Понятие противопожарной пропаганды
Информационно-пропагандистская деятельность представляет собой один из видов государственной деятельности, опирается на законодательную базу и подкрепляется соответствующими нормативными актами, ведомственными приказами, поручениями, инструкциями.
Прежде всего, это Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности», который рассматривает обеспечение пожарной безопасности как одну их важнейших функций государства, а проведение противопожарной пропаганды относит к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности.
Как известно, к полномочиям органов местного самоуправления относится реализация первичных мер пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности относит проведение противопожарной пропаганды к первичным мерам пожарной безопасности.
При разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, а также в муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, органы местного самоуправления должны предусматривать финансирование выпуска средств наглядной агитации, выступлений в средствах массовой информации.
Кроме того, администрации муниципальных образований должны оказывать содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.
Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Пропаганда пожарно-технических знаний среди детей проводится в рамках обязательного обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школах и учреждениях дополнительного образования. Органами управления образованием и пожарной охраной создаются добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Правилами пожарной безопасности для образовательных учреждений.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
В соответствии с Административным регламентом МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности органы ГПН и территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению вопросов пожарной безопасности.
Государственные инспектора по пожарному надзору в ходе проверок соблюдения требований пожарной безопасности проверяют готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, а в рамках выездных проверок устанавливают уровень знаний обязательных требований пожарной безопасности путем выборочного опроса персонала.
Консультации по вопросам исполнения государственной функции предоставляются государственными инспекторами по пожарному надзору.
Консультации предоставляются гражданам и организациям, а также их законным представителям в устном или письменном виде, по вопросам:
разъяснения прав и обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору, исполняющих государственную функцию;
разъяснения прав и обязанностей лиц, указанных в пункте 6 настоящего Административного регламента;
порядка и сроков проведения проверок;
порядка обжалования действий (бездействий) и решений органов и государственных инспекторов по пожарному надзору, принятых в ходе исполнения государственной функции;
результатов исполнения государственной функции, за исключением сведений конфиденциального характера;
выполнения (применения) обязательных требований пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности;
порядка и сроков рассмотрения письменных заявлений физических и юридических лиц о выдаче заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
перечня документов, необходимых для предоставления в орган ГПН, с целью получения заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности;
перечня документов, необходимых для предоставления в лицензирующие органы для получения лицензии в области пожарной безопасности;
соответствия объекта надзора обязательным требованиям пожарной безопасности или лицензионным требованиям и условиям;
иным вопросам, отнесенным к компетенции органа ГПН.
Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, посредством электронной почты, а при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
Консультирование посредством телефонной связи и посредством электронной почты осуществляется не менее четырех часов в рабочую неделю. Время консультирования устанавливается начальником органа ГПН и размещается на доске объявлений в органе ГПН в доступном для граждан месте.
Консультирование граждан осуществляется в служебных кабинетах государственных инспекторов по пожарному надзору.
Государственный инспектор по пожарному надзору, осуществляющий консультирование, дает с согласия граждан устный ответ по существу каждого из поставленных вопросов или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться. Содержание устной консультации заносится в учетную карточку личной консультации гражданина.
При невозможности решить поставленные вопросы во время консультации, а также при несогласии граждан на устный ответ дается письменный ответ по существу поставленных на консультации вопросов.
В случае необходимости подробного ознакомления с представленными или упомянутыми во время консультации документами, а также в иных обоснованных случаях, проведение консультации может быть перенесено. Дата повторной консультации регистрируется в журнале учета консультаций.
В случае объективной задержки продвижения очереди государственный инспектор по пожарному надзору, ведущий консультацию, обязан уведомить ожидающих о причинах и предполагаемом времени предоставления консультаций.
В ходе личного приема на консультацию от граждан, обратившихся в орган ГПН, могут быть получены устные и письменные обращения по вопросам осуществления государственной функции, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы и государственные инспектора по пожарному надзору обязаны давать письменные разъяснения по письменным обращениям граждан в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель органа ГПН (заместитель руководителя) вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Если разрешение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию органа ГПН, обращение в течение семи дней с момента его регистрации подлежит направлению в орган, компетентный рассмотреть обращение по существу. При этом орган ГПН обязан уведомить заявителя о том, в какой государственный орган направлено его обращение.