Значение питания в обеспечении жизнедеятельности. Жиры выполняют в организме множественные функции:
Жиры выполняют в организме множественные функции:
— как пластический материал они участвуют в построении клеток, особенно велико их содержание в оболочке клетки (в частности, в оболочке нервных и половых клеток их доля достигает 50% и более). Без них невозможно построение и некоторых органелл клетки;
— принимают участие в синтезе гормонов, особенно гормонов гипофиза, коркового вещества надпочечников и половых гормонов;
— являются высокоэнергетическим резервом организма: при сжигании 1 г его освобождается 9,3 ккал тепла — это более чем в 2 раза превышает энергоемкость белков и углеводов;
— необходимы для реализации функций жирорастворимых витаминов (А, К, Е и др.) — без их достаточного поступления эти витамины не только не дают необходимого эффекта, но и могут даже вызвать явления интоксикации.
В рацион питания современного человека входят животные и растительные жиры. Первые из них преимущественно включают полинасыщенные жирные кислоты, имеющие прочные одновалентные межуглеродистые связи и относительно низкую температуру затвердевания (ниже температуры тела человека). Некоторые из кислот животного происхождения — линолевая, линоленовая и арахидоновая — в организме не синтезируются и относятся к незаменимым. Животные жиры обусловливают свертываемость крови, содержание в ней жировых шариков — хиломикронов и холестерина и т.д. Из-за своего химического консерватизма животные жиры в организме являются своеобразным «отстойником», где скапливаются токсины. Растительные жиры построены преимущественно полиненасыщенными кислотами, в которых между атомами углерода существуют двух- и даже трехвалентные связи, а температура затвердевания достаточно высокая. Ненасыщенные жирные кислоты способствуют быстрому преобразованию холе-
Именно с избыточным питанием мясом во многом связывают акселерацию детей, которая отрицательно сказывается на всех последующих этапах жизни человека, его духовном и физическом развитии, долголетии, иммунитете и т.д. Мясо в сочетании со сладостями ведет к нарушениям обмена веществ и ускоряет процесс старения тканей.
стерина, являющегося одним из серьезных факторов развития атеросклероза, и выведению образовавшихся при этом продуктов из организма. Кроме того, они нормализуют эластичность и снижают проницаемость кровеносных сосудов. При их недостатке снижается иммунитет и угнетается репродуктивная функция.
При действии самых различных факторов — света, кислорода, ферментов и прочего — происходит окисление жиров с образованием низкомолекулярных продуктов разложения — альдегидов, кетонов, свободных кислот и прочих веществ, нарушающих структуру и вкусовые качества жиров. При кипячении в жирах не только происходят аналогичные изменения, но и образуются довольно агрессивные перекисные радикалы, активирующие старение организма, эпоксиды и даже канцерогенные вещества. Последние особенно активно образуются при повторном кипячении жиров.
В пищеварительном тракте жиры расщепляются соответствующими ферментами до глицерина и жирных кислот, которые уже в тканях человека образуют новые жиры, свойственные именно данному индивидууму.
Суточная потребность в жирах составляет 25—30 г.
Углеводы в организме человека не синтезируются, поэтому потребность в них полностью должна удовлетворяться пищей. В углеводах, образующихся в зеленых листьях при участии хлорофилла и солнечного света, природа преобразует солнечную энергию в химическую, освобождающуюся при распаде углевода в организме человека.
Углеводы в организме имеют преимущественно энергетическую ценность, хотя участвуют и в пластических процессах.
Углеводы подразделяют на моно-, олиго- и полисахариды.
Моносахариды (простые углеводы) представлены глюкозой, фруктозой, галактозой, рибозой и др.'
Олигосахариды -- более сложные соединения, построенные из нескольких (от 2 до 10) остатков моносахаридов, — это сахароза, мальтоза и лактоза.
' Смесью моносахаридов является натуральный мед. который представляет собой сахар, расщепленный в медовом желудочке пчелы. Он состоит поровну из фруктозы и глюкозы и в пищеварительном тракте без всяких превращений всасывается в кровь. Содержит органические кислоты, минеральные вещества, ферменты, биостимуляторы, обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами.
И моно-, и олигосахариды имеют сладкий вкус, за что их называют «сахарами». Моносахариды легко окисляются в организме до углекислого газа и воды. Основной же углеводный продукт нашей пищи — сахароза, попадая в организм, под действием энзимов и кислот вначале разлагается до моносахаридов, а затем уже до СО2 и воды. Однако этот процесс идет только в случае, если сахар потребляется в естественном виде, то есть в составе того продукта, в котором он содержится, усвоение же чистого сахара осуществляется гораздо сложнее.
Полисахариды представлены в пище крахмалом и пищевыми волокнами (целлюлозой, клетчаткой и пектиновыми веществами). Крахмал сырых растений в пищеварительном тракте постепенно расщепляется до моносахаридов с последующим распадом до конечных продуктов. Гораздо труднее происходит переваривание термически обработанных крахмальных продуктов, так как при высокой температуре разрушается значительная часть содержащихся в сырой пище витаминов и вымываются минеральные соли, необходимые для обеспечения нормального переваривания крахмала. В этом случае в пищеварительном тракте полисахариды бродят и гниют, отравляя организм.
Особую опасность представляет высокосортная пшеничная мука, при употреблении которой в кишечнике образуется клейковина, вызывающая атрофию его ворсинок, что ведет к нарушению пристеночного пищеварения и всасывания пищевых веществ. Естественно, что это может быть первым звеном в развитии патологии не только кишечника, но и обмена веществ.
Пищевые волокна непосредственному перевариванию в пищеварительном тракте не подвергаются, однако их роль трудно переоценить. Пищевые волокна:
— формируя гелеобразные структуры перевариваемых пищевых масс, влияют на опорожнение желудка, скорость всасывания в тонкой кишке и время прохождения пищевых (каловых) масс через желудочно-кишечный тракт;
— предотвращают образование каловых камней; удерживая воду, определяют консистенцию и увеличивают массу фекалий;
— адсорбируют желчные кислоты, предотвращая их потерю и обеспечивая нормальный обмен холестерина и желчных кислот и поддержание достаточного уровня гемоглобина в крови;
— оказывают противовоспалительное и антитоксическое действие, что предупреждает нарушение обмена веществ в организме и развитие рака толстой кишки;
— участвуют в синтезе некоторых витаминов;
- около 50% пищевых волокон в толстом кишечнике подвергается усвоению микрофлорой с последующим использованием образовавшихся веществ организмом;
— способствуют выведению из организма токсинов и тяжелых металлов;
- предупреждают развитие таких заболеваний, как атеросклероз, гипертония, сахарный диабет и др.
Различают нежные пищевые волокна, которые расщепляются и достаточно полно усваиваются организмом (они в большом количестве содержатся в яблоках, капусте, картофеле), и грубые -менее усваиваемые (содержатся в моркови, свекле и пр.), однако при недостатке в питании пищевых волокон и при хорошем состоянии пищеварительного тракта и они усваиваются достаточно полно.
Суточная потребность человека в углеводах определяется особенностями его жизнедеятельности и затратами энергии таким образом, чтобы они покрывали недостающую часть потребности в энергии с учетом потребленных жиров и в меньшей степени белков. Вместе с тем для обеспечения нормального пищеварения суточное потребление пищевых волокон должно составлять не менее 15—20 г.
Так же как и в белках, тепловая обработка углеводов (правда, при более высокой температуре — 65—80°С) разрывает их связь с витаминами, ферментами, минеральными веществами, что делает их «мертвыми углеводами». В этом случае помимо энергетической ценности углеводы никакого значения для организма не имеют, поставляя ему лишь так называемые «пустые калории».
Вода является обязательным компонентом пищи. В организме взрослого человека вода составляет до 65% массы, из которых около 40—45% находится внутри клеток, а 20—25% — в составе клеточных жидкостей. По мере возрастного развития содержание воды в организме человека снижается с 70% у новорожденного до 55% у стариков.
Вода является основной средой, в которой протекают химические и физико-химические процессы ассимиляции, диссимиляции, осмоса, диффузии и др., лежащие в основе жизни. Постоянство содержания воды в организме — одно из главных условий нормальной жизнедеятельности.
Вода в организме находится в так называемом структурированном виде в теснейшем контакте с биологическими молекулами: последние как бы вложены в структуру решетки воды, которая напоминает собой структуру льда. Структурированная вода, обладающая диссимметрией, сама по себе является источником свободной энергии, величина и активность которой зависят от многих факторов. В частности, в разные дни и даже часы меняется характер протекающих с участием воды химических реакций: быстрее или медленнее, с большим или меньшим поглощением или выделением энергии. Кроме того, она содержит в себе биологическую информацию, то есть обладает памятью, которая записана настолько прочно, что ее можно стереть, только лишь дважды, а то и трижды прокипятив воду. Отсюда становится понятным, насколько' важное значение имеет вода в обеспечении нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма человека.
Структурированная вода в большом количестве находится в овощах и фруктах, особенно в свежевыжатых соках из них. Минеральные же воды ценны не составом растворенных в них веществ, а именно информацией, которую они вобрали, проходя через толщу Земли, неорганические же вещества, растворенные в воде, организмом не усваиваются и выводятся как чужеродный материал. При кипячении вода теряет свою естественную структуру, и теперь при ее поступлении в организм последний вынужден затрачивать собственную энергию на структурирование воды. Кроме того, при тепловой обработке стирается или извращается хранящаяся в воде информация, отражающая связь с окружающим миром. Естественно, что наибольший урон в структуре и информации вода, входящая в состав натуральных продуктов, несет не только при высокой температуре, но и при сушке, консервации, квашении и.т.д.
Измерение индивидуальных различий в здоровье в контексте социально-экономического неравенства предполагает, прежде всего, выявление в составе населения людей здоровых и нездоровых. При проведении границы между здоровой и нездоровой частью населения и определения уровня и характера отклонений от здоровья были использованы в общей сложности 25 показателей физического благополучия людей. Здоровым считался тот, кто не имел ни одного отклонения от здоровья по заданному спектру отклонений. При таком подходе по состоянию на 1994 год. 53,5% взрослого сельского населения можно было отнести к здоровым, а 46,5% к нездоровым; среди городского населения здоровые насчитывали 48,7%, а нездоровые - 51,3%.
U (11) 2162657 (13) C1 (51) 7 A61B5/16 (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статус: по данным на 07.09.2007 - прекратил действие, но может быть восстановлен -------------------------------------------------------------------------------- (14) Дата публикации: 2001.02.10 (21) Регистрационный номер заявки: 99125342/14 (22) Дата подачи заявки: 1999.12.08 (24) Дата начала отсчета срока действия патента: 1999.12.08 (45) Опубликовано: 2001.02.10 (56) Аналоги изобретения: 1. Я структурный тест АММОНА. - С-пб.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1998, с.18-69. 2. RU 2099099 С1, 20.12.1997. 3. RU 2106801 С1, 20.03.1998. 4. RU 2093076 С1, 20.10.1997. (71) Имя заявителя: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (72) Имя изобретателя: Тупицын Ю.Я.; Бочаров В.В.; Иовлев Б.В.; Жук С.П. (73) Имя патентообладателя: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (98) Адрес для переписки: 193019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева 3, НИП институт им. В.М. Бехтерева, патентно-информационный отдел, Алексеевой Н.Ю. СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии. Пациенту предъявляют опросник из 220 утверждений, состоящий из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6 психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-отграничение", внутреннее "Я-отграничение", нарциссизм, сексуальность. Каждую из 6 психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих. Рассчитывают индекс психической компенсации , как = А-В и индекс психической активности , как = А-С, где - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений; - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности; А - шкала конструктивности: A = Qкa+Qкc+Qкo+Qкo+Qкn+Qкs; B - шкала деструктивности: B = Qda+Qdc+Qdo+Qdo+Qdo+Qdn+Qds; C - шкала дефицитарности: C = Qdaf+Qdcf+Qdof+Qdfo+Qdnf+Qdcf, где Q обозначает результат по одной из 18 шкал "Я-структурного теста", буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждения к одной из шкал к - конструктивности, d - деструктивности, df - дефицитарности, а литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам а - агрессии, с - страха, о - внутреннего "Я - отграничения", о' - внешнего "Я-отграничения", n - нарциссизма или s - сексуальности "Я-структурного теста". Затем осуществляют стандартизацию индексов. Способ позволяет повысить точность оценки психического здоровья за счет выявления его уровневых характеристик. ОПИСАНИИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Изобретение относится к медицине, точнее к способам психодиагностики, и может найти применение в психиатрической и психоневрологической практике при массовых обследованиях различных контингентов населения, проводимых в связи с задачами психогигиены для экспресс-оценки уровня психического здоровья. Анализ литературы показывает, что проблема соотношения психического здоровья и болезни не может быть решена как исключительно клиническая. По современным представлениям заключение о состоянии психического здоровья далеко не исчерпывается установлением факта отсутствия того или иного нервно-психического заболевания или расстройства. В качестве необходимого условия психического здоровья большинство авторов выдвигает положение о возможности достаточной адаптации к среде для оптимального функционирования личности, позволяющего в максимальной степени реализовать имеющийся психический потенциал. Другими словами, при установлении психического здоровья необходимо в комплексной оценке соотнести клинические, психологические и социальные характеристики человека. Психическая болезнь и психическое здоровье не могут рассматриваться как статичные, раз и навсегда определенные категории, жестко противостоящие друг другу. Между ними существует неразрывная связь, реализующаяся в различных динамических переходных состояниях. В этой связи соотношение болезни и здоровья может пониматься как континуальное единство, лишь в экстремальных случаях (на полюсах) предполагающее отсутствие противоположного качества. Упрощенно эту ситуацию можно представить такими дискретными понятиями как "идеальное здоровье", "практическое здоровье", "типологическая норма", "группа риска", пограничные нервно-психические нарушения, психические болезни, дефектные состояния. Таким образом, при оценке психического здоровья всегда имеют в виду различные его уровни. Весьма распространенное представление о среднестатистической норме, основанное на оценке частоты встречаемости психопатологических проявлений, не может решить вопроса о соотношении психического здоровья и болезни и, по сути, стирает грань между ними. Наиболее важным здесь является то, что такой среднестатистический подход исключает из поля зрения исследователей оценку здоровых компонентов у больного и патологических элементов у здоровых. Диагностическая система оценки психического здоровья должна удовлетворять как минимум следующим требованиям: 1) Репрезентативно выявлять психопатологическую симптоматику; 2) В достаточной мере отражать ресурсы психической адаптации 3) Определять уровень реализации психического потенциала 4) Позволять количественно сопоставлять получаемую информацию Для создания способа оценки уровня психического здоровья, отвечающего вышеперечисленным требованиям, необходимо решить следующие задачи: - выбор адекватной методики для сбора эмпирической информации - получение информации о распределении диагностически значимых признаков на выборках, репрезентатирующих популяцию здоровых и лиц с выраженной патологией -выработка диагностически значимых показателей и алгоритмов оценки психического здоровья; -проверка эффективности установленных диагностических показателей на специальных выборках. При выборе методических средств для получения эмпирической информации, отражающей психическое здоровье населения, следует исходить из того, что традиционный подход, использующий профилактические осмотры врача-психиатра, неприемлем и, прежде всего, по правовым обстоятельствам этой связи представляется единственно возможным для решения этой задачи использование опросниковой психодиагностической методики. При этом такая методика должна в максимально возможной степени охватывать основные стороны психической деятельности человека. Она должна отражать информацию о наличии различных психопатологических проявлений. Кроме того, методика может быть применена лишь в том случае, если она способна характеризовать адаптационные ресурсы испытуемых. Наиболее слизким к предложенному является способ оценки психического здоровья, включающий предъявление опросника из 220 утверждений, состоящего из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6-ти психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-ограничение", внутреннее "Я-ограничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6-ти психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и расчитывают по формуле стандартизации (2) Недостатками известного способа оценки психического здоровья является низкая достоверность полученных результатов из-за определения болезненного нервно-психического состояния на поздних стадиях болезни и, как следствие, невозможность выявления уровневых характеристик психического здоровья. Технический результат настоящего изобретения состоит в повышении точности оценки психического здоровья за счет выявления его уровневых характеристик. Этот результат достигается тем, что в известном способе оценки психического здоровья, включающем предъявление опросника из 220 утверждений, состоящего из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6-ти психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-ограничение", внутреннее "Я-ограничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6-ти психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и расчитывают по формуле стандартизации, согласно изобретению расчитывают индекс психической компенсации как = A-B и индекс психической активности как = A-C с последующей стандартизацией индексов, где - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности: A-шкала конструктивности A=Qka+Qkc+Qko+Qko+Qkn+Qks B-шкала деструктивности: B=Qda+Qdc+Qdo+Qdo+Qdn+Qds С-шкала дефицитарности: C=Qdaf+Qdcf+Qdof+Qdfo+Qdnf+Qdsf, где Q обозначает сырой результат по одной из 18-ти шкал "Я-структурного теста". Буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждений к одной из шкал: k - конструктивности, d - деструктивности и df - дефицитарности. Литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам: а - агрессии, с - страха, о - внутреннего или о' - внешнего "Я-отграничения", n - нарциссизма или s - сексуальности "Я-структурного теста"Опросниковая психодиагностическая методика "Я-структурный тест Аммона" представляет собой перечень из 220 утверждений, отражающих различные аспекты функционирования личности. Вопросы перечня затрагивают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения в различных жизненных ситуациях. Фактически, испытуемым предлагается оценить себя и свое поведение в пространстве воображаемых обстоятельств, заданных тестовыми утверждениями. Опросник состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает один из шести психологических параметров: -агрессия-тревога-страх -внешнее"Я-отграничение" -внутреннее"Я-отграничение", -нарциссизм, -сексуальность. Каждая из шести психологических переменных оценивается тремя отдельными шкалами, позволяющими выявить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих. Все названные блоки включают конструктивную, деструктивную и дефицитарную шкалы. Таким образом, утверждения теста позволяют регистрировать поведенческие проявления, в которых отображаются как адаптивные, т. е. конструктивные, так и неадаптивные - деструктивные и дефицитарные компоненты личностных реакций. Данный тест переведен, адаптирован, валидизирован и прошел клиническую апробацию в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Основные результаты по адаптации теста представлены в пособии для врачей "Я-структурный тест Аммона" (3). В данном способе оценки психического здоровья, в отличие от оригинальной версии опросника, используется интегральная (блоковая) группировка показателей теста. В соответствии с этим, по данным исходного перечня "Я-структурного теста", выделяются три блока: блок конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Блок деструктивности формируется как суммарный показатель по шести деструктивным шкалам и фактически репрезентирует психопатологическую симптоматику. Деструктивные и дефицитарные шкалы опросника обнаруживают высокие статистически значимые корреляции с клиническими шкалами MMPI. Содержание утверждений, входящих в блок деструктивности, дает основание расценивать их как показатели психопатологических проявлений. Типичным для данного блока являются такие утверждения, как "часто я впадаю в такую панику, что не могу осуществлять даже важные дела", "чаще всего я чувствую себя одиноким даже среди других людей", "чаще всего меня недооценивают в моих способностях". Утверждения блока дефицитарности отражают нераскрытость, нереализованность личности, стремление функционировать, используя минимум собственных возможностей. Для данного блока характерны такие утверждения как "трудности сразу же выбивают меня из колеи", "часто я руководствуюсь мнением других людей", "досаду и раздражение я не могу показывать другим" и т.п. Конструктивные шкалы теста практически не имеют значимых корреляций с клиническими шкалами Минесотского опросника Утверждения, входящие в этот блок, по своему содержанию характеризуют адаптивные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Примерами утверждений этого плана являются айтемы типа: "я легко схожусь с людьми", "если меня что-то тревожит, я делюсь этим с другими людьми", "я охотно помогаю другим, но не позволяю себя использовать", "я всегда могу найти время для важных дел". Блок конструктивности в значительной степени позволяет оценить адаптационный ресурс личности, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, отстаивать свои жизненные позиции, сохраняя при этом значимые интерперсональные отношения. При создании способа оценки психического здоровья выделенные блоки конструктивности, деструктивности и дефицитарности представляются отдельными психодиагностическими шкалами, имеющими важное значение для получения итоговых показателей (индексов психического здоровья)Каждая из этих шкал может быть выделена по двум основаниям, которые фактически характеризуют содержательную и конструктивную валидность В частности, интеркорреляционная матрица первичных шкал "Я-структурного теста" наглядно отражает наличие высоких статистически значимых корреляций между шкалами, формирующими тот или иной блок, рассматриваемый в данном контексте как самостоятельная шкала. Так, шкала конструктивной агрессии положительно коррелирует со всеми другими конструктивными шкалами и в целом не обнаруживает положительных корреляций с деструктивными и дефицитарными шкалами. Шкала деструктивной агрессии, напротив, высоко положительно коррелирует с деструктивными шкалами и не обнаруживает положительных статистически значимых корреляций с конструктивными шкалами и т.п Такое распределение коэффициентов интеркорреляций свидетельствует о возможности не только принципиального объединения шкал в интегральные блоки-шкалы, но и отражает высокую конструктивную валидность таких вновь созданных шкал. Исходные шкалы "Я-структурного теста" следует рассматривать как содержательные грозди интегральных шкал-блоков способа оценки психического здоровья. Приведенные выше примеры утверждений перечня, включенных в те или иные блоки-шкалы, созданные на основе айтемов "Я-структурного теста", наглядно демонстрируют содержательную валидность шкал-блоков предложенного способа. Поскольку каждое из утверждений "Я-структурного теста" однозначно связано только лишь с одной из 18-ти шкал и нет айтемов одновременно работающих на две или более шкал, алгебраическая формула созданных шкал МОПЗ может быть представлена как простая сумма первичных шкал теста, связанных с одним из трех качеств - конструктивностью, деструктивностью и дефицитарностью. В общем виде шкала конструктивности "А" выглядит следующим образом: A=Qka+Qkc+Qko+Qko+Qkn+Qks Шкала деструктивности"B": B=Qda+Qdc+Qdo+Qdo+Qdn+Qds Шкала дефицитарности"C": C=Qdaf+Qdcf+Qdof+Qdfo+Qdnf+Qdsf где Q обозначает сырой результат по одной из 18-ти шкал "Я-структурного теста" Qak - сырой бал по шкале конструктивной (K) агрессии (A); Qcd - сырой бал по шкале деструктивного (D) страха (C); Qo'df - сырой бал по шкале дефицитарного (DF) внутреннего "Я-отграничения" (O'). Буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждений к шкалам конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам агрессии, страха, внутреннего или внешнего "Я-отграничения", нарциссизма или сексуальности "Я-структурного теста". Для определения уровня психического здоровья в предложенном способе используется два специально сконструированных индекса. Эти индексы построены на основе интегральных шкал и позволяют соотнести величину адаптационных возможностей, выраженность психопатологической стигматизации и степень психической реализованности личности. 1-ый индекс () представляет собой разность сырых показателей по шкалам A и B =A-B - этот индекс соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений. 2-йиндекс () вычисляется по формуле = A-C - данный индекс отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности. В разработанном нами способе оценки психического здоровья осуществлена стандартизация индексов на выборке из здоровых испытуемых - жителей Санкт-Петербурга обоего пола в возрасте от 18 до 50 лет. С этой целью были получены средние (М) и стандартные отклонения () для индексов и стандартизация проведена по формуле. В соответствии с данной формулой среднее значение индексов T и T' равно нулю, и нормальный диапазон составляет значение от -10 до +10. Для проверки индексов проводилось вычисление T-показателей в различных группах больных с нервно-психической патологией. Во всех клинических группах величина как минимум одного из индексов выходила за границы нормального интервала. Материально-техническое обеспечение метода Обеспечение предложенного нами способа включает три бланка, представленные в приложении: - инструкция испытуемому, которая может быть предъявлена как на бланке, так и устно, и опросник, содержащий 220 утверждений перечня "Я-структурного теста":- регистрационный бланк; - профильный бланк, позволяющий в стандартизованном виде отразить величины шкал A, B, C и индексов . Технология осуществления способа оценки психического здоровья. 1. Испытуемый в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждое из 220 утверждений. 2. Каждому ответу испытуемого присваивается соответствующий диагностический коэффициент по одной из трех шкал (A, B, C) 3. Суммируются все выделенные диагностические коэффициенты. Полученная таким образом сумма представляет собой индивидуальную итоговую оценку по одной из трех шкал (A, B или C. 4. По формулам, приведенным выше, вычисляется величина индексов и . 5. По приведенной формуле стандартизации определяются стандартные величины индексов и по группам 6. При исследовании группы испытуемых устанавливаются средние показатели индексов и для соответствующих групп 7. Определенные положения стандартизированных шкальных средних групповых оценок по отношению к нормативному интервалу распределения среднепопуляционных показателей индексов и . При оценке психического здоровья исследуемой группы величина групповых стандартизированных показателей и обратно пропорциональна уровню психического здоровья. В случаях, когда хотя бы один из стандартизированных показателей превышает значение в - 10 баллов, вероятность наличия психических отклонений значительно возрастает. Оценку состояния психического здоровья группы, установленную с помощью стандартизированных индексов (особенно в случаях высоких значений индексов - 10 и более баллов), целесообразно дополнять информацией интегральных шкал A, B, C, которые позволяют определить, за счет какой тенденции проявляется повышение стандартизированной индексной оценки. Примеры осуществления способа оценки психического здоровья. Применение способа на группе здоровых испытуемых, исследованных в отделе занятости Невского района Департамента Федеральной Государственной службы занятости по г. Санкт-Петербургу, дало следующие результаты: A=Qka+Qkc+Qko+Qko+Qkn+Qks A = 270 + 230 + 233 + 256 +242 + 230 = 1461 B=Qda+Qdc+Qdo+Qdo+Qdn+Qds B = 154 + 63 + 132 + 135 + 107 + 95 = 686 C=Qdaf+Qdcf+Qdof+Qdfo+Qdnf+Qdsf C= 121 + 99 + 140 + 148 + 81 + 93 = 682 =A-B,=A-C где 31 - количество испытуемых по группе, далее расчет ведется по формуле стандартизации3]: где x соответствует или , соотнесенных к количеству испытуемых по группе: T=-5,9,T=-5,6 Отличительной особенностью данной группы населения явилось то обстоятельство, что все испытуемые были безработные. Интерпретируя эти результаты, следует отметить, что, несмотря на трудную социальную и психологическую ситуацию этих лиц, групповая оценка их психического здоровья находится в нормативном интервале. При исследовании маргинальной группы населения, состоящей из сектантов-кришнаитов, также проживающих в г. Санкт-Петербурге, были получены следующие групповые показатели: T=-18,5 T=-12,6 Эти показатели, превышающие 10 баллов, находятся за пределами нормативного интервала и отражают вероятность наличия психических расстройств. Оценка интегральных шкал "A", "B", "C" показывает, что данные количественные показатели индексов T и T определяются наличием трех неблагоприятных тенденций: - относительно низким адаптационным потенциалом (низкие показатели шкалы "A"); - выраженной психопатологической стигматизацией (высокие значения по шкале "B"); - недостаточным уровнем психической активности (низкие показатели шкалы "C"). Показания и противопоказания к применению разработанного нами способа. Основными показаниями к применению данного способа являются массовые исследования различных контингентов населения, проводимые в связи с задачами психогигиены, психопрофилактики для экспресс-оценки уровня психического здоровья. Способ оценки психического здоровья также может применяться для изучения специальных контингентов населения с различными специфическими задачами. Нецелесообразно применение данного способа для групп лиц моложе 16 лет и старше 65 лет. К ограничениям применения способа следует отнести также использование методики в группах лиц, отличающихся низкой степенью понимания испытуемыми смысла утверждений перечня, а также наличие у обследуемых выраженных рентных установок. В последнем случае целесообразно использовать предложенный метод в комплексе психодиагностических средств, оснащенном специальными шкалами для оценки тестовых установок. При интерпретации показателей следует обязательно учитывать данные этих специальных шкал. Предполагаемая эффективность. Предполагаемая эффективность внедрения в лечебно-диагностическую практику. Разработанный алгоритмотизированный способ оценки психического здоровья позволит существенно сократить время на исследование различных контингентов испытуемых для выявления уровня психического здоровья и обеспечить достаточную степень достоверности полученных результатов, что позволяет повысить точность оценки психического здоровья за счет выявления его уровневых характеристик. Применение способа позволит создать более эффективную систему психогигиенических и психопрофилактических программ для разных групп населения Следует также отметить, что использование предложенного нами способа дает возможность разрешить ряд правовых проблем, связанных с требованиями "Закона Р. Ф. о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании". Разработанный нами способ оценки психического здоровья прошел клиническую апробацию в психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева. Источники информации 1. Закон о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании. N 117-ФЗ от27.07.98г. 2. "Социальная психология здоровья" И.Н.Гурвич, изд-во "Санкт-Петербургского университета",1993г.,стр.609-623 -прототип. 3. Пособие для психологов и врачей "Я-структурный тест Аммона", С-Пб. НИПИ им. В.М.Бехтерева,1998г. ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ Способ оценки психического здоровья, включающий предъявление опросника из 220 утверждений, состоящий из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6 психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешне "Я-отграничение", внутреннее "Я-отграничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6 психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и рассчитывают по формуле стандартизации, отличающийся тем, что рассчитывают индекс психической компенсации , как = А-В и индекс психической активности , как = А-С, с последующей стандартизацией индексов, где - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений; - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности: А-шкала конструктивности: A=Qкa+Qкc+Qкo+Qкo+Qкn+Qкs В-шкала деструктивности: B=Qda+Qdc+Qdo+Qdo+Qdo+Qdn+Qds С-шкаладефицитарности: C=Qdaf+Qdcf+Qdof+Qdfo+Qdnf+Qdcf где Q обозначает результат по одной из 18 шкал, буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждения к одной из шкал: к - конструктивности, d - деструктивности, df-дефицитарности, а литера внизу знака обозначают принадлежность утверждения к первичным шкалам: a - агрессии, c - страха, o - внутреннего "Я-отграничения", o' - внешнего "Я-отграничения", n - нарциссизма или s - сексуальности. |