Модели экологической безопасности
Моделирование наиболее популярно в экологических исследованиях. Исследование социоэкологических систем относится к задачам, которые характеризуются большим числом параметров и значений. Модель всегда находится в развитии, следовательно, в новой ситуации отображается состояние, адекватное времени. Основой экологической модели служит комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем, возникающих во взаимодействии общества и природы, в глобальном, национальном, региональном и локальном масштабах.
Социоэкологическое пространство РФ складывается из региональных общностей, расположенных на территориях с нормальной экологической обстановкой и с кризисной. Последние в большей части и определяют его состояние, так как находятся в критической ситуации.
При общем критическом положении, в котором оказалось население подавляющего большинства субъектов РФ, характеризующемся падением качества жизни, осложненным экологическими факторами, выделяется ряд территорий, которые попадают в разряд зон социально-экологического бедствия. К ним относятся зоны экологического бедствия, где до предела обострилась социальная ситуация и население находится на грани выживания. Главными признаками зоны экологического бедствия являются: опасное загрязнение окружающей среды, приносящее непоправимый вред здоровью, падение рождаемости, рост смертности от заболеваний, спровоцированных экологической ситуацией, низкий социальный статус и качество жизни.
Среди прогностических моделей экологической безопасности в регионах риска важны те, которые сориентированы на инновационную политику, комплексное решение проблем, разработку системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, минимизацию и ликвидацию уже существующих. Совокупность общественных и природных явлений, определяемых объективными и субъективными условиями жизнедеятельности людей на определенной территории, представляет собой социоэкологическую региональную структуру. Исследование факторов, которые оказывают влияние на ее формирование, позволяет объединить их в две подгруппы:
объективные факторы, характеризующие состояние окружающей природной среды (загрязнение воздуха, земли, воды вредными и опасными для здоровья человека веществами);
субъективные и объективные факторы, обеспечивающие качество жизни, социальные условия проживания населения.
Социальное состояние общества на загрязненных территориях в значительной мере зависит от перечисленных факторов. При их отрицательном воздействии в пострадавших регионах возникает социальная напряженность, характеризующаяся стрессовым, агрессивным состоянием населения. Возникают процессы, связанные с обструкцией властных структур, массовые митинги и забастовки протеста. Для обеспечения нормальных общественных отношений требуется принятие мер как на федеральном, так и на региональном уровне. Следовательно, матрицей функционирования региональной социоэкологической общности являются процессы, выраженные адаптацией и реабилитацией.
Вместе с тем проведенные исследования показывают, что формальное или бесконтрольное решение проблем может стать препятствием на пути реализации адаптационных процессов. В роли социокритической массы в зонах экологического бедствия могут выступать как переселенцы, недовольные невыплатой пособий, так и другие незащищенные группы социальной общности, например пенсионеры и бюджетники, получающие низкую зарплату; их притязания имеют объективный характер и негативно воздействуют на общественную обстановку.
В этих условиях необходима разработка моделей эффективной политики, основанной на научно обоснованной социоэкологической концепции, учитывающей местные условия. Безусловно, модель минимизации негативных процессов в зонах социоэкологическо-го бедствия в большой мере зависит от стратегии государства. Возможны следующие варианты развития сценария.
1. Федеральное финансирование сокращается, решение проблем ложится на органы местного самоуправления, которые не в состоянии их решить, так как являются в большей части дотационными.
2. Государством осуществляется социальная защита экологически пострадавших регионов, контролируется выполнение действующих законов, специальных программ.
3. Происходит объединение дифференцированных моделей, осуществление социальной защиты населения и сохранение окружающей среды на федеральном, региональном, общественном и личном уровне.
Управленческие структуры должны делать ставку на качественно новые формы работы в регионах, неблагополучных в экологическом и социальном отношении, приоритетным направлением становится деятельность государства по социальной защите пострадавших.