Тема 2. Основные этапы и направления развития этических учений. Исторические типы морального сознания
Принцип историзма – основа типологизации истории этики.
Эмпирическая (космологические, натуралистические, социально-апробативные концепции морали) трансцендентная (объективно и субъективно-идеалистические концепции) традиции в этике.
Этические учения Древнего Востока. Внутреннее единство философско-этической мысли Древнего Востока, ее отличие от европейской философии. Этика брахманизма. Принцип кармы. Первенство религиозных ценностей. Буддизм – оппозиционное ортодоксальное брахманизму учение – наследник идейного материала брахманизма (сансары, кармы, дхармы (джаммы), мокши), основа духовной работы над собой, изменением отношения человека к миру посредством стремления к высшей цели учения и жизненной практике – нирване. Четыре благородных истины буддизма.
Универсальное учение о нравственности Конфуция (Кунцзы) на основе гуманности, человечности, человеколюбия (жэнь). Нравственное совершенствование и моральное требование. «Золотое правило нравственности» в истории этических учений.
Особенности становления этического знания в европейской античной культуре на основе выработки классического образца гармонии человека и интенсивного и динамично развивающегося общества. Роль мифологии, эпоса, драматургии, поэзии, исканий первых греческих философов в нравственно-этических размышлениях о положении человека в обществе. Роль демократии в порождении новых представлений о человеке, его способностях, умениях, общественной активности. Софистика – философско-этическое учение о личной независимости человека в вопросах морали, его приоритете по отношению к окружающей среде. «Человек – есть мера всех вещей…»
Проблема добродетели как особого рода знание, возникающее в душе человека у Сократа. Роль единой системы нравственных ценностей в обществе. Социально-этическая концепция Платона как учение о благе государства и добродетелях составляющих его сословий. Роль идеального государства в восхождении человека к истинному благу. Этика Аристотеля – учение о морально совершенной личности, ее добродетелях и жизни в государстве. Роль поступков человека в проявлении сознательного отношения человека к добродетелям.
Этические учения эпохи эллинизма – эпохи нестабильности, глобальных исторических катастроф об умении человека быть стойким, мужественным. Эпикур об «удовольствии – начале и конце счастливой жизни» как удовлетворении естественных и необходимых желаний человека. Принцип самодостаточности (автаркия).
Философско-этическое учение стоицизма (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) о человеке – мудреце, способном жить сообразно с природой вещей, хладнокровном и стойком.
Скептицизм об объективно-истинном содержании нравственных ценностей - блага, добра, зла, добродетели, о представлении о них человека.
Средневековое христианское учение о нравственности. Идея всеобщей греховности и искупления вины страданием и покаянием, вера и любовь в Бога, готовность исполнить его волю как ответ на несовершенство и испорченность, жестокость мира. Рождение религиозной этики (Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер). Этика аскетизма.
Гуманизм эпохи Возрождения (ринашименто, ренессанса). Роль гуманистичности эпохи Возрождения в утверждении величия и достоинства человека, его права на творческую разумную деятельность в земной жизни.
Социально-этические учения Нового времени. Натуралистическая этика, естественная опытная наука о психологии, аффектах и поведении человека. Гоббс о роли установлений законов и запретов в определении добра и зла. Дидро, Гельвеций, Гольбах об общественном благе, общественной пользе, общественном интересе – принципе всех человеческих добродетелей и основы морали. Концепция разумного эгоизма. Зависимость нравственного возрождения человека от изменений условий его жизни. Общественная природа нравственности. Социально-исторический подход к морали. Этика И. Канта – учение о категорическом императиве и доброй воле. Учение Гегеля о морали и нравственности. Гегель о диалектике добра и зла в истории. Антропологический эвдемонизм Л. Фейербаха.
Современные этические теории второй половины XIX - начала XX вв. Апокалиптическое видение жизни в христианской этике. Понимание марксизмом морали как продукта общественного производства, способа производства материальных благ.
Проблемные задания:
1. Какая концептуальная точка зрения закрепляет Вашу позицию в поведении?
2. Меняется ли Ваша концептуальная позиция в зависимости от жизненной ситуации?
Тема 3. Проблема происхождения морали и ее природы.
Проблема происхождения морали и ее природа в религиозной этике.
Проблема происхождения морали и ее природа в натуралистической этике.
Проблема происхождения морали и ее природа в социально-исторической этике.
Социально-историческая обусловленность морали и ее социальное назначение. Мораль - особый способ социальной регуляции общественных отношений. Табу, обычаи, традиции, мораль. Специфика нравственного регулирования общественных отношений - объект и субъект, сфера моральной регуляции. Моральное и правовое регулирование поведения человека. Проблема классового и общечеловеческого в морали.
Мораль как специфический способ практически-духовного освоения действительности. Природа и источник нравственных ценностей и требований.
Контрольные задания:
Ø Определите, какую роль играют обычаи, традиции в определении Вашей позиции во взаимоотношениях с людьми?
Ø Определите, какие обычаи, традиции (семейные, этнические) для Вас имеют большее значение?