Вопрос 4. Гештальтпсихология.

Название происходит от немецкого слова gestalt, что озна­чает образ, целостная форма, структура. Гештальтпсихология впервые возникла при изучении познавательных процессов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Главными ее представителями были Курт Коффка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер.

Цель гештальтпсихологии заключается в том, чтобы по­мочь осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восста­новить утраченную целостность, завершенность. Важную об­ласть гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина. Он исходил из того, что основанием че­ловеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность. Основа­телем гештальттерапии (психотерапевтический метод, направ­ленный на осознание пациентом внутреннего конфликта и вос­становление утраченной целостности) является Фредерик Перлз.

Основные тезисы гештальтпсихологии:

Психической деятельности свойственно стремление к це­лостности, завершенности. Стремление психической деятельно­сти к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде на­пряжения в системе психики. Это напряжение стремится разря­диться (в реальном или символическом плане). Следствием со­храняющегося напряжения является к примеру, эффект неза­вершенного действия, который состоит в том. что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку, которую ему хотелось получить в детстве. Отсутствие целостности, за­вершенности порождает напряжение, внутренние конфликты, неврозы.

Вопрос 5. Гуманистическая психология.

В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологи­ческой мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей челове­чества, которых отличает непрерывное развитие и активное от­ношение к миру.

Основные принципы этого направления, полу­чившего название «гуманистической» психологии, заключались в:

1) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и би­хевиоризму, и психоанализу);

2) подчеркивании роли созна­тельного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями)

3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изна­чального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человече­ской жизни. Это направление психологии связано прежде всего с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших дости­жений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация –это «полное использование и раскрытие талантов и способно­стей человека».Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как пра­вило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка.

К. Роджерс – автор концепции «психотерапии, центриро­ванной на клиенте». Он также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформи­ровать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возмож­ностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным со­держанием. Другими словами, психическое здоровье это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который ха­рактеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам, и высокой творче­ской активностью.

Концепция, близкая к гуманистической психологии, раз­работана Виктором Франклом. В.Франкл считает основной дви­жущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоак­туализироваться), а потребность выйти за пределы своей огра­ниченности, «самотрансцендироваться»(от лат. transcendens – выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. В.Франкл уделяет особое внимание си­туации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях. В. Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к луч­шему тебя самого».

Основные тезисы гуманистической психологии:

Основной мотив каждого человека – стремление к само­реализации, т.е. непрерывному процессу развития. У каждого есть потенциал, свой талант, который стремится к раскрытию.

Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи следующие черты:

• открытость опыту, знание себя;

• доверие к себе, уверенность в своих силах, компетент­ность;

• самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношений с близкими значимыми людьми), которые характеризуются сле­дующими чертами:

• безусловное положительное отношение;

• искренность;

• эмпатия – сопереживание партнеру по общению.

Неврозы, отклонения в поведении вызываются нарушением контакта с самим собой, т.е. невозможностью раскрыт свой внутренний потенциал, утратой ощущения самоценности.

В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. Ставятся вопросы нt теоретического характера, а больше практического применения прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образо­вания. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

Наши рекомендации