Коммуникативное поведение в организации
Дефиниция понятия «коммуникация». Двухсторонний коммуникационный процесс и его основные элементы.
Особенности вербального и невербального кодирования. Основные типы данных, используемые для формирования сообщения: факты, идеи мнения и др. Влияние образов, статистических данных и эмоций на убедительность сообщения.
Классификация коммуникационных каналов и их пропускная способность. Правила выбора и использования каналов. Влияние электронных каналов коммуникации на организационное поведение персонала.
Значение восприятия в процессе декодирования. Внешние и внутренние факторы восприятия. Ошибки восприятия. Фундаментальная ошибка атрибуции.
Разработка и осуществление обратной связи, ее влияние на эффективность процесса общения. Основные коммуникационные барьеры и пути их преодоления.
Эффективность межличностных коммуникаций: стиль общения и умение слушать. Методические основы умения задавать вопросы и воспринимать информацию.
Значение организационных коммуникаций: цели, функции и стратегии. Проблемы формальных коммуникаций: нисходящие, восходящие и горизонтальные коммуникации. Неформальное общение: организационные слухи и толки, умение их создавать и использовать в целях организации. Влияние внутрикорпоративного PR на эффективность коммуникаций в организации. Общение в группе и коммуникационные сети.
5. МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОвания
и развития организации
Понятие о мотивации трудового поведения персонала
Дефиниция понятия «мотивация». Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирование трудовой деятельности». Влияние на мотивацию трудового поведения эмоций, субъективных переживаний, стремлений, желаний и установок индивидуумов.
Первоначальные концепции мотивации. Метод «кнута и пряника» и ограниченность его применения в современных условиях для регулирования организационного поведения. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Общие закономерности данного процесса.
Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации. Их общие стороны и различия.
Понятийный аппарат теории мотивации: потребности первичные и вторичные, побуждения, цель, деятельность, закон результата, мотивы трудовой деятельностии их классификация, стимулы, вознаграждения, сила действия мотива.
5.2. Содержательные теории мотивации
Иерархическая теория мотивации А. Маслоу. Классификация потребностей Г. Муррея и ее использование в иерархической теории мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Пирамида А. Маслоу. Особенности иерархии потребностей при работе в многонациональной внешней среде. Использование теории
А. Маслоу в управлении. Слабые стороны иерархической теории мотивации.
Теория мотивации Д. Мак-Клелланда. Понятие о потребностях во власти, успехе и причастности. Характеристика лиц, имеющих повышенную эластичность поведения по отношению к этим группам потребностей. Использование теории Д. Мак-Клелланда в управлении иее слабые стороны.
Двухфакторная теория мотиваций Ф. Герцберга. Гигиенические факторы и мотиваторы. Их содержание и структура. Применимость двухфакторной теории мотивации в управлении. Основные недостатки теории Ф. Герцберга.
Теория ERG К. Алдерфера. Понятие о потребностях существования, связи и роста. Их содержание и влияние на трудовую деятельность персонала. Регресс потребностей. Применимость теории в практике управления персоналом организации. Основные слабые стороны теории ERG.
Общие стороны и принципиальные различия содержательных теорий мотивации.