Вникни в суть высказываний
Спрячь, подави свои эмоции или ослабь их максимально и посмотри на того, с кем имеешь дело. Пойми его точку зрения, его обстоятельства и поставь себя, ради себя же, на его место. Узнавай о нем заранее, изучай незаметно. Запоминай имена и даты, волнующие его, вкусы, интересы и взгляды.
2. Создай благоприятную атмосферу.
Улыбайся пошире, начинай контакт с "да". Если соперник обвиняет тебя, сделай так, чтобы он ломился в открытую дверь, скажи ему: "Да, я не прав". Выражай сочувствие и как можно искренне, говори с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, и начинай только с этого. Никогда не начинай с "я". Обращайся к его личной заинтересованности - "пряник, прежде всего". И дари, дари, дари все, что будет ему приятно, начиная со слов-подарков.
3. Не унижай, не задевай самолюбие.
Не обвиняй, не угрожай и не приказывай. Не высказывай недоверие. Не прерывай его речь. Не хвались своими делами. Не показывай, что он неинтересен или противен. Отказывайся, извиняйся и благодари.
Возвысь его.
Слушай и хвали, хвали и хвали. Дай ему почувствовать себя значительным, дай похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйся с ним к со старшим. К своей идее, желанию, цели подводи исподволь, так, чтобы ему показалось, что это его идея. Сделай его другом. Враг-эгоист гораздо опаснее, чем друг-эгоист.
7.2.3 Словесная дуэль (семь правил для ее участников).
1. В ходе аргументации используй только те доводы, которые ты и оппонент понимаете одинаково.
2. Если твой довод не принимается, найди причину этого и далее в разговоре на нем не настаивай.
3. Не преуменьшай значимость сильных доводов противника, лучше, наоборот, подчеркни их важность и свое правильное понимание.
4. Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил противник или партнер, приводи после того, как ты ответил на все его доводы.
5. Точнее соизмеряй тип аргументации с особенностями темперамента партнера.
6. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор, так как превосходство партнера в споре всегда обидно.
7. Приведи один-два ярких аргумента и, если достигнут желаемый эффект, ограничься.
7.2.4 Законы аргументации и убеждений.
Закон встраивания (внедрения).
Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно.
2. Закон общности языка мышления.Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.
Закон минимализации аргументов.
Помни об ограниченности человеческого' восприятия (семь плюс -минус два аргумента), поэтому ограничивай число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.
4. Закон объективности и доказательности.Используй в качестве аргументов только то, что принимает твой оппонент. Не путай факты и мнения.
5. Закон диалектичности (единства противоположностей).Говори не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придаешь своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.
6. Закон демонстрации равенства и уважения.Подавай аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помни, что "друга" убедить легче, чем "врага"
Закон авторитета.
Ссылки на авторитет, известный твоему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие твоих аргументов. Ищи авторитетное подкрепление им.
Закон рефрейминга.
Не отвергай доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод, ожидаемых партнером.
Закон постепенности.
Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.
Закон обратной связи.
Подавай обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную ответственность за недоразумения и непонимание.
Закон этичности.
В процессе аргументации не допускай неэтичное поведение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т.п.). Не задевай "больные места" оппонента.
Контрольные вопросы по теме:
01. "Фрустрация" это ... (выберите один ответ):
а) эмоциональное переживание человеком трудности ситуации;
б) осознание человеком объективных трудностей ситуации;
в) переживание человеком субъективных трудностей ситуации;
г) все ответы верны.
02. Не относятся к явлениям психологической защиты (выберите два ответа):
а) сновидения;
б) акселерация;
в) сублимация;
г) проекция;
д) фрустрация;
е) рационализация.
03. "Психологическая защита" по Р.М. Грановской это ... (выберите один ответ):
а) механизм невротизации личности;
б) психопатологические особенности пациентов;
в) механизм стабилизации Я, широко встречающийся в "норме";
г) проявление экстрасенсорных способностей.
04. Укажите соответствие по Т. Харрису:
1. Я - ОК, Вы – ОК а) Жизнь вообще ничего не стоит;
2. Я - неОК, Вы - ОК б) Жизнь стоит того, чтобы жить;
3. Я - ОК, Вы - неОК в) Ваша жизнь немного стоит;
4. Я - неОК, Вы - неОК г) Моя жизнь немного стоит.
05. Не относится к основным стратегиям поведения в конфликте(выберите один ответ):
а) приспособление;
б) соперничество;
в) сотрудничество;
г) психологическая защита;
д) уход;
е) компромисс.
06. Подготовка врача к решению конфликтов ложна включать, прежде всего (выберите один ответ):
а) Тренировку терпения;
б) Тренировку способностей вести дискуссию;
в) Критическую оценку своих знаний и умений как врача;
г) Конфликтологическую психотехническую подготовку.
07. "Копинг-реакции" - это ... (выберите один ответ):
а) психологической защиты;
б) реакции "совладения";
в) показатель эффективности комплианса;
г) показатель отношений в диаде "врач-больной".
08. Не относятся к "языку победителя" (по Т.Харрису) - выберите один ответ:
а) Это не моя вина;
б) Это можно сделать лучше;
в) Нет, я этого не хочу;
г) Давайте постараемся, чтобы на этот раз у нас получилось.
09. Психологическая защита - это, прежде всего (выберите один ответ):
а) бессознательные реакции;
б). сознательные реакции;
в) реакции, связанные с жизненным опытом и обучением;
г) реакции, связанные с наследственными особенностями.
10. Феномены психологической защиты встречаются ... (выберите один ответ):
а) чаще всего в психиатрической клинике;
б) чаще всего в практике медицинских психологов и психотерапевтов;
в) широко представлены в практике врача общего профиля;
г) чаще связано с проблемами защиты семьи и детства.