Координация личности
Мы, пусть и бегло, рассмотрели, как Эго присваивает формы для выражения на разных уровнях божественного проявления, и увидели, что через надлежащее время эти формы начинают воплощать волю и цель своего божественного Обитателя. Обитателем этим является душа. С течением эволюционного цикла имеют место три достижения:
1. Формы выражения мало-помалу развиваются в результате:
а. Последовательных воплощений.
б. Импульса и вызванной им активности желания.
в. Интерпретации опыта, которая со временем становится всё более точной, глубокой и содержательной.
2. Внутреннее "я", отождествлённое с формальной природой,
а. Медленно нарабатывает сознание и, как следствие, и становится всё более интеллектуально активным в трёх мирах человеческой эволюции.
б. Последовательно переносит фокус внимания с одного тела на другое, включая в сознание всё более высокие состояния осведомлённости, пока с Пути Преследования39 не вступит на Путь Возвращения и желание отождествления с формой не сменится устремлением к полному самосознанию. Позднее происходит отождествление с "Я" на его собственном уровне сознания.
в. Переориентируется, оккультно "отвергая прежде желанное и устремляясь к доселе незримому".
3. Стремящийся проходит промежуточную стадию процесса эволюции, на которой "божественное притяжение" вытесняет притяжение трёх миров. Стадия включает пять ступеней:
а. Период осознания двойственности и отсутствия контроля.
б. Период утверждения самоконтроля благодаря:
1. Прекращению концентрации на себе.
2. Пониманию предстоящей задачи.
3. Исследованию божественным Наблюдателем характера жизни в форме.
4. Осмысленным попыткам осуществления божественного выражения через форму.
в. Период выравнивания и постепенного подчинения формы (благодаря пониманию и практике) требованиям "Я" и начала её работы в согласии с Ним.
г. Период, когда формы, всё чаще подвергающиеся выравнивающему воздействию,
1. Интегрируются в принципиально активную личность.
2. Покоряются мощи собственной доминирующей, интегрированной, личностной жизни.
3. Постепенно подчиняются контролю "Я" и сливаются в эффективный инструмент мирового служения.
4. Принимают намерение и цель души.
д. Период объединения личностного и душевного Лу чей в одну энергию и превращения личностного Луча в качество и дополнение Луча души, способствующее осуществлению целей души в трёх мирах.
Вот как мы прогрессируем и как соединяются форма и сознание, явление и качество, образуя божественное единство, прекращающее ощущение двойственности, которое до самого конца тормозило стремящегося.
Здесь есть два момента, которым мы должны уделить внимание. Один касается процессов прошедшего эволюционного цикла, по окончании которого стремящийся сознаёт двойственность и начинает борьбу и трудную переориентацию на реальность. Этот период в достаточной для нынешних потребностей мере описан наукой, как экзотерической, так и эзотерической. Другой момент касается периода достижения в результате этой борьбы конечного совершенства. Первый период уже далеко позади, и мыслящая часть человечества значительно продвинулась к периоду осознания; второй период ещё далеко впереди. Мы ограничимся задачей стремящегося, переориентирующегося на пути испытаний и всё больше убеждающегося в существовании мира высших ценностей и царства Божьего. На этом пути он чуть ли не с ужасом сознаёт свою двойственность и начинает стремиться к единству. Вот какого рода задача стоит сегодня перед огромным числом стремящихся мира. Желание переориентации принимает столь широкие масштабы, что лежит в основе нынешней неспокойной обстановки в мире и является общей духовной причиной идеологических конфликтов, охвативших ныне все страны и отмеченных в каждой из них собственной спецификой.
Мы поговорим о том, как ученики мира, пытаясь осуществить желанную переориентацию, приходят к пониманию необходимости иметь, прежде всего, интегрированную личность и только потом браться за достижение контакта или слияния с "Я", Эго, или душой. Полезно хорошенько осмыслить эти три стадии, поскольку множество психологических проблем объясняется сегодня:
1. Процессом переориентации, вызывающим смятение и различные расстройства личности.
2. Процессом интеграции низшей природы мыслящей части человечества, неизбежно ведущим к осознанию двойственности и конфликту.
3. Слиянием в сознании личности и души и сопутствующими ему физиологическими и личностными пертурбациями, вызывающими проблемы и психологические дилеммы высокоразвитого стремящегося и ученика. На этой стадии ярко выражены так называемые "болезни мистиков".
Мы также вкратце коснёмся работы посвящённого, служащего Плану через подчинённый механизм личности. Как выровненная совокупность души и тела он постепенно познаёт ещё более высокий синтез. После третьего посвящения ему предстоит новое и более масштабное слияние и интеграция - на этот раз с монадой, или жизненным аспектом. Но об этом почти ничего невозможно рассказать. Учение, понятное посвящённому третьей степени, окажется непонятным и бесполезным даже для высоко интегрированного и мыслящего ученика, и, главным образом, потому, что такое учение обязательно даётся в виде самых абстрактных и сложных символов, требующих скрупулезного анализа и интерпретации. К тому же, никогда столь высокое учение не передаётся словами, ни устно, ни письменно.