Мышление и воображение
Методика Шепарда (метод хронометрии умственных действий). Позволяет продиагностировать процесс внутренней репрезентации информации о пространственных свойствах объекта. Данный метод основан на предположении о том, что о структуре умственных действий можно судить по времени, необходимому для решения определенной пространственной задачи. Испытуемым предлагается определить тождество или различие по форме внутри каждой из нескольких пар трехмерных объектов, изображенных с учетом перспективы. Причем объекты в парах различаются по их ориентации в пространстве, отличаясь поворотом либо в плоскости рисунка, либо в плоскости третьего измерения. Методика базируется на линейной зависимости времени установления тождества объектов испытуемым от угла их поворота относительно друг друга. В результате задача испытуемым решается путем умственного вращения образа объекта для его сопоставления с эталоном. Статистическая обработка данных осуществлялась по количеству решенных заданий испытуемым.
В данной методике ярко проявляется сложная форма воображения – «психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях» [Шадриков, с. 30].
Методика «словесный лабиринт» направлена на изучение особенностей субъектов мыслительной деятельности по параметру «ригидности-лабильности». Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствуют о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления). Статистические подсчеты осуществлялись на основании количества правильно решенных лабиринтов испытуемым.
Структура исследования представлена в виде последовательного изучения различий в протекании психических процессов внимания, памяти, воображения и мышления у «автономных» и «зависимых» испытуемых. Сводная таблица данных представлена ниже.
Таблица 16
Сводная таблица данных по исследованию познавательных психических процессов
Психический процесс | Группа | σ2 | t-критерий | р≤ | |
Избирательность внимания | А | 0,79 | 0,01 | 5,71 | 0,001 |
З | 0,64 | 0,01 | |||
Произвольность внимания | А | 0,60 | 0,04 | 2,78 | 0,01 |
З | 0,48 | 0,02 | |||
Непроизвольная память | А | 0,42 | 0,02 | 2,41 | 0,05 |
З | 0,33 | 0,03 | |||
Опосредованное запоминание | А | 12,47 | 5,64 | 2,69 | 0,02 |
З | 10,80 | 5,89 | |||
Непосредственное запоминание | А | 7,17 | 9,73 | 1,92 | 0,10 |
З | 5,63 | 9,41 | |||
Воображение | А | 10,80 | 8,01 | 0,96 | — |
З | 10,10 | 8,07 | |||
Лабильность мышления | А | 9,10 | 1,82 | 3,12 | 0,01 |
З | 7,40 | 7,08 |