Методика стандартных утверждений
Второй метод ментального программирования — это методика стандартных утверждений. Она основана на записи собственных целей заглавными буквами на карточках размером 9 х 12 см. Все, чего вы хотите, записывается в виде утверждений в настоящем времени и выражается ясными и точными словами.
Лучше всего пользоваться этим методом дважды в день — утром и вечером. Отыщите место, где вы сможете побыть в тишине, в одиночестве в течение нескольких минут. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы расслабиться и подготовить сознание. Выдыхайте медленно. Примите удобную позу, расположив карточки у себя на коленях. Прочтите первую из своих целей. Закройте глаза и повторите ее пять раз. Визуализируйте эту цель так, словно она уже достигнута. Представьте, как бы вы двигались, говорили и действовали, если бы цель уже осуществилась в реальности. Окрасьте эмоцией картинку этой цели и вызовите чувство удовольствия и счастья, которое сопровождало бы успешное осуществление вашего желания.
Затем сделайте еще один глубокий вдох, выдохните и со всей твердостью выбросьте эту цель из головы. Проделайте это с каждой из своих целей. Наше подсознание может выполнить подобную работу с десятью—пятнадцатью целями за один заход. Вы познакомитесь с продвинутой системой определения целей в главе 5, «Гениальный навык».
На такое упражнение потребуется не более 30—60 секунд на каждую цель или максимум 15 минут на пятнадцать целей. Проделывая это утром, перед тем как начать день, вы посылаете мощные сигналы своему подсознанию. Оно активизирует закон притяжения и усиливает вашу чувствительность по отношению ко всему, что происходит вокруг вас в течение дня, и может помочь достичь одной и более поставленных вами целей. Проделав ту же процедуру вечером, перед тем как отправиться спать, Вы настраиваете собственное подсознание на работу с этими целями в течение ночи. Очень часто к моменту вашего пробуждения поутру оно преподносит вам идею и решение.
Методика ускоренных утверждений
Третий метод ускорения — это методика ускоренных утверждений. Этой методикой можно пользоваться перед любым неповторяющимся важным событием, например перед звонком клиенту иди совещанием у своего начальника. Этим методом ментального программирования пользуются профессиональные ораторы, актеры, артисты разговорного жанра и ведущие бизнесмены. Они применяют его, чтобы подготовиться к грядущему событию, когда важно показать самое лучшее, на что они способны.
Методика ускоренных утверждений заключается в телескопировании шагов ментальной подготовки, рассмотренной нами . выше. Это похоже на умственную разминку. Ее можно проделать менее чем за 30 секунд. Этой методикой можно воспользоваться сидя в машине, находясь в лифте и даже в туалете.
Она работает очень просто. Уединитесь, закройте глаза, сформулируйте утверждение, в котором представлен идеальный исход, визуализируйте его, окрасьте эмоцией, а затем выбросьте из головы. Увидьте и почувствуйте успешное развитие событий. А затем идите на совещание (или куда бы то ни было) в состоянии покоя и с уверенностью.
Если через несколько дней вам предстоит важная презентация или интервью, следует пользоваться данной методикой всякий раз, когда вы размышляете об этом событии. Вместо того чтобы нервничать и беспокоиться, заглядывая в будущее, воспользуйтесь законом подстановки и примените методику ускоренных утверждений. По мере приближения реального дня и часа вы заметите растущую внутреннюю уверенность в себе. К началу реального события вы подготовите себя наилучшим образом.
Аутогенный тренинг
Четвертый метод ускорения — это полный процесс аутогенного тренинга, рассмотренного нами выше. Это более сложное упражнение, во время которого вы систематически расслабляете свое тело перед утверждением, визуализацией, эмоциональным окрашиванием и освобождением.
В простейшей форме можно извлечь максимум пользы из аутогенного тренинга, когда вы приняли удобное положение сидя в удобном кресле или лежа в постели. Вы закрываете глаза, глубоко дышите и начинаете беседовать с шестью частями собственного тела: левой рукой, правой рукой, левой ногой, правой ногой, грудной клеткой и головой. ^
Лучше всего здесь подходят следующие слова. Начните с шестикратного повтора — один повтор на каждый вдох — слов: «Моя левая рука становится тяжелой и теплой». Затем повторите шесть раз: «Моя левая рука тяжелая и теплая». И наконец еще шесть раз: «Моя левая рука совершенно тяжелая и теплая».
Произносите одну команду при каждом вдохе и выдохе. Повторите то же с каждой из оставшихся пяти частей своего тела в направлении от левой руки — к правой руке, от левой ноги — к правой ноге, а затем к грудной клетке и наконец к голове и шее.
Менее чем за десять минут вы уговорите свое тело прийти в состояние глубокого расслабления. Ваш ум придет в состояние «альфа». Затем наступит готовность к глубокому программированию.
Эту методику иногда называют самогипнозом или аутосуггестией. Ее применение особенно эффективно в двух областях. Во-первых, ею можно пользоваться для преодоления страха и обретения уверенности во взаимоотношениях с людьми, в работе, в финансовой деятельности, поддержании физической формы и другой деятельности. Она может помочь решить такие проблемы, как недостаток энтузиазма у торговых работников, страх перед публичными выступлениями и нервозность в бытовых ситуациях повседневной жизни. Во-вторых, она применима для ускорения выработки моторных навыков и мастерства в таких видах спорта, как теннис, гольф, лыжи, хоккей, фигурное катание, футбол и баскетбол.
Эта методика — форма ментальной репетиции. Вы повторяете движения в собственном воображении, визуализируя Четкие действия и программируя их совершенный образ в собственном подсознании.
Ваше подсознание неспособно различать истинный опыт от воображаемого, в особенности когда вы даете волю воображению в состоянии глубокой расслабленности. Подсознание всего Лишь воспринимает ментальный образ как команду направлять будущие действия. Когда придет время выполнить действия в реальности, вы будете гораздо более расслаблены и уверены, увидите, насколько вы стали лучше, чем прежде.
Многие спортсмены, завоевывающие золотые медали на Олимпийских играх, пользуются этой методикой или чем-то . подобным. Удачливые предприниматели пользуются ею для того, чтобы обеспечить себе психологическое преимущество на любом собрании, переговорах, в любых столкновениях. Эта методика все лучших и лучших результатов, по мере того как вы ее практикуете.
Гетерогенный тренинг
Пятый метод ускоренной ментальной трансформации называется гетерогенным тренингом. Это тренинг или программирование, проводимые не вами, а кем-то другим.
Ваша Я-концепция формируется главным образом в результате двух основных форм суггестии: аутосуггестии, то есть того, что вы говорите себе и во что верите, и гетеросуггестии, то есть того, что говорят вам другие и что вы принимаете на веру. Все, что вы считаете верным в отношении самого себя на сегодняшний день, является результатом одного из этих влияний, в особенности второго из них.
Вам уже известны некоторые примеры гетерогенного тренинга. Это те вещи, которые ваши родители, ваши старшие родственники, ваши учителя и другие люди, пользующиеся вашим уважением, говорили вам о вас. Иные примеры гетерогенного тренинга — это лекции или аудиокассеты с программами, где лектор пользуется словом «вы», произнося любую рекомендацию. Каждое произнесение слова «вы», привязанного к сообщению, оказывает влияние на ваше подсознание. Именно поэтому вы никогда не Позволяете никому говорить о вас что-то такое, во что вам искренне не хочется верить. Вы имеете дело с очень мощным принципом и должны намеренно пользоваться им в положительных, конструктивных целях.
Эксперименты Лозанова
В 50-е—60-е годы в Болгарии психологом Георги Лозановым проводились интенсивные исследования процесса, с помощью которого люди учатся и записывают информацию. Ученый был заинтригован примерами «сверхобучения», наблюдаемыми повсюду в мире, например тем фактом, что мусульманские студенты перед поступлением в любой мусульманский университет запоминают и цитируют весь Коран, книгу объемом с Новый Завет.
Лозанов обнаружил, что в Индии существуют религии, не имеющие письменных источников и книг. Учителя, исповедуюющие эти религии, передают ученикам свой учения устно, и так от поколения к поколению. Лозанов встречался с людьми, способными цитировать религиозные тексты часами, не пользуясь никакими записями.
По мере углубления своих исследований учений заинтересовался тем фактом, что у каждого из нас в действительности есть два мозга — правое и левое полушария, — выполняющих различные функции.
Например, левое полушарие — это логический, линейный и практичный мозг. Оно ответственно за рассуждения, анализ и расчеты. Оно составляет математическую, вербальную, прагматическую и скептическую сторону мозга. Левое полушарие отвечает за язык и обработку фактов. Оно точно и прямолинейно. Оно — конкретная, инженерная часть мозга.
Правое полушарие совсем другое. Оно мыслит в терминах картинок и историй. Оно целостно и имеет дело со всеми аспектами идеи или ситуации одновременно. Правое полушарие интуитивно, музыкально и нацелено на творчество. Оно — артистичная, абстрактная сторона мозга, наделенная воображением.
Левое полушарие стимулируется интенсивным, логическим, линейным представлением информации. Правое полушарие лучше обрабатывает информацию в состоянии расслабленности. Лозанову удалось обнаружить, что быстрое обучение происходит именно тогда, когда обе части мозга работают в гармонии друг с другом.
Лозанов впервые провел исследования различных уровней волновой деятельности мозга — «бета», «альфа», «тета» и «дельта». Он обнаружил, что в состоянии «бета» — нашем обычном мыслительном состоянии — мозг функционирует со скоростью 14 волн в секунду и быстрее. В состоянии «альфа» — расслабленном или медитирующем состоянии — мозг функционирует со скоростью 8—13 волн в секунду. Именно этот волновой уровень мозга является идеальным для обучения.
Третий уровень мозговой волновой активности — «тета» — осуществляется на скорости 5—7 волн в секунду, а четвертый — «дельта» — соответствует состоянию глубокого сна, когда скорость мозговых волн падает до 1/2—4 волн в секунду.
Лозанова интересовало ускорение процесса абсорбирования мозгом и сохранения новой информации. Он разработал то, что сегодня называется «ускоренным обучением», соединив все свои открытия в новом способе преподавания и удержания информации любого рода.
Лозанов открыл, что при погружении человека в состояние глубокой расслабленности — «альфа» — и сообщении ему новой информации на фоне мягкой классической музыки правое и левое полушария синхронизируют свою работу и процесс обучения ускоряется.
Во время его экспериментов группы взрослых рассаживались в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, и комнату наполняла мягкая музыка. Инструктор зачитывал списки слов на иностранном языке, повторяя их различными способами.
Затем студенты приходили в полное сознание, после чего проводился тест на запоминание. С помощью этого метода студенты обучались с удивительной скоростью. Они запоминали 98 процентов того, что им преподавали.
В 1969 году Лозанову уже удавалось обучать студентов 150 новым словам за трехчасовой урок, что в три—пять раз превосходила скорость обучения в традиционных лингвистических школах. Позднее он увеличил скорость до 500 слов, а затем и до 1000 слов в день, применяя более интенсивное сочетание расслабления, музыки и повторений.
В 1974 году Лозанов повысил скорость обучения специализированной группы студентов до 1800 новых иностранных слов в день, по-прежнему сохраняя уровень запоминания, равный 98 процентам.
В 1979 году Лозанов был способен обучать специализированную группу трем тысячам новых слов в день, что эквивалентно беглому владению иностранным языком. Спустя шесть месяцев эти студенты по-прежнему помнили 67 процентов выученного, тогда как в американских университетах средний уровень запоминания составляет 10 процентов. Эксперименты Лозанова продемонстрировали, что скоростное обучение возможно, И это верно не только в отношении фактов и информации, но и нового стиля поведения и новых ментальных привычек.