Тестовый материал для самоконтроля. 1. Развитие индивидуальных организмов – это:
1. Развитие индивидуальных организмов – это:
а) эволюция
б) филогенез
в) активность
г) онтогенез
2.По А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:
а) способность к поисковому поведению
б) наличие чувствительности
в) способность к гибкому приспособлению к среде
г) умение проигрывать действия во внутреннем плане
3. С переходом живых организмов из гомогенной среды в среду дискретных предметов связано возникновение:
а) раздражимости
б) чувствительности
в) чувственности
г) чувств
4. Для инстинктов характерна:
а) биологическая целесообразность
б) фиксированность
в) ригидность
г) все ответы верны
7. К особенностям физиологического уровня отражения относятся:
а) индифферентность объектов к следствиям взаимодействия
б) опережение воздействия условий среды
в) изменение поведения вследствие взаимодействия объектов
в) использование обменных процессов со средой для поддержания существования
8.Субъективный аспект отражения заключается в следующем:
а) двигательная реакция на агент
б) индифферентность по отношению к агенту
в) внутреннее переживание и ощущение агента
г) нет верных ответов
9.Индивидуально-изменчивое поведение животных включает в себя:
а) облигатное научение
б) факультативное научение
в) поведенческая традиция
г) все ответы верны
10. Подход, согласно которому психика возникает лишь с появлением человека и существует только у него называется:
а) биопсихизм
б) панпсихизм
в) антропопсихизм
г) нейропсихизм
11. Первая стадия развития психики в концепции А.Н.Леонтьева - это
а) стадия перцептивной психики
б) элементарная сенсорная стадия
в) интеллектуальная стадия
г) элементарная двигательная стадия
12. Врожденная жесткая программа поведения, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие свойства среды, – это:
а) навык
б) инстинкт
в) интеллект
г) умение
13. К.Лоренц, проведя опыты с доопределением инстинкта, назвал глубокую привязанность к первому движущемуся объекту "запечатлением" или
а) безусловным рефлексом
б) инстинктом
в) импринтингом
г) инсайтом
14. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны признаки:
а) способность отражать отдельные свойства предметов
б) способность отражать предметы в целом
в) способность ставить цели и достигать их
г) способность отражать связи и отношения между предметами
15. Основная особенность физического отражения
а) индифферентность
б) активность
в) предметность
г) субъективность
16. Возникновению сознания людей в коллективной деятельности способствовали:
а) разделение операций на биологически-полезные и биологически-бессмысленные, но создающие условия для достижения коллективного результата
б) осознание собственной индивидуальности и неповторимости каждым человеком в племени
в) книгопечатание
г) межличностные и межгрупповые конфликты
17. В отличие от языка человека, язык животных является
а) объективным
б) субъективным
в) абстрактным
г) содержательным
18. Для орудийной деятельности животных характерно
а) абстрагирование, планирование и целеполагание
б) производство орудий с помощью орудий
в) производство орудий с помощью естественных средств
г) определяет образ жизни
19. Субъективное понимание и отношение к ситуации – это:
а) операциональное значение
б) смысл
в) вербальное значение
г) предметное значение
20. Чувственная ткань сознания – это:
а) наблюдаемая внешняя форма живого движения
б) система всех ощущений человека от разных органов чувств
в) содержание общественного сознания, необходимое для построения индивидуального опыта
г) обобщение свойств, связей и отношений между предметами
Литература
1. *Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С.322 – 329.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
4. Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова . - М.: РПО, 1999. С. 330-349.
5. *Леонтьев А.Н. Возникновения сознания человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 368 – 378.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).
7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).
8. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.
9. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. Введение / Отв.ред. В.В.Петухов. – М., 2001.
10. Основы общей психологии. Учеб.-метод.пособие/ Урал.гос.пед.ун-т; Сост.: Н.Н.Васягина, Е.Н.Рыбакова. – Екатеринбург, 2004.
11. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М. : Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО.
12. * Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. – 1982, № 4. С. 149-159.
13. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.
14. *Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова . - М.: РПО, 1999. С. 356 – 367.
РАЗДЕЛ IV
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ