ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Специальность: 19.00.05 – социальная психология

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Специальность: 19.00.05 – социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2006

Работа выполнена в лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН.

Научный руководитель: доктор психологических наук,

профессор В.А. Кольцова

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Т.Ю. Базаров

кандидат психологических наук,

доцент Ю.Н. Олейник

Ведущая организация: Научно-исследовательский Институт комплексных социальных исследований СПб ГУ.

Защита: состоится «28 » декабря 2006 г. в 11 ч. мин. на заседании Диссертационного совета Д 002.16.01 при Институте психологии РАН по адресу: 129336, Москва, ул. Ярославская, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН.

Автореферат разослан « » ноября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Е.А. Андреева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется ролью проблемы дезинформации при рассмотрении различных социальных явлений в современном обществе.

Дезинформация как вид лжи всегда занимала особое место в сознании людей и социальной жизни, исследовалась в религиозных учениях и являлась предметом изучения в ряде наук: философии, этике, логике, психологии, педагогике, юридических науках. Это связано с тем, что ложь в том или ином виде обнаруживается на всех этапах развития цивилизации и во всех сферах человеческой деятельности и отношений – от межличностных и межгрупповых до межгосударственных – и оказывает существенное влияние на все уровни социального взаимодействия.

В современной социально-политической и экономической жизни России дезинформация нередко используется в манипулятивных технологиях как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание. Прикладной аспект исследования дезинформации состоит в том, что выявление эмпирических индикаторов, фиксирующих ее проявления в поведении человека, является условием эффективной организации практических мероприятий и разработки инструментария по диагностике и профилактике лжи у конкретных субъектов в различных социальных ситуациях и сферах профессиональной деятельности.

В теоретическом плане проблема дезинформации как вида лжи рассматривается в контексте мировоззренческих, морально-этических проблем (соотношения истины, правды, лжи) и занимает важное место в структуре социально-психологического знания. Исследование дезинформации выступает в качестве одного из аспектов разработки проблем психологии взаимопонимания, общения, конфликтов и духовно-нравственного содержания человеческих взаимоотношений. Вместе с тем в отечественной социальной психологии отсутствует системный и целостный анализ данного феномена с позиций субъект – субъектного подхода. Этим определяется теоретическая и практическая значимость и актуальность данного исследования.

Состояние разработки проблемы. Психологические аспекты лжи как родового по отношению к дезинформации явления традиционно изучаются в общей, юридической, педагогической и социальной психологии. При этом ложь понимается разными авторами по-разному, как: «вымысел» (К. Мелитан, 1903), «акт внушения» (Ж. Дюпра, 1905), «сознательно неверное показание» (В. Штерн, 1905), «волевое деяние, направленное на результат» (О. Липманн, 1926), «особый вид мышления» (А. Р. Лурия, 1927), «акт воздействия» (Г. Дюранден, 1970), «реализация намерения субъекта ввести партнера по общению в заблуждение» (В. В. Знаков, 1994), «успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным» (О. Фрай, 2006).

В исследованиях лжи с разных сторон обсуждаются проблемы концептуализации данного феномена, разработки классификации видов лжи, причин и мотивов ее использования, типологических и индивидуально-психологических особенностей ее субъекта. В совокупности эти проблемы до настоящего времени характеризуют предметное поле исследований лжи в русле индивидуально-психологического подхода.

Разноплановость существующих психологических определений лжи подчеркивает сложность данного явления и, одновременно, указывает на его недостаточную теоретическую разработанность и необходимость формирования целостного научно обоснованного представления о психологической природе лжи в межличностном общении.

Для большинства проведенных исследований лжи характерны: 1) ее рассмотрение в качестве феномена индивидуального сознания и деятельности, главным образом, одного человека – субъекта лжи; 2) недостаточный учет взаимоотношений субъекта и объекта лжи, а также индивидуальных особенностей последнего; 3) недооценка роли социальных условий порождения и функционирования лжи; 4) игнорирование динамики развития взаимоотношений субъектов дезинформационного общения в процессе их пролонгированного взаимодействия; 5) изучение лжи, как правило, в лабораторных условиях при отсутствии ее исследования в ситуациях реального общения индивидов.

Вышеизложенные положения обусловили необходимость разработки комплексной методологии исследования дезинформации и включение в поле рассмотрения обыденных представлений о лжи в реальном межличностном взаимодействии.

Цель исследования – выявить и изучить психологические механизмы влияния дезинформации на характер и динамику межличностного общения, поведение и взаимоотношения его участников – субъекта и объекта дезинформации.

Задачи исследования:

1. Теоретические:

1) провести теоретико-методологический анализ исследований проблемы лжи в зарубежной и отечественной психологии;

2) провести теоретический анализ феномена лжи и ее регулятивной функции на материалах произведений художественной, публицистической и мемуарной литературы;

3) обосновать социально-психологический подход к изучению дезинформации в процессе межличностного общения и ее регулятивной функции.

2. Методическая: разработать и обосновать программу и методы эмпирического исследования регулятивного влияния дезинформации на процесс диадического общения и его участников.

3.Конкретно-эмпирические:

1) выявить особенности характера и динамики общения в условиях использования дезинформации;

2) выделить и изучить психологические механизмы влияния дезинформации на поведение и взаимоотношения дезинформатора и дезинформируемого.

Объект исследования – индивиды, участвовавшие в реальном диадическом общении в качестве дезинформаторов и объектов дезинформирования. Общее количество респондентов – 167 человек, в том числе в экспериментальном исследовании – 32 человека.

Предмет исследования – регулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения, ее влияние на характер и динамику общения, поведение и взаимоотношения его участников.

Гипотеза исследования:

Регулятивная функция дезинформации в межличностном общении имеет свою специфику, которая проявляется в длительном, пролонгированном детерминирующем влиянии на динамику и содержание взаимодействия, обусловливая его латентно конфликтный характер и изменение ролевых позиций субъектов общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области общей и социальной психологии, в которых сформулированы методологические и теоретические принципы психологического изучения проблем межличностного общения и регуляции социального поведения индивидов (Б.Д. Парыгин, 1971; А.А. Леонтьев, 1974, 1975; М.И. Бобнева, 1978; Е.В. Шорохова, 1979; К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б.Г. Ананьев, 1980; Б.Ф. Ломов, 1981, 1984, 1999; В.А. Лабунская, 1986, 1999; Ю.М. Жуков, 1990; П.Н. Шихирев, 1993, 1999; А.А. Бодалев, 1996; А.Л. Журавлев, 1998; А.В. Брушлинский, 1999, 2003; Г.М. Андреева, 2000).

Особая роль принадлежит работам, в которых анализируются психологические и социально-психологические аспекты лжи в межличностном общении (А.Р. Ратинов, 1967; Г. Дюранден, 1970; С.Е. Аксененко и В.М. Соковнин, 1975; Л. Леви, 1975; С. Бок, 1979; Л.Б. Филонов, 1979; А.Н. Лук, 1982; В.И. Свинцов, 1990; В.В. Знаков, 1993, 1995, 1997, 1999, 2005; П. Экман, 1993, 1999; Д.И. Дубровский, 1994; Г.В. Грачев, И.К. Мельник, 2003; А.Н. Тарасов, 2005; О. Фрай, 2005, 2006).

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовались:

1. Метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.

2. Авторская методика естественного эксперимента, направленная на изучение влияния дезинформации на характер и динамику общения, поведение и межличностные отношения субъектов взаимодействия.

3. Авторская методика анкетного опроса, направленная на изучение регулятивного влияния дезинформации на процесс межличностного общения в условиях реальной действительности, включающая:

а) вариант для респондентов – «субъектов дезинформации»;

б) вариант для респондентов – «объектов дезинформации».

4. Неструктурированное интервью.

5. Контент-анализ.

6. Методы математико-статистической обработки данных.

Наши рекомендации