высших профессиональ ных ценностей, верований, допущений, установок, обязательных для эффективной деятельности. Это необходимо уже потому, что нам вверяется тончайший человеческий инструмент под названием «психика», расстроить который очень просто, наладить сложно, а порой невозможно. Безоглядное экспериментирование, любопыт ство без чувства внутреннего долга, без осознания высочайшей от ветственности категорически недопустимо!
Зачастую в качестве основы или стержня профессии выделяют понятие «целостная Я-концепция». Здесь, безусловно, речь идет о самосознании человека и, в частности, о становлении профессио нального самосознания, об условиях и способах его формирования,
о движущих силах его развития, о факторах, влияющих на каче ство его сформированности. Самосознание человека-специалиста-психолога есть сложное, многоуровневое и многогранное обра зование. Я-концепция предполагает целостность, системность самосознания, все грани и уровни которого взаимосвязаны и, следо вательно, взаимозависимы.
Психологический аспект исследования проблемы самосознания предполагает раскрытие специфики самосознания как особого про цесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на осно ве самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Исследователи профессионального самосознания отмечают, что оно строится на базе общего самосознания личности. Структура про фессионального самосознания в общих чертах совпадает со структу рой самосознания личности и представляет собой взаимоперекре щивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой. Профессиональное
– 290 –
самосознание — это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, это система отношений и установок к себе как профессионалу. Профес сиональное мастерство не может быть сведено к одному лишь владе нию профессиональными технологиями.
Профессиональное самосознание как интегрированная, многоуров невая личностная категория характеризуется диалектической трехмер-ностью ее составляющих:процессуальной,результативной и личностной, и является источником творческой зрелости специалиста.
Становление профессионального самосознания происходит под влиянием ряда факторов. К таким факторам относят: 1) детерми нацию личностной предрасположенности человека к определенно го рода деятельности; 2) влияние коллектива, профессиональной среды. Реакция профессиональной среды на поведение личности позволяет сориентироваться, насколько еще велик разрыв между «Я-профессиональным реальным» и «Я-профессиональным идеаль ным»; 3) специальная работа по формированию и развитию профес сионального самосознания.
Психолог —это специалист,поддерживающий самореализацию,личностный рост, социальное и духовное становление субъекта (ин дивидуального или коллективного), способствует его развитию, опти мизации характеристик его (субъекта) внутреннего мира. А. Г. Асмо лов образно называет его специалистом по субъективным мирам.
На психологах лежит миссия вносить важные долгосрочные из менения в обыденные представления о том, какими принципами не обходимо руководствоваться, имея дело с человеком как личностью, какими принципами должен руководствоваться профессионал, если его квалификация связана с сущностными функциями человека. Культурное предназначение психолога —это оптимизация субъективных миров по возможности всех субъектов (отдельных людей, малых и больших социальных групп). Психолог ратует также за по вышение человекосообразности в отношениях между субъектами разного рода.
Для выполнения такой миссии необходима глубокая внутрен няя работа по осознанию собственных сущностных функций. А это
– 291 –
означает, что наряду с получением знаний необходима практика кон сультирования, построенная следующим образом:
yyОпыт собственно клиентской работы.Для того чтобы создатьтворческий психотерапевтический процесс взаимодействия с кли ентом, недостаточно прочно усвоенных знаний, самостоятельного изучения литературы. Необходимо стать клиентом. Еще лучше, если вы приобретете опыт клиентской работы у психологов разных на правлений. Возможно, у вас возникнут идеи о создании своей соб ственной концепции консультирования и психотерапии.
yyРабота под супервизией.Некоторое время следует поработать поднаблюдением опытного специалиста. Совместный анализ проделанной работы позволит отследить ошибки и удачи. Особое внимание уделите ошибкам, осознанию их проявления, возможности изменений. Полю бите свои ошибки! Благодаря осознанию своих ошибок в личности про исходят значимые изменения, профессиональный и личностный рост. Признание же своей непогрешимости приводит к застою.
yyСамостоятельная работа и оценка ее эффективности.Эффективность собственной деятельности взвешивается с помощью опре деления критериев. Сущностью критериев деятельности как раз и является полное или частичное совпадение (расхождение) конечных (реальных) результатов с поставленной целью (ожидаемым результа том). Эффективность деятельности определяется степенью адекват ности применяемых способов, форм и методов работы. Сам по себе критерий не есть показатель эффективности. К критериям можно от нести: стабилизацию негативных тенденций, наблюдаемых в той или иной ситуации; выведение клиента из трудной жизненной ситуации, преодоление ее; позитивные изменения в жизни клиента; степень удовлетворенности клиента. Удовлетворение потребностей должно быть своевременным, с высоким качеством, в полном объеме.
И помните, каждая личность самоценна, не похожа на другую;
у каждого человека есть абсолютно все, чтобы найти выход из своей трудной жизненной ситуации.
– 292 –
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
1. Оказание психологической помощи тем, кто обращается к психологу по поводу решения тех или иных проблем. Психологическая помощь ограничена общими рамками, в которых личности или груп-пе обычно оказывается поддержка в виде интерпретации получен-ной от клиента в ходе диагностики, интервьюирования, наблюдения или беседы информации, советов и рекомендаций. Неотъемлемой частью, его логическим продолжением может стать психотера-пия в тех случаях, когда следование совету или соблюдение рекомен-даций не приносит определенного желаемого результата. Такой вид деятельности психолога называется:
а) психологический тренинг; б) психопросвещение; в) психопрофилактика;
г) психологическое консультирование.
2. Совокупность определенных правил, которыми должен ру-ководствоваться психолог-консультант при осуществлении своей деятельности, называется:
а) профессиональная ответственность; б) профессиональная этика; в) профессиональная компетентность; г) конфиденциальность.
3. Помочь клиентам понять происходящее в их жизненном про-странстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального, нрав-ственного или межличностного характера, есть:
а) смысл профессиональной деятельности психолога; б) цель психологического консультирования; в) нравственная основа профдеятельности психолога; г) мечта всей жизни.
– 293 –
4. «Как можно глубже изучайте теории, но откладывайте их тотчас в сторону, когда соприкоснетесь с чудом живой души», — он говорил о выборе тех или иных психотерапевтических инстру-ментов:
а) К. Г. Юнг; б) З. Фрейд; в) Е. Доценко; г) К. Роджерс.
5. Бессознательное для него — это «индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей индиви-дуальности, и… бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям»:
а) З. Фрейд;
б) К. Леви-Стросс; в) Ж. Лакан; г) В. Левкин.
6. Развитие/создание процессов намеренного смыслообразова-ния, а общие факторы психотерапии являются частными случаями таких процессов, описанных для различных психических структур: когнитивных, эмоциональных, поведенческих — так может быть описан:
а) психологический механизм действия психотерапии; б) процесс непроизвольного развития клиента; в) процесс саморазрушения;
г) иллюзорный мир психической реальности клиента.
7. Результативность психотерапии обеспечивается не столько неспецифическими факторами психотерапии (они являются част-ными случаями таких процессов), сколько:
а) развитием процессов намеренного смыслообразования; б) специфическими факторами психотерапии; в) за счет внимательного поведения консультанта; г) понимания клиентом своей проблемы.
– 294 –
8. Сложный психофизиологический феномен, который определя-ется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в депрес-сивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недо-статке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть поло-жительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще:
а) чувство хорошо выполненного профессионального долга; б) старость; в) высокий уровень профессиональных достижений;
г) синдром сгорания.
9. Такая позиция предполагает снятие дистанции. Такое взаи-модействие является наиболее оптимальным вариантом в инди-видуальной психокоррекции, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обо-значенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отно-шений и т. д.:
а) позиция «сверху»; б) позиция «снизу»; в) позиция «на равных»; г) позиция учителя.
10. Глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое по-зволяет психологу и клиенту хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять задачи. ___________— это «биокибернетический резонанс», который возникает между людь-ми вследствие их взаимоуподобления друг другу»:
а) раппорт;б) эмпатия; в) симпатия;