Эффективную работу учащихся

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

То, что мы собрались вместе, — это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, — это уже достиже­ние; то, что мы вместе работаем, — это настоящий успех.

Г. Форд

Необходимость развивать у детей навыки сотрудничества не нужно доказывать. Умение взаимодействовать с окружающими — одно из важных условий достижения а в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учебе, сотрудничество дает возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность , научиться быть самостоятельным и ответственным, в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом и психологом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учебе, может помочь другому виться с проблемой, помогая таким образом и себе (вспомним о самом эффективном методе — «учусь сам, обучая другого)

ОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Как организовать учебное сотрудничество? Недоста­точно просто посадить рядом нескольких учеников, по­просив их помогать друг другу. Вполне вероятно, что некоторые ученики будут только формально принимать участие в работе. Для организации эффективной коллек­тивной работы педагогу (логопеду, педагогу-психологу) необходимо следующее:

1. Определить цель учебного сотрудничества.

2. Провести подготовительную работу: • Сформировать группы (обычно от 2 до 5 человек).

При определении количества человек в группе следует помнить о том, что чем меньше времени отводится на выполнение задания, тем меньше уча­стников должно быть в группе. Главное правило: чем меньше группа, тем лучше. Если возникают сомнения, можно объединить учеников по двое или по трое. Нежелательно позволять учащимся са­мим создавать группы (при этом возникают слиш­ком однородные группы: только мальчики, уче­ники только из одного класса и т. д.). Состав групп необходимо постоянно менять (группа работает вместе до тех пор, пока совместная работа не при­ведет к определенному результату — выполнен­ному заданию).

• Подготовить помещение и нужные материалы. Рас­ставить соответствующим образом столы и стулья, разложить бумагу, ручки, карандаши и т. д.

• Продумать, следует ли распределить работу меж­ду учениками или предоставить им возможность это сделать самим (выбор зависит от уровня под­готовленности учащихся к такой работе).

3. Определить время выполнения задания группами и сообщить об этом ученикам.

4. Сообщить школьникам цель задания, объяснить, что будет считаться положительным результатом работы груп­пы (цель должна быть не только познавательная, но и ком-

эффективную работу учащихся - student2.ru
Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

муникативная, например: суметь выслушать каждого; ра­ботать так, чтобы каждый внес свой вклад, и т. д.).

5. Помочь ученикам начать работу в группе.

6. Координировать работу групп, вмешиваясь лишь при необходимости; следить за временем выполнения задания (можно использовать песочные часы).

7. Организовать обсуждение и самооценивание учащи­мися результатов работы групп. Для этого необходимо заранее подготовить место (на доске или большом листе бумаги) для обобщения результатов работы.

8. Предложить ученикам оценить, насколько хорошо они взаимодействовали с другими, удовлетворены ли они результатами своей работы и работы группы.

Для того, чтобы дети лучше представляли себе, что значит работать в сотрудничестве, можно и нужно пред­ложить им сформулировать правила работы в группе.

Сначала каждый ученик запишет то, что считает са­мым важным из правил, на своем листе бумаги, затем можно обсудить правила в парах, потом — в четверках (исключая повторяющиеся правила). Подведение ито­гов происходит в процессе сообщения одного правила каждой группой по кругу (условие — не повторяться!) до тех пор, пока у каждой четверки не иссякнет запас записанных правил.

Логопед может предложить следующие правила рабо­ты в группе (если они не были названы учениками):

• предоставлять право высказаться каждому, соблюдая очередность;

• внимательно выслушивать каждого; вовлекать в работу всех участников группы; работать в группе с любым партнером или партнерами (а не только с теми, кто нравится);

работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Примеры заданий группам при организации учебного сотрудничества на логопедических занятиях в рамках программы «Учись учиться»

1. Разработка памятки для проверки текста сочине­ния, изложения, диктанта. Прежде чем логопед предло­жит ученикам готовую памятку-алгоритм самопроверки, можно дать задание группам продумать этапы проверки текста и записать свой вариант алгоритма на бумаге. Груп­пы могут получить разные задания: первая будет разра­батывать памятку для проверки сочинения, вторая — для проверки изложения, третья — для проверки диктанта и т. д. Представленные в ходе общего обсуждения вариан­ты памяток дополняются учениками из других групп и логопедом. Желательно раздать на следующем занятии напечатанные и дополненные памятки каждому ученику.

2. Как лучше закрепить пройденное? Группам пред-­
лагается подумать над тем, каким должно быть домаш-­
нее задание, чтобы материал, изученный на занятии,
был закреплен качественно. Домашнее задание на ло­-
гопедических занятиях не задается, но по желанию уче­-
ники могут выполнить дома задание, которое приду­
мала группа.

3. Подбираем примеры. Группам предлагается подо­брать как можно больше слов, предложений по теме за­нятия. Логопед собирает примеры, приведенные группа­ми учащихся, в свою методическую «копилку» и использует в дальнейшем в своей работе.

4. Составляем вопросы для самопроверки. Группам предлагается составить вопросы, которые позволят про­верить полученные знания. После этого ученики разби­ваются на пары, по очереди задают друг другу состав­ленные группой вопросы и отвечают на них.

эффективную работу учащихся - student2.ru
Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

Наши рекомендации