Понятие и виды коррупционных прест.

Закон РБ «о борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного;

утвержден перечень коррупционных прест-ий, состоящий из десяти составов прест-ий: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности; бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности; превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; дача взятки; посредничество во взяточничестве; злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам. Субъектами коррупционных правонарушений являются: государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

74. Хар-ка коррупционных прест-ий в РБ. утвержден перечень коррупционных прест-ий, состоящий из десяти составов прест-ий: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности; бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности; превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; дача взятки; посредничество во взяточничестве; злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности. В числе выявленных коррупционных прест-ий 1 322 (в 2010 году - 1 323) факта взяточничества, 863 (861) - хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, 141 (270) - злоупотребление властью или служебными полномочиями, 40 (64) - превышений власти или служебных полномочий, 27 (16) - легализаций («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, 15 (15) - бездействий должностного лица. В структуре коррупционной преступности удельный вес взяточничества составил 54,7% (51,7%), хищений имущества путем злоупотребления служебными полномочиями - 35,7% (33,6%) и злоупотреблений властью или служебными полномочиями - 5,8% (10,6%). В 2011 году выявлено 116 коррупционных прест-ий (252), совершенных должностными лицами государственных органов системы обеспечения безопасности (МВД, КГБ, прокуратура, ДФР КГК, Министерство обороны, МЧС, ГПК и ГТК), что составляет 4,8% (9,9%) от общего числа выявленных прест-ий данной категории.

75. Причины и условия коррупционной преступности.Существование коррупц-ой прест-ти опред-ся прежде всего общими причинами, детерминирующими прест-ть, однака имеет свои особенности.Экон-ие причины:1)высокие темпы обесценивания зарплаты гос служащих, что провоцирует их на поиск других источников доходов, в т.ч. и не легальных; 2)появление достаточно обеспеч-го слоя людей, имеющих высокие доходы, свободные деньги, к-ые они могут использовать для подкупа; 3) отсутствие эффективной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы. 4) недостаточная забота гос-ва о служащих, их матер-ом благополучии и соц гарантиях.Организационно-управленчиские причины и условия: 1) отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, к-ое производит основания зависимости гр-на от чиновника; 2) отсутствие эффект-го парламентского контроля за состоянием коррумпированности долж лиц гос-ва; 3) развитие «бюрократического рэкта»; 4) господство в хоз сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от воли соотв-го управленческого работника зависит многое. Такие полномочия д.б. чётко регламентированы.Психологические причины и условия: 1) многовековая традиция лихоимства на гос службе в Беларуси и России; 2) традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответ-ти за подкуп; 3) относительно низкий уровень прав-ых знаних взрослого населения, к-ый ставит его в зависимость от чиновников; 4) психологическая готовность значительной части населения к подкопу госслужащего для реализации как законных так и нелегальных интересов; 5) укоренившийся в сознании феномен безнаказанности.Непоследовательность в гос политики проведения реформ, отсутствие достаточной стабильности порождает неуверенность в будущем. Это застовляет предпринимателей как можно быстрее получить прибыль в т.ч. и не законным путём. Такова же психология и многих чиновников: пока есть возможность использовать свою должность для личного обогощения.

76. Меры борьбы с коррупционной преступностью.Борьба с коррупцией не м.б. сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших такие прес-ия. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предупреждения коррупции. Меры предупреждения коррупции можно подразделить на 2 гр.:1. Общесоциальные меры:а) усиление соц. направленности экономических реформ;б) совершенствование налогового зак-ва;в) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов гос власти, законности и гласности такой деят-ти, гос и общест-го контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения;г) привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граждан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится СМИ, к-ые должны пропагандировать антикоррупционную политику).2. Специальные меры:а) законодательное определение перечня коррупционных прес-ий и субъекта коррупционного прес-ния. Это создаёт необходимые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы прест-ий;б) разграничение дисциплинарно, административно и уголовно наказуемых коррупционных правонарушений.Д.б. исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необходимо определить четко и максимально конкретно.Необходимо также четко определить виды деят-ти, несовместимые с выполнением гос функций.В обязательном порядке д.б. предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Основной линией в общем комплексе мероприятий по борьбе с коррупцией должно стать неукоснительное обеспечение решительной и беспощадной борьбы со взяточничеством – главной составляющей коррупционной прес-ти.

77. Международное сотрудничество в борьбе с организованной и коррупционной преступностью.Меры борьбы должны постоянно совершенст-ся и носить хар-р, упреждающий развитие организ-ой прест-ти. Необх-мо вести борьбу не только с организ-ой прест-ю, но и со всеми сопутствующими ей проявлениями (коррупцией, преступностью в правоохр. органах, в сферах власти и управ-ия), а также необх-мо бороться с иными прест-ми проявлениями организ-ой прест-ти.Большое внимание уделено развитию сотруднич-ва между правоохр. орг-ми гос-в – участ-ов, в частности проведению совместных расследований. Впервые закреплены в едином комплексе такие спец. методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые постановки и агентурные операции. Регламентир-ся сбор и анализ инф-ии о хар-ре организ-ой прест-ти и обмен такой инф-ей, подготовка кадров и технич-ая помощь. Кроме того, гос-ва рассматривают возможность расширения аналитических знаний относительно организованной преступной деятельности и обмена ими между собой и через посредство междун-х и регион-х организ-ий. С этой целью в надлеж-х случаях должны разрабатываться и использоваться общие определения, стандарты и методология. Некот-е междун. докум-ов призывают к сотрудничеству в сфере охраны правопорядка и к другим формам междун. сотрудн-ва в целях предупреждения прест-ий. Например, Конвенция ООН против коррупции призывает к сотруднич-ву органы по предупреждению и противодействию коррупции. Можно выявить 3 направления междун. воздействия на коррупцию.1. Уголовно-правовое. Вкл. в себя меры, направл-ые на криминализацию коррупции. 2. Борьба с коррупцией ведется также уголовно-процессуальными ср-вами. К ним та же Конвенция относит: 1) взаимная помощь; 2) выдача; 3) предоставление инф-ции по собственной инициативе; 4) прямые контакты. 3. Междун. сотруднич-во, куда входят меры не вошедшие в правовую помощь. К таким мерам сотруднич-ва можно отнести:1) Анализ адекватности своего угол. зак-ва, включая процесс-ые нормы, с тем чтобы реагировать на все виды коррупции и соотв-ие действия, способствующие или содействующие коррупции, и применять санкции, которые обеспечат надлежащее сдерживание таких актов; 2) Разработка админ-ых и регулятивных механизмов для предупреж-ия коррупции или злоупотребления властью; 3) Установка процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должн. лиц; 4) Разработка правовых положений для конфискации ср-в и имущ-ва, приобретенных в рез-те коррупции; 5) Принятие надлежащих мер в отношении предприятий, причастных к коррупции. Использование и применение только междун. ср-в и методов борьбы с организ-ой и коррупц-ой прест-тью не будет эффективным для пресечения этих противоправных деяния. Указанные средства и методы должны применяться в совокупности с внутригос-ми (нац-ми).

Наши рекомендации