Психоанализ и теория бессознательного
Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ.Так назвал свое учениеавстрийский врач Зигмунд Фрейд(1856—1939).
На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами и психическими расстройствами людей.
Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него — стали его неотъемлемой частью.
Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа. Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного.Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.
Предсознаниесостоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания,то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, что Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).
Бессознательноерегулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).
Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.
В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них — это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализасновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.
Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.
Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга(1875—1961) и Альфреда Адлера(1870—1937).
Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном».
А. Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который являетсядвижущей силой личности, но одновременно, источником невроза.
Когнитивная психология
Когнитивная психология— одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный.
Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У.Найссер.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы— от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.
В своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976) У. Найссер пишет, что «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания.Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии».
7). Гуманистическая психология
Гуманистическая психология (от англ. humanisticpsychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.
Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической психологии и гуманистического подхода в целом распространились на область психотерапевтической работы.
Основные методологические принципы и положения:
-Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
-Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (casestudy) не менее оправдан, чем статистические обобщения.
-Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.
-Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
-Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
-Человек обладаетопределенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
-Человек есть активное,интенциональное, творческое существо.
Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализмеи восточных философско-религиозных системах.
Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:
Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К.Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
ВЫВОДЫ
Научная психология— система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.
Литература:
Литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. — Иркутск, 1989. (Методы психологии: 9—31.)
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63.Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34-47.)
3. Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978. (Место психологии в системе наук: 7—11.)
4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Психология как наука, ее предмет и практическое значение: 3-32.)
5. Общая психология. — М., 1986. (Предмет психологии: 5—29.Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62.)
6. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. — М., 1967. (Проблема методов психологии: 144—164.)
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I . — М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.)
8. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. II . — М., 1985. (О методах психологического исследования: 280—309.)
9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I , И. — М., 1966.(Экспериментальный метод в психологии: 99—155.)
10. Вейн A . M ., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Методы изучения памяти: 73—98.)
11. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. Психофизиологическое исследование. — М., 1980. (О предмете и методе психофизиологии: 5—11.)
12. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — Изд. 2-е, дополненное. — М., 1989. (Активность психики человека: 23— 78.Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111—158.)
13. Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. (Дифференциальная психология: 8—14.)
14. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Социальная психология, ее становление и предмет: 32— 41.Методы психологии: 49—56.)
15. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I . — М., 1987. (Психология, педагогика, школа: 217—228.)
16. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. — М., 1981. (Что такое психофизиология: 13—18.)
17. Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 1 , 2. — М, 1982. (Тесты: Кн. 1: 31-37. Кн. 2: 123-308.)
18. Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. — М., 1969.(Психология и математика: 28-40.)
19. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.(Методы исследования интеллекта.Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79.)
20. Брушлинский А.В.Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). — М, 1979.(Психическое как процесс.)
21. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I . — Л., 1974. (Основные характеристики психических процессов: 9—17.)
22. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I . — М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43 — 46.Инструментальный метод в психологии: 103—108.)
23. Дубинин Н.П., Карпец ИЛ*., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. — М., 1989. (Методы психогенетических исследований.Исследование близнецов: 104—107, 152 — 168.)
24. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Методы изучения эмоций: 92—116.)
25. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1986. (Моделирование психических процессов: 55—74.)
26. Нейрофизиологические механизмы внимания. — М., 1979. (Нейропсихология внимания: 118—128.)
27. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12.)
28. Немов Р.С.
Лекция № 2