Методика определения типа волевой активности
Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей
и подростков. Методическое пособие. – М.:Айрис Пресс, 2004
Цель: определение сформированности волевой активности.
Задача: исследовать волевые качества, несущие активизирующую и тормозную функции (целеустремленность, инициативность, выдержка, дисциплинированность).
Материал: определения волевых качеств, используемые школьниками при их оценке.
Ö Целеустремленность – умения подчинять свои действия намеченной цели;
Ö Инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
Ö Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
Инструкция: «Внимательно просмотрите определения волевых качеств и оцените их проявления в учебной деятельности по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта.
Сила характеризуется тем, какие трудности школьник преодолевает. Чем больше трудности, тем сильнее проявления воли. Оценка силы волевых качеств проводится по пятибалльной системе:
5 баллов – волевое качество очень сильно развито
4 балла – сильно развито
3 балла – слабо развито
2 балла – очень слабо развито
1 балл - волевое качество отсутствует.
Для большей точности оценку ставить с десятыми долями балла.
Способ обработки: сила волевой активности школьника определяется исходя из следующих оценок:
Сильная воля: все волевые качества (целеустремленность, инициативность, выдержка, дисциплинированность) оценены баллом 4 и выше, только одно качество может быть оценено ниже 3 баллов.
Слабая воля: все перечисленные качества воли оценены баллом 3,9 и ниже, не более одного волевого качества оценено баллом 4 и выше.
Оценка устойчивости волевого качества выставляется по частоте его проявления. В школьной практике волевое качество считается устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у учащегося в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или, если 2 и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.
Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная или домашняя работа), можно считать, что это качество развито узко, односторонне; если в двух и более видах деятельности – качество проявляется широко. По таким же критериям определяется диапазон волевой активности в целом.
Исходя из совокупности силы, устойчивости, широты проявлений волевых качеств, определяется тип волевой активности школьника.
Признаки целеустремленности: умение ребенка принимать цель взрослого или ставить ее самостоятельно, планировать основные этапы деятельности и, преодолевая трудности, встречающиеся на пути, реализовывать поставленные цели. Данное волевое качество, конечно, в первые семь лет устойчивым свойством личности признать нельзя.
Признаки инициативности: проявление творчества, выдумки, рационализации, участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов, стремление проявить инициативу в привычной обстановке.
Признаки выдержки: проявление терпения и выносливости в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (серьезные помехи, неудачи и т.п.), умение держать себя в руках в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.), умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.), умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех= правил в спорте, на уроке и т.д.), добровольное выполнение правил, установленных коллективом (классом, членами факультатива, группой товарищей по труду, спорту, учебе), недопущение пропусков (уход без разрешения с занятий, неявка на экскурсию и т.п.), соблюдение дисциплинированного поведения при изменении установки.