Компьютерная метафора и человеческое познание
Хотя еще Паскаль, Декарт и другие мыслители мечтали о вычислительных машинах, они были изобретены лишь около 50 лет назад после появления быстродействующих цифровых компьютеров. Эти машины получили большое признание и теперь используются фактически во всех областях современной жизни. Любопытно, что компьютеры стали важным инструментом ученых, изучающих познание; они повлияли на то, как люди рассматривают собственную психику. Первоначально такие устройства предназначались для быстрого выполнения множества сложных математических операций. Однако вскоре обнаружилось, что они могли выполнять функции, напоминающие решение проблем человеком. Это навело на мысль о создании долгожданного интеллектуального робота, и «прекрасный новый мир Олдоса Хаксли» стал более реален, чем казалось ранее. (Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон.Пионеры в области искусственного интеллекта и «мыслящих машин»).
Представители | Сущность учения, |
Карл Поппер | Теория критического рационализма. Он провозглашает первенство дедуктивного подхода и двух основных механиз- мов познания: отбора догадок и критического устранения ошибок. |
Аллен Ньюэлл (1927-1992) и Герберт Саймон. | Участвовали в разработке языка программирования IPL и двух самых ранних программ искусственного интеллекта — Logic Theory Machine (1956) и General Problem Solver (1957) |
Жан Пиаже (1896-1980) | На основе наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления он создал концепцию интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде, а также замечательную теорию этапов когнитивного развития детей (1969). |
Улърих Найссер (р. 1928) | Определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. |
Джордж Миллер (р. 1920) | Занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов для изучения процесса научения. |
Джером Брунер (р. 1915) | Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования разрабатывает экспериментальную процедуру, широко известную в отечественной литературе под названием методики образования искусственных понятий (Практикум по психологии, 1972). |
Выводы.
1. Когнитивная психология изучает процессы приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения из памяти знания, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.
2. Общепринятая модель обработки информации предполагает, что обработка информации происходит в форме последовательности этапов, на каждом из которых выполняется уникальная функция.
3. Модель обработки информации поднимает два следующих вопроса:
а) Каковы стадии обработки информация?
б) В какой форме представлено знание?
4. В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
5. Историческими предшественниками современной когнитивной психологии являются греческая философия, эмпиризм XVIII века, структурализм XIX века и неокогнитивная революция, на которую повлияли новые успехи в теории коммуникации, лингвистике, исследованиях памяти и компьютерной технологии.
6. Основная идея когнитивной революции заключается в том, что внутренние процессы рассматриваются как предмет психологии. Это противоречит положению бихевиоризма о том, что истинный предмет психологии — реакции или поведение.
7. Концептуальная наука — полезная метафора, изобретенная людьми для понимания «действительности». Когнитивные психологи строят концептуальные модели с целью создания системы, отражающей характер человеческого восприятия, мышления и понимания мира.
8. Когнитивные модели основаны на наблюдениях, описывающих структуру и процессы познания. Модель может сделать наблюдения более понятными.
9. Модель обработки информации заняла доминирующее положение в когнитивной психологии, но объединение моделей, использующихся в информатике и нейронауке, с моделями когнитивной психологии привело к образованию когнитивной науки.