Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 6 страница

В исследовании Н. А. Растригиной такими внутренними усло­виями являлись субъективные особенности сознания и пережива­ния, которые влияют на временную регуляцию. С точки зрения своевременности такими особенностями являются: а) оценка реаль­ной ситуации или мера достигнутого на данный момент времени;

б) оценка своих возможностей (относительно своих желаний и реальной ситуации); в) планирование желательного результата в будущем (исходя из наличной действительности и предполагаемых возможностей). К внутренним условиям также относились: содер-

__ ____Глава четвертая _ __ 161

жательные (волевые) аспекты человека, выражающие преобладание стремления к успеху или страха неудачи, и временная позиция лич­ности.

Внешние условия, в которых живет и действует человек, могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными с его точ­ки зрения; эта оценка, по всей видимости, будет отражать меру противоречия между личностью и действительностью, наличие или отсутствие у нее оптимальных способов самореализации.

Таким образом, степень удовлетворенности жизнью зависит от субъективного отражения внешних условий, соотносимых с про­блемной ситуацией человека, его субъективными трудностями, ме­шающими продвижению вперед.

Удовлетворенность жизнью как обобщенное чувство ее подлин­ности возникает в результате сопоставления себя и реальных ус­ловий и обстоятельств своей жизни (а значит, принятием или непринятием этих условий как задач), с одной стороны, и наличием или отсутствием адекватного для человека способа самореализации. в этих условиях — с другой. Поэтому удовлетворенность в жизни зависит от оптимального способа соотношения внутреннего и внеш­него, т. е. оценки своих возможностей, желаний в реальных ус­ловиях своей жизни и отношения к ним. ,

Мы соотнесли удовлетворенность в жизни отдельно с уровнем стремления к успеху, с уровнем мотивации к избеганию неудач и с преобладанием одной из двух этих мотиваций. Это дало нам возможность выразить степень противоречия между личностью (и наличием—отсутствием у нее адекватного способа самореализации) и действительностью. В результате были получены следующие данные. Во-первых, удовлетворенность в жизни не связана прямо с преобладанием в прошлом ни опыта успеха, ни опыта неудач. Во-вторых, значительное преобладание стремления к успеху отме­чается либо у недовольных своей жизнью, либо у почти абсолютно (на 90%) довольных своей жизнью «здесь и сейчас». В-третьих, значительное увеличение стремления к избеганию неудач снижает оценку удовлетворенности в жизни в сторону неудовлетворенности. В-четвертых, высокая и средняя степень как мотивации к успеху, так и мотивации к избеганию неудач не связана с удовлетворен­ностью; но при очень высокой мотивации к успеху проявляется связь с удовлетворенностью жизнью, а при очень высокой ориен­тации к избеганию неудач проявляется связь с неудовлетворенно­стью. Получается, что только очень высокий уровень мотивации к успеху и избеганию неудач связан с удовлетворенностью и не­удовлетворенностью жизнью.

Далее мы предприняли попытку выявить связь самоорганизации жизни с наличием—отсутствием противоречия, преобладанием мо­тивации к избеганию неудачи или стремления к успеху и воспри-

Зак.3844

162 Активность личности как жизненная темпоральная система___

ятием времени через ассоциации на слово «время». Результаты представлены в виде таблицы, в которой отражены различные типы внутриличностной детерминации.

Таблица 1

Временные ассоциации и мотивационные ориентации у всех испытуемых [96]

    Влия­ние мотива Низ­кая   Преобладание мотивации  
       
    К успеху   Равенство 2-х мотивов   К избеганию неудач  
       
д   19. «Деньги, страх пусто­ты, спешить, незаполнен­ность» 17. «Волна, солнце с лучами, оси координат» 7. «Мгновение, жизнь, смерть» 8. «Бесконечность, усколь­зающее, времена года, быстротечность, история» 10. «Вода, течение, цирку­ляция, движение вперед, прямота, солнце» 28. «Деньги, опыт, работа, знание, космос, жизнь» 35 «Вода, жизненной си­лы» 42. «Басы, деньги, пункту­альность» 48. «Часы, лекция, досуг, отдых, стрелки, утро, года, века, эра» 58. «Сила, мощный поток, Млечный путь, песок» 61. «Деньги, старость, пе­сок. МУДРОСТЬ» 3. «Скорость, необъят­ность, напряженность, полет, стремительность»   22. «Вечность,      
  пустое простран­      
в   до 9   ство, время не      
      существует»      
л              
ь              
н              
ы   Сред­       5. «Бесконечность, смысл вечности, универсум» 6. «Часы, свидание, Все­ленная, работа, самоактуа­лизация» 56. «Бесконечность, песоч­ные часы» 62 «Дети, жизнь, опозда­ние, стаж, часы, возраст» 9. «Бежит, песчинки па­дают, много, оно прохо­дит, но еще есть»  
    няя      
    от 10      
    до 16      
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
               
    Высо­   11. «День, ветер, музыка, стрелки, воздух» 16. «Возраст, лу­на, смерть, Кипр, помидоры» 31. «Вечность, от­резок, взлет—па­дение» 32. «Дорога, тече­ние реки, линей­ка» 63. «Жизнь, кос­мос, песок, вода, камни»   2. «Изменение, вращение, намерение, осуществление, путь» 47. «Жизнь проходит, бес­конечность, вечность, безд­на, карающий меч» 49. «Жизнь, деньги, часы, секунды, река, коротко, срочность, рождение, ста­рость, мудрость»  
    кая  
    от 17  
        14. «Песок, вода, облака, плывут, дорога» 40. «Возраст, бежит, день­ги, опоздание, жизнь» 25. «На данный момент все хорошо»  
       
       
       
       
       
       
           
           
           
           
           

________Глава четвертая ______ _____163

Н   Низ­кая   24. «Деньги, экзамены, опоздания, не высыпаюсь» 43. «Транспорт, действие, здоровье» 44. «Действие, перемены, решительность, движение вперед» 52. «Час, год, течение, путь, период, вечер, ночь, день» 53. Жизнь, свобода, дорога вверх» 65. «Жизнь, непрерыв­ность, рождение, старость, смерть»       15. «Жизнь, год, век, i сутки, сезон» 34. «Летит, стоит на месте, ураган, космос, пустота»  
е      
Д   до 10      
         
в          
         
л          
ь          
н          
ы          
           
           
           
           
           
    Сред­   1. «Возраст, ступени, пла­ны, надежды, ритм, мет­роном» 4. «Река, вода, времена года, день рождения, дети» 12. «Древность, бесконеч­ность, суета, через, спеш­ка» 18. «Цветы, звезды, любовь, доброта, взаимо­понимание»       33. «Деньги, пистолет и крест» 55. «Времена года» 21.«Постоянство, быстрое, скольжение, бег» 23. «Бесконечность, дорога» 26. «Ночь, ветер, страх, мгла, бесконечность» 27. «Миг, стрела, молния» 39. «Минута, будильник, бежит, пространство» 41. «Жизнь, добро, свет» 50. «Бесконечность, быст­рое течение, сожаление, тленность, искаженное восприятие» 5 9. «Жизнь, течение» 57. «То ощущение, в ко­тором я нахожусь» 67. «Жизнь, здоровье, дети, возраст, дружба»  
    няя      
    от 10      
    ДО 16      
           
           
           
           
           
           
           
           
               
               
               
               
               
               
               
               
               
    Высо­кая от 17   38. «Миг, секунда, неделя, год, вечность, столетия, мо­мент, шаг, продвижение, победа, цель, надежда»   60. «Часы, стрел­ки, дни, года, месяцы, стреми­тельный поток»   13. «Текущая вода, седина, погасший костер с пеплом, кладбищенские мотивы»  
   
   
   

Мотивация к достижению — это характеристика мотивационно-целевой сферы, выражающая стремления человека достигать вы­сокого уровня реализации и одновременно его настойчивость в пре­одолении препятствий — первая из показателей активности чело­века, с которой мы встречаемся при рассмотрении вопроса о взаимосвязи пролонгированной—ситуативной, активной—пассив­ной и внутренне—внешне заданной временной регуляции. Как уже говорилось в предыдущих главах, ориентация на будущее связана с долгосрочностью планирования (работа В. Ф. Серенковой) [105].

«В рамках нашей концепции, личность как субъект своего жизненного пути самостоятельно выстраивает стратегию самореа­лизации в пространстве внешних и внутренних условий, субъек-

164 Активность личности как жизненная темпоральная система

тивных и объективных возможностей и ресурсов, соотнося жела­тельное ("хочу") с реальным, т. е. данным сейчас (внешними ус­ловиями, обстоятельствами жизни и внутренним опытом), и субъ­ективной оценкой своих возможностей ("могу"). Субъект — тот, кто самостоятельно строит стратегию собственной жизни, придер­живаясь определенной жизненной линии, ибо, как отмечено у Дж. Гибсона, "рельсы не сходятся только для машиниста". Мы мо­жем проследить различные стратегии целеполагания и целедости-жения у различных людей, их зависимость от субъективной оценки результатов прошлого опыта и удовлетворенности достигнутым в жизни результатом.

Преобладание в мотивации стремления к избеганию неудач или стремления к успеху влияет на процесс целеполагания и целеосу-ществления; можно, сопоставляя доминирующее стремление в мо­тивации личности с оценкой своих возможностей (субъективным ресурсом), проследить, как оценивают разные люди свои возмож­ности и на что при этом в большей степени ориентируются.

Разница между оценкой своих возможностей и удовлетворен­ностью своей жизнью в данный момент будет отражать субъектив­ную оценку возможной перспективы самореализации в сложив­шихся условиях и обстоятельствах жизни. Таким образом, мы по­лучаем ряд интересных закономерностей.

1. Преобладание стремления к успеху над избеганием неудачи прямо не влияет на субъективную оценку своих возможностей относительно настоящего, т. е. оценка своих возможностей не за­висит от преобладания стремления к успеху или избегания неудач.

2. Довольные и недовольные своей жизнью используют различ­ные стратегии, на которые влияет не преобладание стремления к успеху или страха неудач, а субъективная оценка своих возмож­ностей, которая строится либо предпочтительно с опорой на то, что есть (до 20%), либо больше рассматривается как собственный потенциал (от 20%).

Среди испытуемых с преобладанием неудач встречаются как довольные своей жизнью, так и недовольные. При этом удовлетво­ренные своей жизнью оценивают свои возможности, опираясь на оценку результатов, достигнутых на данный момент времени, — отношение «могу—сейчас» (вычисляемое как разница этих процент­ных показателей) у них меньше 20%, т. е. свои возможности они расценивают, больше опираясь на то, что есть сейчас (чем на то, чего они желают достичь). Испытуемые, неудовлетворенные своей жизнью, оценивают свои возможности значительно выше. достиг­нутого ими на данный момент времени результата; отношение «могу—сейчас» у них больше 20%, т. е. свои возможности они рассматривают с опорой не на то, что есть в наличии, а больше как собственный потенциал.

____ _ _____Глава четвертая__.._...,__165

Среди испытуемых с преобладанием успеха также есть удовле­творенные своей жизнью и неудовлетворенные. Удовлетворенные своей жизнью оценивают свои возможности, исходя из оценки результатов достигнутого на данный момент времени; а неудовле­творенные оценивают свои возможности значительно выше достиг­нутого ими на данный момент времени результата.

В общем, можно сделать следующий вывод: именно субъектив­ная оценка своих возможностей относительно реальной жизненной ситуации влияет на удовлетворенность или неудовлетворенность в жизни, а не стремление к успеху или страх перед неудачей. Испы­туемые, которые считают, что они способны и могут достичь гораздо большего, чем есть в настоящий момент, и рассматривают свои возможности как свой потенциал, неудовлетворены своей жизнью. Наоборот, испытуемые, которые оценивают свои возможности как незначительно превосходящие то, что есть в настоящий момент (при средних значениях преобладания успеха и неудач), удовле­творены своей жизнью».

По Н. А. Растригиной, «разница (отношение) между «могу» и «хочу» отражает степень противоречия между самооценкой лич­ностью своих способностей и возможностей и субъективной оценкой перспективы развития в данных условиях и обстоятельствах жизни. Может ли человек в данных условиях свободно реализовать все свои желания, или испытывает трудности, или не вполне осознает, что он может и чего он хочет, поддерживая высокую самооценку (иллюзией всемогущества) и испытывая неудовлетворенность в жиз­ни» [96, с. 41].

«Что же касается соответствия своих возможностей своим же­ланиям и влияние на них разницы успеха—неудачи, то данное ис­следование позволило получить следующие эмпирические резуль­таты.

1. Оценка своих возможностей относительно своих желаний не связана прямо с преобладанием стремления к успеху или избеганию неудач.

2. Удовлетворенные и неудовлетворенные своей сегодняшней жизнью используют различные стратегии, что больше складывается не под влиянием стремления к успеху или боязни неудач, а зависит от оценки своих возможностей ("могу") в отношении желаемого ("хочу").

3. Независимо от преобладания стремления к успеху или опыта • неудач, неудовлетворенность в жизни возникает, если желания значительно превосходят возможности. Однако среди испытуемых с преобладанием неудач, в случае небольшого преобладания страха неудачи, довольные и недовольные своей жизнью испытуемые ис­пользуют различные стратегии; а при более высоких показателях преобладания неудач у неудовлетворенных своей жизнью испы-

^66 Активность личности как жизненная_темпдра^ъная^:истема

туемых их желания значительно расходятся с их возможностями. Среди испытуемых, выбирающих успех, при низких и средних показателях величина расхождения желаний и оценки своих воз­можностей не связана прямо с удовлетворенностью настоящим, а при очень высоких показателях стремления к успеху оценка своих возможностей близка или равна желаемому, а иногда даже превос­ходит желаемое.

Стратегию соотношения реального, возможного и желательного довольные и недовольные жизнью испытуемые выстраивают по-разному. Неудовлетворенные своей жизнью испытуемые оценивают реальное и возможное достаточно остро; у них разница между оценкой своей удовлетворенности "сейчас" и оценкой своих воз­можностей быть удовлетворенным "могу" в процентном выражении (т. е. результат вычитания баллов "сейчас—могу", который харак­теризует оценку возможности относительно оценки того, что есть "сейчас") не превышает 25%. При этом их оценка своих возмож­ностей относительно желаний либо значительно превосходит их же­лания, либо равна им, либо их незначительно превышает (до 27%).

У неудовлетворенных своей жизнью испытуемых при значи­тельной самооценке своих возможностей относительно реального положения дел (от 25% и выше) происходит либо снижение же­ланий (так, чтобы возможности превысили желания), либо совпа­дение возможного и желаемого, либо человек выискивает более широкие перспективы для реализации в будущем своих возмож­ностей и все возрастающих желаний. При низкой оценке своих возможностей в настоящем неудовлетворенные жизнью испытуемые продолжают ориентироваться на свои желания, которые значитель­но превосходят возможности (от 30% и выше).

4. Существует группа испытуемых, у которых отрицательное соотношение между возможным и желательным. Некоторые из них в своем жизненном целеполагании учитывают свои возможности, но не видят дальнейшей перспективы (ничего не желают). Другие слишком обременены внешними, но не внутренними обязательст­вами, так что они желают только того, что требуют эти обстоя­тельства, а значит, у них отсутствует ответственность перед собой. Наконец, у третьих желания ограничиваются внутренним запретом;

это может быть стратегией более высшего морально-нравственного порядка, однако в нашем исследовании эти моменты детально не анализировались.

Если удовлетворенность жизнью "здесь и теперь" рассмотреть как способность (возможность) оптимально достигать желаемого, то, очевидно, что на конкретном этапе жизни (в настоящем) разные люди по-разному оценивают свои способности координировать свои усилия для полной реализации своих возможностей. Испытуемые могут быть более ориентированы на будущее (ожидаемые послед-

________ ____Глава четвертая_____ _____________167

ствия) или на прошлое (прошлые события), наконец, на сущест­вующие в настоящем внешние обстоятельства. Вообще-то личность по определению — организатор своей жизни и должна бы разре­шать противоречия между реальными и идеальными, реальными и оптимальными моделями поведения, но в действительности это происходит не всегда.

С учетом ожидаемых результатов своих действий человек строит поведение. Мы предложили испытуемым определить степень удов­летворенности жизнью в категориях «сейчас», «могу», «хочу» по шкале от 0 до 100%. Это позволило нам определить субъективную оценку потенциала своих личностных возможностей по сравнению со своим желанием быть удовлетворенным и их соотношение — с выраженностью удовлетворенности—неудовлетворенности сейчас.

На основе всех этих данных мы попробовали выявить способы самоорганизации личности во времени. Типообразующими были выдвинуты следующие параметры: а) преобладание мотивации до­стижения успеха или избегания неудачи; б) оценка личностью своих возможностей достичь желаемого относительно настоящего;

в) временная позиция. Были выявлены три типа. У первого мо­тивация к успеху превосходила мотивацию к избеганию неудачи. У второго мотивация к успеху была близкой (или равной) моти­вации избегания неудачи. У третьего мотивация избегания неудачи превосходила желание достичь успеха.

Результаты данных для каждого типа отдельно приведены в таблицах[96].

соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 6 страница - student2.ru

168 Активность личности как жизненная темпоральная система _

соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 6 страница - student2.ru

Как видно из таблицы, среди представителей этого типа пред­ставлены как люди довольные жизнью, так и недовольные. При этом преобладающая величина устремления к успеху не оказывает прямого влияния на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью и на существующие противоречия (между "хочу" и "могу", между "имею" и "хочу" и т. п.). Однако чем выше желание успеха и субъективная оценка собственных возможностей ("сейчас—могу"), тем ниже степень удовлетворенности. При незначительном же пре­обладании стремления к успеху желания равны или незначительно превышают возможности. Оценка своих возможностей у испытуе­мых этого типа может снижаться с ростом стремления к достиже­нию успеха, либо оставаться равной и даже превосходить свои желания. А в общем у представителей этого типа преобладает максимализм, ориентация на полное, абсолютное (на 100%) удов­летворение своих желаний.

____________ _____Глава четвертая _____________169

соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 6 страница - student2.ru

Как видно из таблицы, абсолютное большинство представителей этого типа жизнью довольны. Они равномерно распределяют соб­ственные усилия по ходу жизни так, чтобы их желания не намного превышали возможности, это дает им удовлетворение своей судьбой и снижает, если не сводит вообще на нет, мотивационные проти­воречия. Свое настоящее они оценивают как среднее по возмож­ностям (средние показатели разности "сейчас—могу"),

Только незначительное число представителей этого типа своей жизнью не довольно. У них отмечены крайние оценки своих воз­можностей (либо все, либо ничего) при незначительной мотивации к достижениям.

Таблица 4 Показатели мотивации, удовлетворенности жизнью и самооценка возможностей у третьего типа  
№ респ.   Мотивация к   Раз­ница 2-х моти­вов   Удовлетворенность в жизни   Разница между удовлетворенностью   Оцен­ка воз­мож­ностей  
успеху   избе­ганию   сейчас   могу   хочу   сейчас-хочу   сейчас-могу   могу-хочу  
      -2               -25  
      .2             -30    
      -2                

170 Активность личности как жизненная темпоральная система

соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 6 страница - student2.ru

Как показано в таблице, у представителей третьего типа субъ­ективная возможность добиться успеха (внутренние и внешние ресурсы) увеличивается вместе с ростом желания и снижением удовлетворенности. Иными словами, чем больше человек хочет добиться успеха и чем меньше при этом он доволен собой насто­ящим, тем больше у него шансов получить желаемое. Субъективная возможность добиться успеха уменьшается, если желания расхо­дятся с возможностями, а человек при этом продолжает испытывать удовлетворение от себя настоящего. Наконец, чем ниже субъек­тивная возможность добиться успеха в настоящем, тем больше исполнение желание ориентировано на будущее (они откладываются на потом).

Попробуем проанализировать влияние оценки своих возмож­ностей разрешить противоречие между желательным и сложив­шейся ситуацией у испытуемых всех трех типов, довольных жизнью и недовольных, при их ориентации на успех или неудачу». Как показывают результаты исследования Н. А. Растригиной [96], удов­летворенность в жизни прямо не связана ни с ориентацией на избегание неудач, ни со стремлением к успеху, ни с преобладанием

_ __________ _ ____ Глава четвертая____________ _ _ 171

одной из этих мотиваций; скорее, она зависит от способностей личности оптимально согласовывать свои возможности и желания со сложившимися условиями (соответствующая разность колеблет­ся от 0 до 25). Интересно, что на самооценку испытуемых не влияют ни ориентация на успех, ни страх перед неудачами, однако значительное преобладание в мотивации личности ориентации на опыт неудач, независимо от используемой стратегии самооргани­зации, приводит к снижению удовлетворенности в жизни. А чрез­мерно завышенная вера в свои силы и возможности (разрешить противоречие между желаниями и сложившимися условиями жиз­ни — разность 75—30) не связана с преобладанием стремления лич­ности к успеху или страхом неудачи. Это выражено у каждого из выделенных типов, но преобладает у людей, неудовлетворенных в данный момент времени «сейчас».

Наши рекомендации