Применение лекарства с помощью ингалятора.

6.09.16.

Роль м/с в оказании сестринской помощи.

Ее участие в получении информации о больном. Методы обследования пациентов с патологией дыхания.

Сестринский процесс:

Вид с/в независимых зависит от состояния больного:
- удовлетворительное (консультирование, обучение)
- средней тяжести (помощь частично компенсирующая)
- тяжелое состояние (помощь полностью компенсирующая)

Цели ухода должны иметь следующие критерии:

1) срочность выполнения (дата, время, расстояние)
2) условие (с помощью кого, чего)
3) исполнение

Цели ухода должны быть достижимыми, индивидуальными, с конкретными сроками достижения.

Правила перкуссии и аускультации легких:

- больного раздеть
- перкуссию проводить, минуя костные образования
- спереди легких

Перкуссия передней поверхности:

1) Первый раз палец ставят горизонтально выше ключицы
2) Горизонтально между ключицей и первым ребром (ребро пальпируют)
3) Между первым вторым ребром

Перкуссия задней поверхности:

1) Палец горизонтально в области верхушки
2) Палец вертикально между позвоночником и лопаткой (верх)
3) Палец вертикально между позвоночником и лопаткой (низ)
4) Горизонтально между углом лопатки и пятым ребром

Правила перкуссии:

Перкутируют средним пальцем правой руки, который свободно согнут во всех суставах, последняя фаланга идет строго перпендикулярно под прямым углом к пальцу-плессиметру. Последний должен простукивать в самом центре этого пальца. Простукивание проводят только лучезапястным суставом. Палец-плессиметр должен плотно прикасаться к туловищу, при этом другие пальцы - раздвигают.

Правила выслушивания легких:

Специальных точек нет! Минуя сердце, спереди и сзади. Больной должен быть раздет. Руки за голову или отодвинуть. Дышать форсировано, т.е. глубокий вдох и выдох.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА.

Субъективно:

А) Селиванова Анастасия Алексеевна (18 лет), медицинский колледж

Б) Боль в желудке, возникла давно. Обращение из-за обострения боли. Наблюдается слабость.

В) Началось 3 года назад, лекарства не употреблялись, обращений к врачам не было

Г) Режим питания не соблюдается, малоподвижный образ жизни, вредных привычек нет

Объективно:

А) положение вынужденное, сознание ясное, телосложение нормостеническое, кожа хорошая, подкожная клетчатка, кости и суставы в норме...

Б) ЧДД -18, пульс - 70...

27.09.16

Бронхиты. ХОБЛ.

Ситуационная задача №1.

1. Проблемы пациентки.

Приоритетная:

- лихорадка 1 периода

Настоящие:

- сухой кашель
- головная боль
- температура
- жесткое дыхание
- хрипы с обеих сторон
- дефицит знаний о необходимых действиях

Потенциальные:

- риск развития воспаления легких
- риск нарушения проходимости бронхов

Нарушенные потребности:

- быть здоровым
- дышать
- поддерживать температуру
- отдыхать

Цели:

Краткосрочные - уход за пациентом с лихорадкой 1 периода.
Долгосрочные - к концу недели пациент будет чувствовать себя лучше.

2. Доврачебная помощь:

- вызвать врача
- уложить пациентку в постель
- придать удобное положение
- обеспечить регулярную смену белья
- обеспечить обильное теплое питье (йодированное)
- согреть пациентку
- обеспечить применение трав с отхаркивающим действием
- оказать психологическую поддержку

3. Необходимая информация:

- обучить пациентку эффективному откашливанию
- обучить гигиене кашля
- провести беседу о профилактике заболевания, т.е. о закаливании, прекращении вредных привычек, профилактике ОРЗ
- объяснить, что возникающие простудные заболевания необходимо лечить дома, а не переносить на ногах

Д/з: бронхиальная астма, манипуляция - лекарства с помощью ингалятора, дыхание по Стрельниковой и по Бутейко


18.10.16

Бронхиальная астма.

Применение лекарства с помощью ингалятора.

1) взять ингалятор с лекарственным веществом;

2) психологически подготовить пациента к манипуляции;

3) сверить надпись на ингаляторе с врачебными назначениями и проверить срок годности препарата;

4) хорошо встряхнуть баллончик ингалятора;

5) снять с баллончика защитный колпачок, перевернув его вверх дном;

6) попросить пациента держать баллончик в руке, а губами охватить мундштук баллончика;

7) порекомендовать пациенту нажать на колпачок ингалятора во время глубокого вдоха;

8) попросить пациента задержать дыхание на несколько секунд;

9) после ингаляции надеть на мундштук баллончика колпачок.

Дыхание по Бутейко.

Бутейко обосновывает эффект своего открытия тем, что чем глубже вам приходится дышать, тем меньше кислорода на самом деле поступает в организм, но при этом заметно снижается количество в нем углекислого газа. А чем глубже мы дышим, тем сильнее задыхаемся. В итоге получаемся загнанными в замкнутый круг.

Доктор предлагает в своей гимнастике дышать правильно, то есть так чтобы дыхания не было слышно и видно причем только через нос. Вдыхать нужно очень мало, так чтобы ни грудь, ни живот не двигались. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.

На основе многолетних наблюдений он выяснили, что тем кто только начинает заниматься по его методике стоит сокращать вдох лишь на 1/4 от привычного.

По мнению ученых эффективность его метода составляет 80-85%, однако позволяет лечить около 150, то есть 95% чаще всего возникающих болезней человека. Метод Бутейко имеет разрешение Минздрава СССР на применение на людях. Вот правда, чтобы получить это разрешение доктору и его последователям пришлось более 30 лет доказывать его действенность нескольким сменившимся за то время министрам Минздрава и комиссиям, которые они создавали. С момента признания Минздравом СССР, система дыхания Бутейко К.П. получила мировое признание и даже осваивается на уроках физической культуры в некоторых странах мира.

Его методика позволяет улучшить состояние здоровья вроде бы ни на что не жалующимся людям, так что может использоваться для профилактики возникновения все тех же 150 болезней.

Также можно сказать, что гимнастика Бутейко должна осваиваться с помощью опытного методиста, что для простого человека практически невозможно. Именно по этому в России действует несколько центров Бутейко, где есть грамотные методисты, дающие эффективность метода 99-100%. Но занятия платны. 14 дней занятий - стоят около 300 у.е.

Дыхание по Стрельниковой.

В этом плане выгодно отличается система Стрельниковой, она считается самой простой в использование. В интернете можно найти специальные обучающие видео, чего нельзя сказать о системе доктора Бутейко...

Разработка гимнастики Стрельниковой началась не с ее желания лечить людей в широком смысле слова, а с необходимости помочь профессиональным певцам в восстановлении и расширении диапазона голоса. Результативность ее метода автор обосновывает тем, что из существующих четырех функций органов дыхания - пение самая сложная. Делаем вывод, что если эта система восстанавливает данную функцию, то для нее не заставит труда оздоровить и все функции более простые как дыхание.

Уникальность гимнастики состоит в том, что вы вдыхаете и выдыхаете при совершении физических упражнений, которые затрудняют эти процессы. Вдох при этом должен быть коротким и резким, как будто вы уловили какой-то неприятный запах. Губы же в этот момент сомкнуты, но не напряжены. Обратите внимание, что нельзя помогать себе за счет мышц. Грубой ошибкой считается сделать слишком большой вдох.

Выдох по гимнастике Стрельниковой совершается через рот, процесс естественный и произвольный. Губы должны разжиматься сами по себе. Воздуха должно выйти столько, сколько позволит организм. Выдох – как получится, то есть он должен быть естественен. Еще одна ошибка - препятствие выдоху.

Хочется отметить, что гимнастика Стрельниковой оказывает благотворное влияние не только на органы дыхания, но и как и система Бутейко, воздействует на организм комплексно.

Специалисты уверяют, что если выполнять упражнения утром и перед сном, то результаты появятся уже через пару недель. Но у системы Стрельниковой существуют и противопоказания. Это высокая степень близорукости, глаукома или высокое артериальное давление. Кроме того, ни в коем случае не советуют сочетать метод Стрельниковой с другими дыхательными гимнастиками. В том числе и с йогой, несмотря на то, что некоторые упражнения кажутся идентичными.

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Ситуационная задача.

1. Нарушенные потребности:

- быть здоровым

- двигаться

- общаться

- дышать

- отдыхать

Проблемы пациентки.

Приоритетная:

- затрудненное дыхание

Настоящие:

- дефицит знаний, относящихся к болезни

- непродуктивный кашель

- нехватка воздуха

- затрудненный выдох

- ЧДД = 26

- АД = 140/90

- пульс 90

Потенциальные:

- астматический статус

Цели:

Краткосрочные – снять приступ бронхиальной астмы.

Долгосрочные – к выписке пациентка продемонстрирует знания, необходимые для снятия приступа (необходимое положение, использование ингалятора и т.д.)

2. Сестринские вмешательства:

- прекратить движение больного

- обеспечить положение ортопноэ

- поставить опору, чтобы больной мог опереться руками

- обеспечить доступ свежего воздуха

- расстегнуть стесняющую одежду

- спросить пациента не принимал ли он препараты через ингалятор (сколько раз вдыхал)

- психологическая поддержка (убедить дышать глубже и реже)

- если больной не применял ингалятор, напомнить ему алгоритм применения лекарств через ингалятор

- через третье лицо вызвать врача

- позднее обучить пациентку осуществлять профилактику приступа (уменьшение содержания пыли, исключение вредных привычек и выявление аллергенов, лечение в межприступный период), а так же самостоятельно бороться с приступами.

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Манипуляция

«Техника проведения пикфлоуметрии»

Цель: определение пиковой скорости выдоха.

Показания: бронхиальная астма.

Противопоказания: нет.

Оснащение: пикфлоуметр.

Последовательность действий:

1. Подготовьте пикфлоуметр к работе, передвинув указатель на шкале до упора.

2. Встаньте прямо.

3. Сделайте глубокий вдох.

4. Плотно обхватите мундштук прибора губами.

5. Сделайте полный резкий выдох и отметьте показания прибора.

6. Повторите измерения ещё два раза через небольшие интервалы времени (1-2 минуты), отметьте лучший результат.

7. Занесите его в дневник, сравнив с предыдущими показателями.

Примечание: измерения проводят 2 раза в день, натощак (утром, сразу после сна и вечером, перед сном). 

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Манипуляция

«Использование спейсера»

Цель: снятие бронхиального спазма.

Показания: спазм бронхов.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства.

Оснащение: ингаляционный баллончик, спейсер.

Последовательность действий:

1. Удалить защитный колпачок, встряхнуть ингалятор и вставить его/в спейсер.

2. Обхватить губами ротовой конец спейсера.

3. Нажать ингалятор, так чтобы лекарство попало в спейсер.

4. Глубоко, медленно сделать вдох.

5. Задержать дыхание на 5-10 секунд, затем сделать выдох.

6. Повторить вдох, не нажимая на ингалятор.

7. Отсоединиться от спейсера.

8. Выждать 30 секунд, затем впрыснуть вторую дозу аэрозоля (при необходимости).

Примечание: количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

Спейсер - специальное приспособление в виде пластиковой камеры.

Зачем нужен спейсер?

• повышается эффективность ингаляционного лечения

• упрощается техника ингаляции

• уменьшается потенциальный риск развития побочных реакций

Спейсер данного типа может использоваться с современными дозированными ингаляторами: Атровент Н, Беротек Н, Беродуал Н.

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Применение лекарства с помощью ингалятора. - student2.ru

Новые взгляды на бронхиальную астму предполагают и новую роль медицинской сестры в решении проблем больного с бронхиальной астмой. Одной из приоритетных проблем является адаптация к жизни с данным заболеванием. Страдающий бронхиальной астмой не должен быть пассивным пациентом, он должен быть активным участником в решении вопросов профилактики, контроля над течением, лечения бронхиальной астмы. Для этого он должен владеть определенной информацией, пройти обучение в астма-школах, в этом пациенту значительно помогает средний медицинский персонал.

Необходимо помочь больному в обнаружении индивидуальных причин, вызывающих обострение бронхиальной астмы у данного больного - аллергических и неаллергических, обучить пациента основным методам профилактики бытовой аллергии.

Пациент должен знать меры по борьбе с домашней пылью, плесневыми грибами. Они заключаются в следующем:

- Необходимо хорошо проветривать и просушивать постель.

- Упаковать матрац и подушки в непроницаемые для аллергена материалы.

- Заменить перьевые подушки и матрацы на поролоновые и ватные.

- Не использовать перину.

- Шерстяные одеяла и шерстяные вещи убирать в плотно закрытые пакеты.

- Еженедельно стирать постельное белье.

- Желательно избавиться от вещей, скапливающих пыль (мягкая мебель, ковры, тяжелые шторы).

- Не следует спать или лежать на мебели, обитой тканью.

- Желательно застеклить книжные полки.

- Проводить ежедневную влажную уборку помещения. Лучше, чтобы уборкой занимался не сам больной, а члены его семьи. Если это невозможно, то пациент должен во время уборки использовать марлевую повязку или респиратор.

- После уборки с пылесосом около часа нельзя находиться в убираемой комнате, чтобы не вдыхать взвесь пыли и клещей в воздухе.

- Не держать мягкие игрушки, не хранить вещи под кроватью.

- Не развешивать по стенам изделия макраме, вымпелы и другие предметы, собирающие пыль.

- Желательно снизить влажность в помещении (ниже 50%)

- Нежелательно разводить комнатные цветы.

При пыльцевой аллергии для предотвращения воздействия пыльцевых аллергенов пациент должен знать следующее:

I Календарь цветения растений.

- Не следует ходить в лес, на луг.

- Не брать в руки и не нюхать аллергенные растения.

- В определенные месяцы придерживаться городского образа жизни.

- На период цветения растения-аллергена уезжать в отпуск.

- Держать закрытыми окна и двери в сезон цветения растения.


Признак Бронхиальная астма Сердечная астма
Предшествующие заболевания Органов дыхания. Органов кровообращения.
Возраст Самый различный. Чаще пожилой.
Поведение больного в Момент приступа. Малоподвижен, подавлен Возбужден, двигательное беспокойство.
Одышка. Экспираторная. Инспираторная, смешанная.
Аускультация легких. Множественные сухие свистящие хрипы. Не звонкие влажные мелкопузырчатые хрипы в нижних отделах легких.
Сердце. Границы чаще не изменены, акцент II тона над легочной артерией. Обычно границы расширены, преимущественно влево. Тоны сердца глухие. Аритмия, тахикардия.
Мокрота. Вязкая, выделяется с трудом. При микроскопии определяется большое количество эозинофилов. Отходит легко, жидкая (серозная); иногда с примесью крови: эозинофилы обычно отсутствуют.

9.11.16

Пневмонии.

Ситуационная задача.

1. Нарушенные потребности:

- быть здоровым

- дышать

- отдыхать

- поддерживать температуру

Проблемы пациента.

Приоритетная:

- испуг, дефицит знаний

Настоящие:

- дефицит знаний о гигиене кашля

- кашель с гнойной мокротой

- боли в грудной клетке слева

Потенциальные:

- плеврит

- миокардит

- сепсис

Цели:

Краткосрочные – успокоить пациента, убедить его, что при правильном лечении проблема вскоре будет исчерпана.

Долгосрочные – к выписке пациент будет полностью здоров и продемонстрирует знания о профилактике пневмоний.

2. Сестринские вмешательства:

- положить пациента в стационар

- положение в постели с возвышенным изголовьем

- доступ свежего воздуха

- кварцевание

- влажная уборка

- высококалорийное питание

- психологическая поддержка

- обучить пациента гигиене кашля

- провести беседу о способствующих факторах возникновения пневмонии

- выполнять назначения врача

Д/з – ССС

10.11.16

ССС.

Правила определения границ сердца.

Верхняя граница:

- палец горизонтально над ключицей

- между ключицей и 1-ым ребром

- между 1-ым и 2-ым ребром

- между 2-ым и 3-им

- между 3-им и 4-ым

Левая граница:

- между 5-ым и 6-ым ребром (палец вертикально, начиная с передней подмышечной линии и по направлению к срединно-ключичной линии)

Правая граница:

- находим между 3-им и 4-ым ребром место (палей вертикально, начиная от срединно-ключичной линии справа, и двигаемся по направлению к грудине)

Наши рекомендации