Атеперь подведемнекоторыеитоги. 4 страница
Милые«гадкие утята»!Вы, действительно,страдальцы,но и помочь вамтрудно при всемжелании. Еслиначинаешьоказывать вамзнаки внимания,то потом от васнекуда деться.Понимаю, выодиноки, однакопоймите и того,кто пытаетсяпомочь, но неможет посвятитьвам все своевремя. Крометого, вы крайнеобидчивы. Заметивнекотороеневнимание,вы не выкажетесвоего недовольства,а просто уйдете.Часто вы нестолько гонимы,сколько считаете,что вас гонят.В любви с вамитоже нелегко.Здесь вы готовыпожертвоватьвсем. Когдавозникаетнедовольство,вы не даетеобратной связи,а терпите. Терпениебезгранично(точнее, определяетсявашим здоровьем).Но когда оно^все-таки лопнет,и вы выскажетесь,тот, кто васлюбит, почувствуетсебя тираном.
Женщина«гадкий утенок»,случайно устроившаясемейную жизнь,не веря своемусчастью, будетсамоотверженновсе делать длясвоей половиныи детей. Детейона избалует,и они, пользуясьплодами еетруда, не будутиспытыватьк ней уважения,да еще и станутупрекать зато, что она ихни к чему неприучила. Мужбудет заниматьсясвоими делами,а она при всемвнешнем благополучиибудет чувствоватьсебя одинокой,несчастной,усталой и больной.Поэтому, еслисама за себяне возьмется,ничего хорошегоиз этого невыйдет.
Чаще«гадкие утята»меланхолики.Мне попадалисьи холерики, исангвиники.При старании«гадким утенком»можно сделатьлюбого ребенка.
А сейчася расскажу ободном «гадкомутенке».
Двенадцатьлет назад, когдая только началзаниматьсясценарнымперепрограммированием,на прием ко мнепришла Л. —привлекательнаяженщина 46 лет(на вид —не более35 —38).Она со смущениемсела на краешекстула. Весь видее говорил отом, что ей неловкопо пустякамотвлекатьтакого специалиста(к этому времения уже пользовалсяопределеннымавторитетом).Л. предъявилажалобы на навязчивыйсчет. Все онадолжна считать:окна в домах,если едет втрамвае, дощечкипаркета и т. д.Эта навязчивостьу нее уже многолет, но в последнеевремя началаособенно сильнобеспокоить,так как отвлекаетот решенияреальных жизненныхпроблем, которыхвполне достаточно.На прием онасама не решиласьбы прийти, ноее семилетняядочь наблюдает сяу психиатранашей клиники,с которой у Л.сложилисьтеплые неформальныеотношения. Этаврач и привелаее ко мне. С точкизрения диагностикислучай не являлсясложным —неврознавязчивыхсостояний смононавязчивостью.
Я попросилпациенткурассказатьо себе и услышалисторию, котораяменя глубокотронула. В семьевсем заправлялаволевая мать — весьмапышная украинка.Нет, она не былатолстой, простоу нее былоатлетоидноесложение. Отецже отличалсяхрупким сложениеми был почтивдвое меньшесупруги. Четверостарших братьев,похожих намать, считалиськрасавцами.Л. же пошла вотца и не соответствовалаидеалам красоты,сложившимсяв семье. Матьпочти презрительноотносиласьк ней: «Ты какщеня, смотретьне на что. Незнаю, кто тебязамуж возьмет.Век будешьсидеть на моейшее. Разве еслиполучишь высшееобразование...»На самом делеЛ. была оченькрасивой.
В семьедевочка былаодинокой. Издетства помниттолько, чтолюбила сидетьна крыльце имечтать оботце, погибшемна войне. Этимечты прерывалиокрики матери.Л. чувствоваласебя забитойи дурнушкой.Завидоваламатери и братьям,таким красивыми бойким. Стараласьдобиться вниманияматери и братьевусердным выполнениемвсех их поручений.
Думается,вам нетрудноответить наследующиевопросы. КакЛ. училась? Какскладывалисьу нее отношениясо сверстниками?В какие периоды с нейиграли,а когда гналиот себя? Какона себя чувствовалав школе? Подумайтенемного, а потомчитайте дальше.
Вы абсолютнонравы. Л. училасьотлично. Онатянулась ксверстникам,но общатьсяс ними не могла.Так как онабыла тихоней,в шумные игрыдети ее не принималии даже частопрогоняли.Отношениеменялось впериоды, когданадо было писатьконтрольныеработы. Все этоей представлялосьнесправедливым,и в школе, каки дома, она былаодинокой изаброшенной.
А теперьеще вопрос.Пока жизньвъялядит ещеболее или менеетерпимой; когдаже начнутсянастоящиенеприятности?Естественно,в период половогосозревания.Ведь Л. былакрасивой, носчитала себядурнушкой безшансов устроитьличную жизнь.И здесь, как иу К., благо превращаетсяв зло. Толькоу К. в зло обратилсяее ум, а у Л. —еекрасота. ЯнушКорчах писал,что красивогоследует воспитыватьиначе, чемнекрасивого.В народе давноподмечено, чтоне красотаприносит счастье:«Не родиськрасивой, ародись счастливой».Я собираюсьболее подробнорассказатьоб этом в своейкниге «Психологиякрасоты». Сейчастолько отмечу,что красивыелегче и чащепопадают всценарий, чтои случилосьс Л.
Итак,школьный вечер.Как Золушка,Л. хотела толькопосмотреть,как веселятсядругие, и скромностояла в сторонке,не надеясь, чтоее кто-то заметит.И вдруг ее приглашаютна танец. И какойкавалер! У нееперехватилодыхание, онав восторге ирастерянности.Но парень этопонимает по-своему.Они танцуютвесь вечер. Онидет ее провожать.К своему разочарованию,он не смог дажепоцеловатьЛ., хотя и применилвсе свое искусствообольщения.На другой вечерона даже непринимает егоприглашенияпогулять. Нетруднодогадаться,что в следующиеразы за нейбудут ухаживатьвсе более иболее нахальныепарни, подлецыиз подлецов.
Вокругнее в школеподнялся шум.Парни недовольны еенеуступчивостью,а девушки тем,что при дефиците мальчиковона на себяотвлекаланескольких.Будь у Л. другойсоциоген, онаскоро бы определиласьв своем выборе.А так, конечно,не желая этого,настроилапротив себявсех. Естественно,Л. обвинялаобстоятельства. Ведьона никомуничего плохогоне делала ивела себя, какучила мама.
Наконец,к Л. стал приставатьпочти уголовник,которого привелина вечер ееодноклассники.Тот уже сталдействоватьугрозами, инаша героиняпересталаходить на школьныевечера, темболее, дело шлок окончаниюшколы, и она немогла позволить,чтобы успеваемостьснизилась.Кроме того, всвободное времяЛ. стала писатьрассказы.
Окончилашколу она, каквы уже догадались,с золотой медальюи поступилав университетна факультетжурналистики.По-прежнемуоставаласьробкой, хотелавсем услужить.Что касаетсямужского пола,то в университетепроизошла почтита же история,что и в школе.Но здесь онауже стала объектомне только неприязни,но и ненависти.На четвертомкурсе Л. вышлазамуж за красивогонегодяя, которыйиздевался надней, а она терпела,вела домашнеехозяйство,училась самаи помогалаучиться ему.
Послеокончанияуниверситетаони уехали поназначениюв другой город.Л. стала работатькорреспондентомв заводскоймноготиражке.Безропотновыполняла своии чужие обязанностии продолжалатерпеть издевательстваи измены мужа.На мой вопрос,почему она недавала емуотпора, не ушлаот него, Л. ответила:«У него тогдабыли неприятности,да я и сама виновата:я ведь невеселая,со мной неинтересно;а в нем, конечно,было что-тохорошее, простоя не смогла этохорошее найти».
Все времяЛ. находиласьв эмоциональномнапряжениии испытывалаподавленность.Понятно, чтодело шло к тяжеломусрыву: у неедолжно былоразвитьсякакое-нибудьсерьезноезаболевание.
Нашорганизм обладаетвысшей мудростью.И если человекне хочет думатьо нем, он сампозаботитсяо себе. Все нашиболи и болячки— это сигналыорганизма отом, что мы живемнеправильно.Прислушайтесь к ним,не торопитесьприниматьлекарства. Самине можетеразобраться,пройдите школупсихологическоготренинга, повысьтесвою сенситивность,начните лучшезаботитьсяо своем организме,и он с лихвойвернет вам всерасходы. Ноесли вы этогоне сделаете,каждый разсиг налыбудутвсе зловещее.Ведь другоговыхода у организманет.
Л. заболелатуберкулезомпозвоночника.Вы уже понимаете,что такие «мелочи»,как язва желудка,колит, которыепопутно былиу нее обнаружены,не могли служитьповодом дляобращения запомощью. А тутведь она ходитьне могла! В этовремя муж ееи бросил. Посценарию таки положено.Пролежала Л.в больнице вобщей сложностиоколо двух лет.Кротостью своейи терпеливостьювызывала восхищениевсего медперсонала.Вы думаете, оназдесь лежалабез дела? Нет!Л. научиласьвязать и сталадаже подрабатывать.Это давало ейвозможностьоплачиватьуслуги по уходу,а также позволятьсебе время отвремени кое-какиеудовольствия.Л. вспоминаетэтот периодсвоей жизникак один изсамых счастливых.Но и здесь вокругнее поднялсяшум. Когда онаначала поправлятьсяи ходить в корсетепо коридору,круг общениярасширился...Ну, дальше вамвсе понятно.К счастью, всеобошлось безособой драмы.Все-таки больница!
Послеболезни Л. вернуласьв свой роднойгород и устроиласьработатькорреспондентомв многотиражнуюгазету на заводе.Сразу же и наэтом птичьемдворе (давнонапрашиваласьэта метафора,ведь Л. —«гадкийутенок») вокругнее стали крутитьсяпетухи. Сделалабы она, наконец,свой выбор, ивсе было быблагополучно.Но социогенесть социоген.И опять всеобщеевозмущение:петухи кукарекают,курочки кудахчут,гусыни гогочут.В общем, большойшум, который,конечно, дошелдо главногона птичьемдворе индюка —директоразавода. Какделовой человек,он сразу предложилЛ. сожительствои все блага,вытекающиеиз этого: квартиру,служебные инеслужебныекомандировкии т. д. Она отказывается.Что тогда делаетдиректор? Онвызывает еек себе в кабинет,просит, чтобысекретаршаникого к немуне пускала ини с кем по телефонуне соединяла,а через часразрешает Л.уйти. А на птичьемдворе гомонусиливается,так прошлапочти неделя.Уставшая иизмученная,Л уступаетдиректору,который, неполучив, конечноже, при этомособого удовольствия,сразу теряетк ней интерес.
Вы ужеразбираетесьв психологиисудьбы и предполагаете,что Л. ждут ещеболее серьезныенеприятности?Да, вы правы.Ей было уже 36лет, но она всееще отличаласьнеобыкновеннойкрасотой, когдана обратномпути из командировкипознакомиласьс интереснымчеловеком. Онидолго говорилиоб искусстве,литературе,музыке. В общем,встретилисьродственныедуши! И судьбыих оказалисьсхожими. Ему39 лет. Он —младшийнаучный сотрудники до сих пор неможет защититькандидатскуюдиссертацию,хотя по егоматериаламуже несколькодокторскихзащищено. Начальствоне ценит, отрываетего от науки,посылая насельхозработы.Жена постояннонервничает,упрекает, чтонет ни материальногоблагополучия,ни почета, проклинаеттот день, когдас ним связалась.Она мучается,заботясь о домеи воспитываядетей. Он, конечно,жене помогает,как может, новсе равно ейочень тяжело.(Нетрудно определить,что он тоже«гадкий утенок».Поэтому женау него в лучшемслучае истеричка,в худшем —хищница,женившая егона себе и закабалившая.)
Итак,они всю дорогубеседовалии, очарованныедруг другом,решили, повозможности,встречаться.Не буду описыватьих свидания.Все сводилоськ разговорамоб искусствеи литературе,стенаниям ивзаимным утешениям.Так продолжалосьоколо двух лет.И вот однаждыЛ. предложилаему свои услугив плане помощиего жене в домашнейработе: «Я одинока,свободна...» Вобщем, он привелЛ. к себе домой.Что произошлодальше? Былбольшой скандал.Нашу героинюпрогнали вместес незадачливыммужем. Что емуоставалосьделать? Он пошелжить к Л. У неебыла отдельнаякомната в семейномобщежитии.
Сказкина этом заканчиваются,но в жизни всеиначе. Опомнившись,супруга пошлав партком, мужаводворили всемью, а Л. осталасьодна в положении.Чтобы в графе«отец» не былопрочерка, одиниз родственниковвступил с нейв фиктивныйбрак. И вот Л. —мать-одиночка.Ребенок началболеть, навязчивость,появившаясяу Л. еще тогда,когда она вязала,будучи больнойтуберкулезомпозвоночника,усилилась истала труднопереносимой.
Да, всказке гадкийутенок становитсялебедем. В жизниже он остаетсягонимым, одинокими никому ненужным со своиминесчастьями.
Я хотелпомочь Л., нотогда мне этоне удалось. Онаочень внимательноменя выслушала.Пришла на приемтри-четырераза, а потомпропала... Видимо,в последнюювстречу какие-тодела не позволилимне уделитьей необходимоговремени, а она,в силу своейделикатности,промолчала,нанеся темсамым ущерби себе, и мне.С тех пор я всегдапризываю пациентови клиентов житьдля себя. Выгодаобоюдная!
Сегодня,когда ко мнена прием приходит«гадкий утенок»,я его сразунаправляю встационар, ибоздесь за малымколичествомжалоб кроетсятяжелое внутреннеесостояние, идержу два срока(первая неделя— общеукрепляющеелечение и отдых).Больше всего«гадким утятам»помогают обучающиеметодики (опорадолжна бытьна позицию«ТРУД»). Учатсяони великолепно,но в дискуссиюна первой группене вступают.На второй группея часто обращаюськ ним с вопросами,прошу высказатьсвое мнение.Отвёчают они,конечно, великолепнои остаются вцентре вниманияв больнице ив вечернеевремя. Такимобразом незаметнодля себя «гадкиеутята» приобретаютнавыки лидера.Успехи вызываюту них большуюрадость, ноесли они сменяютсянеудачами, что,в общем-то,неизбежно,«гадкие утята»очень расстраиваются.Поэтому групповуюработу следуетдополнитьиндивидуальной.Опираясь наих способности,я нахожу задание,которое онимогут выполнитьс блеском. Так,владеющегоанглийскимязыком прошууточнить мойперевод, художника— сделать рисунокпо моему наброску.И опять здесь«гадкий утенок»тренируетнавыки лидера,причем управляямной, врачом.Он находитошибки в переводе,а черновойнабросок превращаетсяв рисунок, имне не нужнокривить душой,расхваливаяпациента.
Дорогиепедагоги ируководители! Найти талантливогочеловека и дажегения легчевсего среди«гадких утят».Помогите гадкомуутенку статьлебедем, и выне останетесьв накладе.
«Гадкиеутята»! Не падайтедухом! Да, пробитьсявам трудно. Ноуж если вы пробились,основательностьваших знанийи навыков позволитвам спокойнонаходитьсяна вершине.
4.6Комплекс «творческийсноб»
(«Я+,ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+»)
Личностис данным комплексомимеют узкийкруг близкихлюдей, с которымиу них довольноглубокиеэмоциональныесвязи и достаточноинтенсивныеэмоциональныеконтакты. Вэтот круг входятродственники,единомышленникина работе илив неформальнойгруппе. Отсутствиеширокого кругаобщения компенсируетсяглубинойэмоциональныхсвязей и широтойдуховных интересов.«Творческиеснобы» увлеченысвоей работой.При этом имеютсязначительныеуспехи и перспективы.При хорошемпсихологическомклимате в микрогруппеи на производствеони чувствуютсебя неплохо.
Недостаткиданного комплексаобнаруживаютсятогда, когдаусловия существованияв микросоциумеоказываютсянеблагоприятными.Например, нескладываютсяотношения домаили на производстве.Изменить ситуациюне удается, аминус в позиции«ОНИ» затрудняетпринятие решений,связанных срадикальнымипеременамив своем окружении(развод, переходна другую работуи пр.).
Так,например, большинствомоих клиентов,находящихсяв браке, не былиудовлетворенысвоими семейнымиотношениями.Тем не менеена разрыв бракане шли. Когдаже они заболевалиили с ними случалисьнеприятности,их мужья (жены)сами бросалиих. Страх передновым приводилтаких людейк стремлениюсохранитьближайшееокружение, врезультатечего вольноили невольноони попадалив зависимостьот своих близкихили сослуживцев,которые основательноих эксплуатировали.Сохранениеотношений шлоза счет уступчивости«творческихснобов».
Они никогдабез супруговне ездили вотпуск. Еслиже случалосьотлучатьсяиз дому в командировкуили на учебу,то свободноевремя проводилив одиночестве,не сумев завестиприятелей итоскуя по близким.Я знал одноговрача, которыйкурсы повышенияквалификациипроходил тольков родном городе,а когда заболел,так и не поехална курорт один.
Почтиу всех моих«творческихснобов» быловысшее образование.Клиенты сосредним образованиемпродолжитьучебу не могли,как правило,из-за материальногоположения всемье илинерешительности.Учеба даваласьим легко, ноэкзамены из-заволнений превращалисьв муку. Они такжеиспытывалибольшие трудностипри публичныхвыступлениях.
Воспитать«творческогосноба» легчевсего из флегматика,но подойдути другие типытемперамента.Воспитыватьребенка лучшевсего в стиле«избавителя».Здесь нужныпримерно такиеразговоры: «Неводись с этойдевочкой. Онаиз плохой семьи».Впрочем, сгодитсяи стиль «преследователя».Главное, чтобыпоявился минусв позиции «ОНИ»,потом все этонаполнитсяконкретнымсодержаниемв виде сословной,возрастной,половой, национальнойрозни.
Посмотримже, как это делается.
Ко мнена прием пришелМ. — молодоймужчина 25 летс внешностьюанглийскогошкипера и предъявилжалобы на головныеболи, усиливающиесяпри умственноми физическомнапряжении,навязчивыйстрах, что лопнетсосуд в головеи начнутся темучения, которыеон испыталнесколько летназад, перенесячерепно-мозговуютравму. Поройощущает нехваткувоздуха, чтовынуждает егоделать глубокиевдохи и закапыватьв нос сосудосуживающиесредства. Повышенаутомляемость,иногда беспокоятсердцебиения,потливость,почти постоянноотмечаютсяподавленноенастроение,внутренняятревога, усиливающаясяпри общениис малознакомымилюдьми. Напряжениенемного уменьшаетсяпосле быстрогосгибания правойруки в локтевомсуставе. Попыткаудержать этидвижения вновьвызывает напряжение.Частота движений— одно-два вминуту, приволнениях онаувеличивается.Во время снадвижения исчезают.Невроз навязчивыхсостояний —таков диагноз.Он легок и длянеспециалиста.М. я госпитализировал.
А теперьдавайте вместепроследим егожизненный путь.(Я пользуюсьв основномвыдержкамииз автобиографиии отчетов М.)
РодилсяМ. в семье служащего.Первый и единственныйребенок. Отец —известныйв городе преподавательиностранныхязыков и переводчик.Это внешнесамоуверенный,имеющий узкийкруг общения,рафинированныйинтеллигент,который увлекалсялитературой,философией,эстетикой. Унего однаждыпосле физическогоусилия появилсянавязчивыйстрах, что произошелразрыв кишечника.Обращался запомощью к психиатру.Состояние этопрошло черездве недели иболее не повторялось.Мать —инженерно-техническийработник. Тревожнаяи одновременноскандальная,стараласьвсегда настоятьна своем.
В первыегоды жизнифизически ипсихическиМ. развивалсянормально.Родители ибабушка, характеркоторой повториламать, конфликтовали.В семье частопроисходилискандалы. Отецобычно уходилк друзьям, ассора междуматерью и бабушкойпродолжалась.Нередко бабушкаразрешала спортаким образом:«Я иду топитьсяв Дон!» (Дом, гдежила семья,располагалсяна набережной.)Тогда матьподнимала М.к форточке изаставлялакричать: «Бабушка,не ходи топиться!»Вот как описываетсвои переживанияМ.: «Я плакал,не понимая, чтовсе это означает,почему мамазаставляетменя кричать,почему она меняшлепает, когдая не кричу, а .простоплачу. Видимо,это повторялосьне один раз,потому чтоболее яркоговоспоминаниядетства в моейпамяти нет».Уже в раннемвозрасте у М.были затрудненыновые контакты.«Мне было тригода, я выбежалво двор, увиделв песочницедетей и подошелк ним. Тут однадевочка постаршенабрала горстьпеска, подождала,когда я подойдусовсем близко,и бросила песок,мне в глаза.Помню сильнуюболь и крик.Кричали нашиматери. Моякричала: «Посмотрите,что сделалаваша Лариса!Она ослепиламоего ребенка!»Ее мать отвечала:«А хоть бы иубила, вы ещеодного заведете!»
Здесь,мне кажется,ключевой моментв формировании«ОНИ—». Но причинойтому не «плохаядевочка», асемейное воспитание,которое сделаломальчика напуганным.Скорее всегоон подходилк песочницеробко, неуверенно,поэтому-тодевочка и бросилаему в глазапесок. Здесьимеет значениеи возникшийскандал: своямама защищала,а чужая мамавполне былаготова к егосмерти. Поэтомуесли позиция«ВЫ» из-за домашнихссор быланеустойчивой,то после этойсцены значительноупрочилась.Что же касаетсяпозиции «Я»,то здесь скореевсего плюс:роль судьиобязывает, аведь бабушкаего слушаласьи не топилась.
Еще однохотелось быздесь подчеркнуть.Ребенок былорудием примирениямежду бабушкойи матерью. Онневольно выполнялту самую роль,которую в семьеребенку игратьтруднее всего.Даже собакив экспериментедавали нервныйсрыв, когдаразница междукругом и эллипсомстановиласьтрудно различимой.А каково детям,когда междуродителямиссора и каждыйиз них тянетребенка в своюсторону? Такиеситуации мычасто рассматриваемна тренингахи учим родителейвыводить детейиз своих конфликтов.Плохо, еслиребенок противвас, но так жеплохо, если онпримет вашусторону.
Но вернемсяк М. Социогенуже сформирован.Теперь нетруднопредставить,что будет происходитьдальше.
М. определилив детский сад.Когда матьприводила еготуда и собираласьоставить, онцеплялся заее платье, начинаяплакать, кричать,кусаться ицарапаться.Когда же еговсе-таки отрывалиот мамы, он забивалсяв угол и не подходилк детям, бегавшимвокруг него.«Я не помню,чего боялся.Вся атмосферадетского садаказалась нестерпимочуждой, враждебной.Возможно, этобыла встречас агрессивностьюнекоторой частидетей, котораязаставила менязамкнуться».Так прошелмесяц, и родителивынуждены былизабрать М. издетского садаи продолжитьвоспитаниев домашнихусловиях. КогдаМ. было пятьлет, его как-тооставили надолгоодного в квартире.С наступлениемтемноты емустало страшно.Свет включитьон не смог. Забилсяв угол и проплакалдо приходародителей. Стех пор у негопоявился страхтемноты. Чутьпозднее родителиразошлись, имальчик сталжить смамойи бабушкой. Всемь лет у М.была диагностированазакрытая форматуберкулеза:«В больницея столкнулсяс такой женевыносимойдетсадовскойатмосферой.Продержалсяздесь не болеенедели. Родныедобились моегоперевода наамбулаторныйрежим».
В школуМ. пошел с удовольствием,но и там отношенияс детьми несложились, хотяодин друг был.После серьезногоконфликтавозникло стойкоеотвращениек коллективнымдействиямвсякого рода.Когда больнойучился в первомклассе, девочкина 23 февраляподарили мальчикамигрушечныеавтомобили.Ребята, в томчисле и М., договорилисьподаритьодноклассницамна 8 Марта духи.«Задумано былохорошо. Вседержалисьзагадочно ис достоинством.Девочки пыталисьугадать, чтоже мы им подарим...И вот тут произошлособытие, котороея так хорошои отчетливопомню. Девочка,которая сиделасо мной за однойпартой, на переменесказала мальчикам,что знает содержаниеподарка. Мальчики,не спрашивая,что именно мыхотим подарить,потребовалиот нее имяинформатора.Она назваламое имя. Почемуона решила таксделать, я незнаю.
Я стоялв конце коридорау окна и читалкнигу, когдаменя схватилии потащили втемный уголкоридора. Тамменя «распяли»,как Христа, настенке. Несколькочеловек держалименя за рукии ноги, а остальныеподходили ибили кулакамии ногами. Билипочти все: ребята,хорошо относившиесяко мне, и хулиганыиз «плохих»семейств, ибезразличныеко всему. Каждыйудар сопровождалсякриком: «Предатель!»Я не понимал,за что менябьют. Мне сильноразбили нос,подбили обаглаза, наставилишишек на голове;все тело былов синяках. Те,кто держалименя, просилибьющих: «Держитеперь ты, яхочу ударитьего сильнее».Казалось, прошлацелая вечность.На самом делеперемена длиласьдесять минут.Когда прозвенелзвонок, всебросились вкласс, оставивменя лежатьна полу. Я струдомвстал и побрелдомой, не надеваяпальто.
Этаистория прогремелана всю школу.Было закрытоеразбирательство.Девочка, «настучавшая»на меня, сказала,что она пошутила,все участникиизбиения подходилико мне гуськомизвиняться(неискренне,конечно). Я жевьшес из этойистории глубокоеубеждение:жизнь устроенанесправедливо,в ней хозяйничаетфизическаясила, людипредпочитаютне думать, авешать ярлыки,коллектив лишьусиливает этунесправедливостьи жестоко подавляетвсякое проявлениеиндивидуальности.Также появиласьнеприязнь кженскому полу.Не люблю я стех пор и праздник8 Марта. Что-тонеприятноешевелится вглубине душив этот день».
А теперьпозвольте мнепрерватьповествование.Внешне все этопредставляетсякак досадныйслучай: в классеоказаласьмаленькаянегодяйка.Однако внимательныйанализ показывает,что здесь —действие социогена.Если бы у М. впозиции «ОНИ»был плюс, он нестоял бы в концекоридора, читаякнигу, а игралвместе с ребятами.(Конечно, негодяйканашла бы кого-нибудьдругого и пакостьвсе равно бысделала, таккак она былав своем сценарии,но это уже совсемдругая повесть.)
СудьбаМ. — быть битым,и это должнобыло повторитьсяне один раз.Попутно хочуподчеркнуть,что здесь мывидим яркоепроявлениестадного чувства,эмоциональноезаражение,которому болеевсего подверженылюди, не умеющиесамостоятельномыслить. Недумаю, что судьбатеперь ужевзрослых мальчиков,участвовавшихв избиении,сложиласьблагополучно.И еще один момент:так зарождаетсядедовщина, и,конечно, понятно,где следуетначинать профилактику— в школе, котораядолжна научитьребят думать.
Но вернемсяк М., у которогоминус в позиции«ОНИ» стал ещеболее выражен.Можно предсказать,.что у него будутзатрудненияв общении сженским полом.
Лет сдесяти воспитаниемсына достаточнорегулярно сталзаниматьсяотец. «Был установленстрогий режим:после школы — заДон. Если зима — беграздетым попояс, растираниеснегом, подтягиваниена крепкойветке дерева.Если лето —купание,бег, хождениена руках, упражненияс грузом. Дома —английскийязык, уроки.Такой режимпозволил мнеза полгодастать крепким,подтянутым,приобрестииммунитет кпростуднымзаболеваниями выучить английскийязык. Одновременношел процессприобретения,общей культуры(постоянныебеседы с отцом,его личныйпример)».
Вы сейчаснаблюдаететот момент,когда из одной«оранжереи»(плохой) М. попадаетв другую (хорошую),но так как социогенот этого неменяется, этоне может изменитьего судьбу.Здесь будетдействоватьзакон порочногокруга. Чем большеон будет отрыватьсяот сверстников,тем труднеебудут даватьсяновые контакты.Одиночестводолжно углубиться.
Примернос 11 лет появилисьнавязчивыедвижения. М.периодическито дергал кистьюправой руки,то высоко поднималброви,, то рычал.Навязчивостичередовались,сменяя однадругую. РодителиМ. неоднократноприбегали кпомощи невропатологаи психиатра,которые назначалиуспокаивающиесредства, ноэто эффектане давало. Обращалиськ знахарям,пытались насильноудерживатьмальчика отнавязчивыхдвижений, ноот этого ихвыраженностьтолько усиливалась.Отец к тикамотносилсяспокойнее, ипри нем онинаблюдалисьреже.
С возрастомзанятия с отцомстановилисьвсе серьезнейи углубленней.Кроме английскогоязыка М. изучилнемецкий ифранцузский,начал заниматьсяфилософиейпо английскойкниге Рассела«История западнойфилософии».«Это было нечтовроде философскойдискуссии наанглийскомязыке. Прочитаюодну главу,познакомлюсьс Лейбницемили Кантом иговорю с отцомо мировоззренииэтих мыслителей,ищу недостатки,нахожу достоинства.В восьмом классея принималучастие в занятияхкружка любителейанглийскогоязыка, причемвыступал какпреподаватель,хотя здесьзанималисьлюди 30 —40лет.
Все былобы хорошо,способности,видимо, у менябыли, но во всемэтом был одиннедостаток.Дело в том, чтоя не мог найтиобщего языкасосверстниками.Мне просто нео чем было сними говорить.Когда они игралив фантики, ячитал Шопенгауэра.Если я пыталсячто-то им рассказать,они крутилиу виска указательнымпальцем илипросто смеялисьнадо мной. Поэтомуя тянулся клюдям взрослым,и то весьмаизбирательно.Моими друзьямибыли преподавателиуниверситета,научные работники,поэты. Однаковзрослые людине могут бытьдрузьями ребенкав полной мере.Всегда остаетсянастороженность,приниженностькакая-то...»
Взрослые! Еще раз прочитайтепоследние двапредложения.Тянутся к намдети, но мы ихотталкиваемсвоим пренебрежительнымотношением,потому чтодемократы мына словах, авнутри насвысокомерие,и дети это чувствуют.Ведитесебя с детьмина равных, и имне нужны будутсверстники. Несверстникинужны ребенку,а равноправие,уважение ипризнаниеважности егоинтересов!Неправ М. Взрослыемогут бытьдрузьями ребенка.Если вы не можете,то поучитесь.Те, кто успешнопрошел у наспсихологическийтренинг, могуту неплохой, понашим представлениям,мамы увестиза 10—15 минутгодовалогомалыша. Ребенокеще не успелстать рабом.Дайте ему свободу,и вы его «поработите»,никуда не уйдетон от вас, ненужны ему будутдрузья-сверстники.В системе воспитаниясложиласьпарадоксальнаяситуация. Закладываетфундаментличностипедагогическинеумелая, нередкосама несчастнаямать. До трехлет маленькогочеловека выращиваетмедсестра, стрех до семи— воспитательдетского садасо среднимобразованием.Педагог с высшимобразованиемпопадаетсяна его путитолько в пятомклассе, ещеболее квалифицированныепедагоги — винституте.
Я неутверждаю, чтона последующихэтапах нужнымалограмотныепреподаватели,но и в грудномвозрасте уребенка долженбыть квалифицированныйпедагог. В СШАгрудных детейиз обеспеченныхсемей воспитываютпрофессора,специалистыв области психологии.Нам до этогодалеко. Но япосоветовалбы мамам, кромелюбви к ребенку,приобрестине менее ценное— навыки правильноговоспитания.Мне очень понравиласьмысль одногодиректорадетского интернатадля умственноотсталых детей:«Не люблю яразговоры олюбви к детям.Любить я должнамужчину. А здесьнужен высокийпрофессионализм».Выпускникиэтого интернатабыли оченьприспособленнымик жизни.
Но давайтеопять вернемсяк нашему герою.
«Своихже однокашниковя иногда начиналпрезирать.Таким образом,все время меняне покидалочувство глухогонедовольствасобой и окружающими».Навязчивыедвиженияпродолжались.«Если в 11 —12лет я мог рычать,то к 17 —18-летнемувозрасту перевелтики внутрь(например, напряжение мышцбрюшногопресса). Объяснениеим давал обыденное:«Я —нервныйчеловек, тикиу меня врожденные,я всегда будупод их властью».
Послеокончанияшколы, как высами понимаете,с золотой медалью,М. поступил вуниверситетна механико-математическийфакультет.По-прежнемуу него был узкийкруг знакомыхс общими интересами.Среди них ужебыли и сверстники,дружбой которыхон весьма дорожил.Нередко помогалдрузьям в ущербсебе. О том, чтотакие отношенияне были взаимными,что он подвергалсяэксплуатации,М. понял ужепосле лечения.
Системувзглядов исоциоген нагляднодемонстрируютследующиерассужденияМ.: «С детскихлет у меня появиласьтакая черта,как безусловноепредпочтениестарости молодости.Я понимаю, чтоэто не совсемнормально, ноничего поделатьс собой не могу(вы уже заметили,что М. критическиотносится ксебе, но социогеноказываетсясильнее. —М. Л.).Мое отношениек детям во многомсовпадает смоим отношениемк женщинам.Передо мнойвсегда былпример отца,и сравнениеего с другимиродственниками,в основномженского пола,всегда былов его пользу.Мой дальнейшийжизненный опытвсе более меняубеждает в этом(опять характерныйдля сценарияпорочный круг. — М.Л.). С недостаткомопыта, агрессивностью,даже глупостьюу ребенка можнобороться, женщинуже не переделать(мужчину, кстати,тоже. —М. Л.).Но если воспитаниемдетей заниматьсяинтересно, товоспитаниемженщин —не интереснои даже вреднодля психическогоздоровья. Ктому же это ник чему не ведет.Возможно, янеправ, но попробуйтеубедить меняв обратном.Здесь нет никакойпатологии —я отчетливогетеросексуален.