Витта Байкова Гриша Акишев Сергей Соколов Галина Рубинштейн Лена Прудиус Наташа Сакович
(Сейчас, написав их таким образом, я увидел гексаграмму 45, «Воссоединение». Вот и замечательно.)
На самом деле единственным человеком, кто принимал участие в написании этой книги сознательно и непосредственно, была моя жена Витта Байкова. Собственно, это она впервые притащила в наш дом И Цзин, которая мне в то время казалась каким-то очередным папюсом или фэншуем.
Во-вторых, двенадцать сказок этой книги были сочинены и записаны не мной, а следующими авторами:
«Американка художница» (не знаю имени) (1)
Дима Трунов (11)
Сурат (surat0.narod.ru) (20)
Витта Байкова (21 и 31)
Гриша Акишев (21 и 62)
Лена Прудиус (theatr-skazok.narod.ru) (30)
Алеша Пустовойтов (35 и 60)
Вадим Гололобов (40)
Дмитрий Кедрин (54)
Галина Рубинштейн (63)
(Все они дали свои разрешения на публикацию, кроме, по понятным причинам, «американки художницы» и Дмитрия Кедрина.)
В-третьих, я хочу сказать спасибо всем тем людям, которые в разные времена вдохновили меня на разные сказки, в которых отразились кусочки их образов. Их можно очень условно назвать «прототипами». Это: Яна Моргунова («Король и Лунная женщина»), Лера Голованевская («Переписка»), Лиля Самигулина («Проказы Желтой Обезьяны»), Виктор Голод и его двойняшки (Продолжение «Принцессы на горошине»), Лёня Рабинович («Сашка и Тишка, уроды»), Наташа Прачук («Натаха птаха»), Паша Пискарев («Тайные воины гор»), Гуля Максимова («Принцесса-коза»), Лариса Николаевна Носик («Банкирша и ее душа»), Витта Байкова («Стрельба глазами», «Такая любовь» и «Вышел ёжик из тумана»), Гриша Акишев («Козлиные шалости»).
В-четвертых, мне сладко перечислить те места, где сочинялись сказки и тексты этой книги (поскольку я сильно связываюсь с местами, не меньше, чем с людьми):
Бейт Джималь - гора Кармель - Иерусалим -Рош-Ха-Аин - Казань - Запорожье - Одесса -Ворон - Строгановка - Москва - Тольятти -Симферополь.
Приложение
Китайская классическая Книга Перемен И Цзин
Перевод и комментарии Ю.К. Щуцкого
Это вступление обращено к читателю-некитаеведу. Оно необходимо как своего рода путеводитель по предлагаемой ниже работе, оно должно ориентировать читателя в вопросах, без учета которых не будет понятна сама «Книга Перемен» и, более того, не будет понятно, почему автор взялся за перевод и исследование памятника, так мало на первый взгляд говорящего современному читателю. Кроме того, именно в этом вступлении должна быть приведена и объяснена основная терминология памятника, которая постоянно будет употребляться ниже и без которой нельзя обойтись в специальной работе о «Книге Перемен».
Текст «Книги Перемен» неоднороден как со стороны составляющих его частей, так и со стороны самих письменных знаков, в которых он выражен. Кроме обычных иероглифов, он содержит еще особые значки, состоящие из двух типов черт - сяо. Один тип представляет собою целые горизонтальные черты: они называются Ян (световые), Ган (напряженные), или чаще всего, по символике чисел, Цзю (девятки). Другой тип черт - это прерванные посредине горизонтальные черты: они называются Инь (теневые), Жоу (податливые), или чаще всего, по символике чисел Лю (шестерки). В каждом значке шесть таких черт, размещенных в разных комбинациях.
По теории «Книги Перемен», весь мировой процесс представляет собою чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, и каждая из таких ситуаций символически выражается одним из этих знаков, которых в «Книге Перемен» всего 64. Они рас-
сматриваются как символы действительности и по-китайски называются Гуа (символ). В европейской китаеведческой литературе они называются гексаграммами. Гексаграммы, вопреки норме китайской письменности, пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счет черт в гексаграмме начинается снизу. Таким образом, первой чертой гексаграммы считается нижняя, которая называется начальной, вторая черта - это вторая снизу, третья - третья снизу и т.д. Верхняя черта называется не шестой, а именно верхней (Шан). Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации, выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего, начального, до шестого, верхнего, которые занимают черты, носят название Вэй (позиции). Нечетные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света - Ян; четные (вторая, четвертая и верхняя) - позициями тьмы - Инь. Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой позиции и теневая - на теневой. Эти случаи называются «уместностью» черт: в них сила света или тьмы «обретает свое место». Вообще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда считается наилучшим. Таким образом, мы получаем следующую схему:
Позиции | Названия | Предрасположенность |
Верхняя | Тьма | |
Пятая | Свет | |
Четвертая | Тьма | |
Третья | Свет | |
Вторая | Тьма | |
Начальная | Свет |
Таким образом, гексаграмма с полной «уместностью» черт -это 63-я, а гексаграмма с полной «неуместностью» черт - это 64-я.
Уже в древнейших комментариях к «Книге Перемен» указывается, что первоначально было создано восемь символов из трех черт, так называемые триграммы. Они получили определенные названия и были прикреплены к определенным кругам понятий. Здесь мы указываем их начертания и их основные названия, свойства и образы.
Из этих понятий можно заключить, как в теории «Книги Перемен» рассматривался процесс возникновения, бытия и исчезновения. Творческий импульс, погружаясь в среду меона - исполнения, действует прежде всего как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит уточнение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое в конце концов приходит к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению.
Символ Знак Название Свойство Образ
1 Цянь (Творчество) Крепость Небо
2 Кунь (Исполнение) Самоотдача Земля
3 Чжэнь (Возбуждение)'' Подвижность Гром
4 Кань (Погружение) Опасность Вода
5 Гэнь (Пребывание) Незыблемость Гора
6 Сунь (Утончение) Проникновение Ветер (дерево)
7 Ли (Сцепление) Ясность Огонь
8 Дуй (Разрешение) Радостность Водоем
Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. При этом в теории «Книги Перемен» принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему, к созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся.
Кроме того, гексаграмма иногда рассматривается и как состоящая из трех пар черт. По теории «Книги Перемен», в мире действуют три космические потенции - небо, человек, земля:
Небо
Человек
Земля
Существует также выработанная в гадательной практике ицзинистов символика отдельных позиций гексаграммы.
В обществе:
1. Простолюдин; 2. Служивый; 3. Вельможа; 4. Придворный; 5. Царь; 6. Совершенный человек.
В человеческом теле:
1. Ступни; 2. Голени; 3. Бедра; 4. Туловище; 5. Плечи; 6. Голова.
В теле животного:
1. Хвост; 2. Задние ноги; 3. Задняя часть туловища; 4. Передняя часть туловища; 5. Передние ноги; 6. Голова.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
1. ЦЯНЬ. Творчество.
В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
• В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
• Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле. Благоприятна встреча с великим человеком.
• Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
• Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
• Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе. Благоприятна встреча с великим человеком.
• Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали. Тогда будет счастье.
КУНЬ. Исполнение
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная стойкость - к счастью.
• В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и крепкий лёд.
• Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
• Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким. Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, сам не совершая ничего, то дело будет доведено до конца.
• Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не будет.
• Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.
• При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.