Тема: Психология делового общения с аудиторией
1. Аудиторное деловое общение, его организации.
2. Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, научно-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия.
3. Подготовка к аудиторному общению. Средства активизации аудитории, особенности их применения для разных видов аудиторий.
4. Специфика заочного общения с аудиторией, в том числе выступлений по радио и телевидению.
5. Невербальное общение: виды поведения, действия и движения, раздражители и реакции, манеры, жесты, позы, походка, осанка.
- Влияние организации пространства в межличностном общении.
- Эмоции и чувства. Особенности восприятия и выражения эмоций.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Функции языка в установлении и поддержке доброжелательной тональности делового общения.
- Роль интонации в установлении контакта с руководителем и клиентами. Общепринятые речевые ситуации.
- Правила ведения партнёрской беседы. Критерии умения слушать. Приемы активного слушания. Барьеры между говорящим и слушающим.
Занятие №3. – 2 часа.
Тема: Психологические особенности переговоров как формы делового общения.
- Специфика переговоров как формы делового общения.
- Психологические особенности каждого из видов переговоров.
- Основные функции переговоров: информативная, коммуникативная, регулятивно-координационная, контрольная.
- Особенности этапов переговорного процесса. Подготовка к переговорам, ее организационные аспекты: формирование делегации на переговорах.
- Решения как главный итог переговоров. Основные типы решений: компромиссные, «принципиально новые» и «асимметричные». Способы их достижения.
Занятие №4. – 2 часа.
Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе
- Организационная структура коллектива: формальная и неформальная.
- Рассмотрение «структуры» как существование в данном коллективе относительно постоянного образца взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом.
- Факторы, влияющие на организационную структуру первичного коллектива: характер задач, стоящих перед коллективом; особенности организации труда; социально-демографические, социальные и психологические особенности членов коллектива; особенности взаимоотношений между руководителями и подчиненными – их роль в поддержании стабильности в коллективе.
- Морально-психологический климат коллектива как показатель успешного развития этой социально-психологической общности. Компоненты морально-психологического климата: социальный оптимизм, нравственная воспитанность, психологическая совместимость и товарищеская взаимопомощь членов коллектива. Формирование ценностных установок коллектива.
- Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли абонента.
- Использование технических средств офиса в организации и осуществлении дистантных форм делового общения.
- Автоответчики.
- Контрольная работа №1. Тема: Этика делового общения.
Занятие № 5. – 2 часа.
Тема: Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе.
- Социально-психологический анализ конфликтов в производственном коллективе.
- Функции критики как обязательной составляющей служебно-деловой деятельности.
- Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего; б) для критикуемого.
- Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.
- Конструктивные и деструктивные конфликты.
- Динамика конфликта.
- Основные стратегии поведения в конфликте.
- Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте.
- Этапы разрешения конфликта.
- Посредничество в конфликте.
Занятие № 6. – 2 часа.