Аналитическая психология Юнга
Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме-дицинский факультет Венского университета, на который и по-ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, опреде-ляющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет док-торскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вы-нужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хи-рургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного поло-жения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и при-открыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мо-тивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динами-ку истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако по-степенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными откло-нениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, пред-ложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансфор-мировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и слож-ные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважав-ший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовывают-ся контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опублико-вал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили призна-ние. В 1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его работы стали переводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А.Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение расширялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критиче-ских работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогресси-ровала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью откры-тый для толкований и критики.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личностии теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.
Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно вра-ждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденныеибессознательные влечения(или чув-ства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллекту-альная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательно-го, предсознательногои бессознательного, в которых и располага-ются основные структуры личности. При этом содержание бессоз-нательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практиче-ски ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значи-тельных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур лично-сти - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъ-екта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес-сознательных влечения - инстинкт жизни иинстинкт смерти, ко-торые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутрен-него конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь-ко" с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызы-вается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все-му континууму. Именно поэтому фрустрация влеченияприводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идеякатарсического очищения (разрядки)в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.
Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинк-том жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее су-ществовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его со-держание.
Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Идв процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим ми-ром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объём Эго.
Третья структура личности - Супер-Эго- неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро-вания является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго, В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комп-лекс(у мальчиков) или комплекс Электры(у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич-ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовле-творению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание ко-торого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, пре-дупреждает человека о невозможности осуществления этих жела-ний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обще-стве. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы проти-воречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не су-ществует четкой грани между нормой и патологией и испытывае-мое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают челове-ку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являют-ся вытеснение, регрессия,рационализация, проекцияи сублимация.
Вытеснение- самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде симво-лов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, ого-ворок. При этом символ, по мнению Фрейда, не есть непосредст-венное отражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значение психопато-логии обыденной жизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к сим-волике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между сим-волом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализацияявляются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энер-гии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., при-чем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремле-нием Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся си-туацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекциичеловек приписывает другим те желания и чувст-ва, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, ко-торому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм дей-ствует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжет-ным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима-ция, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принци-пе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней проис-ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искус-ством - арт-терапии.
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, явля-ется также основой развития личности, характера человека, и, исхо-дя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодиза-цию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уде-лял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объек-тах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяю-щихся на несколько стадий.
Первый этап - либидо-объект- характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетво-рение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не дава-ли соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость мо-жет выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
Второй этап, который длится до начала полового созрева-ния, называется либидо-субъекти характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис-сизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис-пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз-ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре-деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует аналь-ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко-стью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста-дию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные от-личия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи-нают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет на-пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует роди-теля противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созре-вания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
Третий этап начинается в подростковом возрасте и назы-вается, как и первый, либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста-дию также называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, по-лученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являют-ся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толь-ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи-ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна-ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо-бица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо-да за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем стал очень популярным.
Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Имен-но для объяснения действия этого метода и были созданы осталь-ные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую-щее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятст-венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим-волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдения-ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка-тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздо-ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва-на директивной, в отличие от той, которая основана на равноправ-ном отношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна-ние, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не при-знать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай-ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг(1875-1961) окончил универси-тет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабо-раторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа-ло решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и после-дователем. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессозна-тельного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разно-чтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что толь-ко знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологи-ческое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал про-тив символической интерпретации снов или ассоциаций, разраба-тываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за симво-ликой человека в глубь его бессознательного.
Определенные расхождения существовали и по вопросу психо-коррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психо-терапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придержи-вался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса психоте-рапии, считал, что зависимость пациента от врача должна умень-шаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.
Окончательный разрыв между ними произошел в 1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но он не мог отступить от тех положений, которые считал важными для своей теории/Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только снови-дений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую куль-туры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий - существованию коллектив-ного бессознательного. Его теория, названная аналитической пси-хологией, изложена им в книгах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательногоисознания.Если индивидуальное бессознательное и сознание пред-ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».
Содержание коллективного бессознательного состоит из архе-типов- форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивиду-альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов куль-тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко-торые с трудом рефлексируются самим человеком.
Эгоявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро-жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж-ду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и нега-тивное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конфор-мизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает чело-веку среда. В то же время Персона защищает нас от давления сре-ды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу че-ловека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Теньпредставляет собой центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусиру-ет, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремле-ния, которые отрицаются человеком как не совместимые с его пер-соной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - закон-ная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращенияс Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.
Анима(у мужчины) или Анимус(у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о про-тивоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во мно-гом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.
Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой централь-ный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бес-сознательной части, это «архетип порядка и целостности лично-сти». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем вы-ражении и самопознании.
Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуали-зации при развитии личности развивались Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании личности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и орга-низации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал откры-тость своей концепции для всего нового, в отличие от ортодок-сальности теории Фрейда.
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию лич-ности, выделив два типа - экстравертови интровертов. Интровер-ты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в от-личие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним ми-ром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догмати-ками, в то время как интроверты - фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позво-ляет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как пра-вило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетер-пеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интровер-та, который исходит только из своих позиций и не может выстро-ить адекватную линию поведения, понять точку зрения собесед-ника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контак-та. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывает-ся, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона лич-ности, он - мягкий, заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Досто-евского - к интровертам.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминирова-нии экстра-интровертности и развитии четырех основных психиче-ских процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индиви-дуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мысля-щие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпо-читая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление и чувства характеризуют активных людей, спо-собных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информа-ции, и люди, у которых доминируют эти типы психических процес-сов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, не-посредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуи-тивные типы - на прошлую или будущую. Для них то, что возмож-но, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функ-ции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем бо-лее осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими - остальные функ-ции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.
Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознатель-ные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходи-мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интер-претации. Его анализ символов и их возможной интерпретации - одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом - еще одно достоинство его теории.