Адаптация к школе и взаимоотношения с окружающими

Соберите данные по следующим разделам. Возможно, некоторые из этих сведений уже были вами получены в других разделах интервью.

Школа

Расспросите:

• в каком классе учится (или о последнем оконченном классе) и относительно текущих успехов в школе;

• оставался ли когда-нибудь на второй год;

• нуждался ли в специальной помощи (психолога, логопеда, дополнительных занятиях);

• средняя оценка успеваемости;

• уровень функционирования ребенка (ежедневный и по результатам стандартизованных тестов, если есть информация);

• жалобы со стороны преподавателей на поведение ребенка;

• исключение из школы, проблемы с милицией;

• симпатии и антипатии.

156

Отношения со сверстниками

Расспросите:

• о самых лучших друзьях;

• об отношениях со сверстниками в школе;

• об отношениях со сверстниками, живущими по соседству, в одном дворе;

• имеются ли общие со сверстниками дела и увлечения;

• проблемы (например, ребенка дразнят, он вступает в драки).

Отношения в семье

Задайте вопросы относительно:

• отношений между матерью и ребенком;

• отношений между отцом и ребенком;

• отношений между родителями;

• отношений между братьями и сестрами;

• отношений и поддержке со стороны семьи и родных;

• участия в прошлом и настоящем в государственных программах.

157

Прочие виды деятельности

Задайте вопросы:

• о любимых увлечениях (хобби);

• занятиях ребенка в свободное время;

• видах спорта;

• организациях, клубах и секциях, в которых состоит ребенок, и т. д.

5. Профессии родителей (будьте, пожалуйста, точны в указании профессий, например инженер-автомеханик, сборщик, продавец).

Отца:

Матери:

Образование родителей: Матери Отца
Неполное среднее    
Среднее    
Среднее специальное    
Незаконченное высшее    
Высшее    

Опросники — «листы наблюдений»

Фамилия ребенка:

Имя ребенка:

Пол ребенка: М Ж Возраст ребенка:

Дата заполнения анкеты: «____» ______________________ г.

Дата рождения ребенка: «____» ______________________ г.

В каком классе учится ребенок: ________________________

158

Опросник Фрика (для заполнения взрослым)

Инструкция. Прочтите нижеследующие утверждения и примите решение о том, насколько хорошо каждое из утверждений описывает подростка. Для каждого утверждения отметьте свой ответ, обведя подходящую цифру (0, 1 или 2). Пожалуйста, постарайтесь не пропустить ни одного утверждения.

    Неверно Иногда Верно
Сваливает вину на других
Ввязывается в преступную деятельность
Взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе
Действует, не думая о последствиях
Его/ее эмоции кажутся поверхностными и неискренними
Врет с легкостью и прадоподобно
Когда пообещал, то держит свое слово
Чрезмерно хвастлив в отношении своих способностей, достижений, вещей
С легкостью впадает в состояние скуки
Использует или подставляет других, с тем чтобы добиться того, чего хочет
Насмехается и подтрунивает над другими
Переживает чувство вины, когда сделает что-нибудь плохое
Ввязывается в рискованные и опасные дела
Может быть очень вежливым(ой) и уважительным(ой), однако его/ее манеры кажутся искусственными и деланными
Сердится, когда его/ее поправляют или наказывают
Похоже, что он/она считает, что он лучше других

159

    Неверно Иногда Верно
Похоже, что он/она считает, что он лучше других
Не планирует вперед, любит откладывать дела до последней минуты
Заботится о чувствах других
Не показывает своих чувств и эмоций
Бережет друзей

Опросник Ахенбаха

Инструкция. Ниже следует список утверждений, описывающих поведение детей и подростков. Если данный пункт соответствует поведению данного подростка (ученика) в настоящее время полностью, то обведите, пожалуйста, в графе ответов цифру 2. Если данный пункт описывает его/ее поведение только в некоторой степени или только иногда, обведите цифру 1. И наконец, если данное утверждение вообще не соответствует поведению подростка, обведите цифру 0.

0 — вообще не соответствует (насколько мне известно)

1 — в некоторой степени (иногда) соответствует

2 — полностью (всегда) соответствует

Ведет себя как маленький (поведение не соответствует возрасту)
Бормочет, мямлит, издает странные звуки во время урока
Огрызается, спорит
Не доводит до конца начатое
Ведет себя как ребенок противоположного пола. Опишите, пожалуйста  
Ведет себя вызывающе
Хвастает, задается
Не может сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном

160

Не может отделаться от навязчивых мыслей. Опишите, пожалуйста  
Не может усидеть на месте, неутомим, излишне активен
Слишком зависим от взрослых, несамостоятелен
Жалуется на одиночество
Неорганизован, рассеян
Много плачет
Вертится, ерзает
Жесток, задирист и злобен по отношению к другим
Много фантазирует и выдумывает, погружен в свои мысли
Намеренное членовредительство или попытка самоубийства
Любит, чтобы на него обращали внимание
Намеренно ломает и уничтожает свои игрушки, книги, вещи
Нарочно ломает и уничтожает вещи, принадлежащие семье, родителям и другим людям
С трудом следует указаниям и инструкциям
Непослушен в школе
Отвлекает других детей
Не ладит с другими детьми
Не чувствует себя виноватым, даже если сделал что-нибудь плохое
Ревнив
Ест и пьет то, что не является пищей. Опишите, пожалуйста  
Боится некоторых животных, ситуаций или мест (кроме школы). Опишите, пожалуйста  

161

Боится школы
Боится, что может подумать или сделать что-нибудь плохое
Считает, что всегда должен быть безупречным
Ему кажется, что его никто не любит
Ему кажется, что другие люди хотят ему досадить или причинить вред
Чувствует себя неполноценным, никчемным
Часто получает ушибы, физические травмы
Ввязывается в драки
Его часто дразнят
Водится (входит в компании) с другими детьми, которые часто попадают в неприятные истории или даже затевают их
Слышит звуки или голоса, которые, кроме него, никто не слышит. Опишите, пожалуйста  
Несдержан, импульсивен, действует необдуманно
Предпочитает одиночество
Обманывает, мошенничает, списывает в школе
Грызет ногти
Нервный, чувствительный, напряженный
Нервные движения или тики (подергивание век, покусывания губ, постукивания ногой по полу и т. д.)
Безоговорочно подчиняется правилам и инструкциям
Нелюбим другими детьми
Имеет трудности с усвоением материала
Слишком боязлив и тревожен
Частые головокружения

162

Считает себя виноватым во всем
В разговоре или на уроке перебивает других
Переутомлен
Имеет избыточный вес
Имеет проблемы, связанные со здоровьем, медицинская причина которых неясна  
а) Телесные боли (не включая головные)
б) Головные боли
в) Тошнота, недомогание
г) Проблемы с глазами. Опишите, пожалуйста  
д) Сыпи или другие кожные заболевания
е) Боли в животе или судороги
ж) Рвота
з) Другие физические проблемы. Опишите, пожалуйста  
Физически агрессивен
Ковыряет в носу, часто касается некоторых частей тела, чешется. Приведите примеры  
Спит на уроках
Апатичен, ни в чем не заинтересован
Плохо учится
Движения плохо скоординированы/неуклюжи
Предпочитает играть и проводить время с детьми более старшего возраста
Предпочитает играть и проводить время с детьми более младшего возраста
Отказывается разговаривать
Снова и снова повторяет одни и те же действия, движения (например, теребит пуговицу, проверяет, закрыты ли двери и т. п.). Опишите, пожалуйста  

163

Нарушает дисциплину во время урока
Крикливый
Скрытен, держит все в себе
Видит что-то, что, кроме него, не видит никто. Опишите, пожалуйста  
Стеснителен, легко смущается
Неаккуратный, кляксы и грязь в тетрадях и книгах
Безответственный. Опишите, пожалуйста  
Выставляет себя, паясничает
Застенчив или робок
Ведет себя непредсказуемо
Предполагает, что его требования должны немедленно выполняться, легко расстраивается и выходит из себя
Невнимателен, легкоотвлекаем
Трудности с речью. Опишите, пожалуйста  
Безучастно (с отсутствующим видом) смотрит куда-то или на что-то
Болезненно реагирует на критику
Ворует
Складывает, собирает, сохраняет вещи, которые ему не нужны (не включая предметы из коллекций). Опишите, пожалуйста  
Ведет себя странно. Опишите, пожалуйста, в чем это проявляется  
Имеет странные идеи. Опишите, пожалуйста, какие  
Упрям, угрюм и раздражителен

164

Внезапные перемены настроения
Дуется, обидчив
Подозрителен
Ругается матом, употребляет неприличные слова
Говорит о самоубийстве
Учится не в полную силу, не реализует свои способности
Слишком разговорчив
Дразнится
Вспыльчив, легко выходит из себя
Слишком много думает о сексе
Угрожает людям
Часто опаздывает на уроки
Слишком озабочен чистоплотностью и аккуратностью
Не выполняет домашних заданий
Прогуливает школу
Недостаточно активен и энергичен
Несчастлив, грустен, угнетен
Слишком шумный, говорит слишком громко
Употребляет спиртное или наркотики. Опишите, пожалуйста, что (какие) именно  
Все время старается угодить, подлизывается
Не любит школу
Постоянно боится ошибиться
Хнычет
Неопрятен

165

Замкнут, не вступает в контакты с другими
Склонен к взволнованности, обеспокоенности
Перечислите, пожалуйста, другие особенности поведения данного ученика, которые не были упомянуты  

Пожалуйста, проверьте, на все ли вопросы вы ответили.

Пожалуйста, подчеркните все вопросы (утверждения), которые вам непонятны, вызвали сомнения или раздражение.

Спасибо за сотрудничество!1

Ключ к опроснику Ахенбаха

Для каждой шкалы перечислены номера пунктов опросника, баллы по которым суммируются.

• Первичные шкалы

Замкнутость (Witholnaul) — 42, 65, 69, 75, 80, 88, 102, 103, 111.

Соматические проблемы (Somatization) — 51, 54, 56 а, б, в, г, д, е, ж, з.

Тревожность (Anxiety/depression) — 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 45, 47, 50, 52, 71, 81, 89, 103, 106, 108, 112.

Нарушения социализации (Socialization) — 1, 11, 12, 14, 25, 33, 34, 35, 36, 38, 48, 62, 64.

Проблемы мышления (Thoght problems) — 9, 18, 29, 40, 66, 70, 84, 85.

Проблемы с вниманием (Attestion problems) — 1, 2, 4, 8, 10, 13, 15, 17, 22, 41, 45, 49, 60, 61, 62, 72, 78, 80, 92, 100.

Делинквентное поведение (Delinquency) — 26, 39, 43, 63, 82, 90, 98, 101, 105.

Агрессия (Aggression) — 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 37, 53, 57, 67, 68, 74, 76, 77, 86, 87, 93, 94, 95, 97, 104.

• Производные шкалы (Second-order factors)

Показатель внутренних проблем (Internalization) — 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 42, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 56 а—з, 65, 69, 71, 75, 80, 81, 88, 89, 102, 103, 106, 108, 111, 112.

166

Показатель внешних проблем (Externalization) — 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 37, 39, 43, 53, 57, 63, 67, 68, 74, 76, 77, 82, 86, 87, 90, 93, 94, 95, 97, 98, 101, 104, 105.

Общий показатель проблем (Total): суммируются баллы с 1-го по 112-й пункты.

В случае, если опросник заполняется взрослыми двумя и более (учителя, родители), подсчитываются средние по каждой шкале.

167

Приложение 2

Опросник по выявлению эмоциональных
расстройств и шизофрении у детей
школьного возраста (6—18 лет), далее —
Д-ОЭРШ

Kiddie-SADS — Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6—18 Years)

Д-ОЭРШ представляет собой наполовину структурированное интервью, составленное с целью оценки текущих и имевших место в прошлом эпизодов психических нарушений у детей и подростков, в соответствии с критериями, предусмотренными DSM-III-R и DSM-IV(Диагностическое и статистическое руководство, выпущенное Американской психиатрической ассоциацией, издания III и IV — измененные).

Опросник снабжен тестами и перечнем объективных критериев для измерения индивидуальных симптомов. Первоначальные диагнозы, выставляемые с помощью опросника Д-ОЭРШ, включают такие заболевания:

• депрессивные расстройства;

• дистимия;

• мания;

• гипомания;

• циклотимия;

• биполярные расстройства;

• шизоаффективные расстройства;

• шизофреноподобные расстройства;

• кратковременный реактивный психоз;

• паническое состояние;

• агорафобия (боязнь открытого пространства);

168

• тревога на почве боязни разлуки;

• тревожное расстройство в виде избегания;

• обычный страх (простая фобия);

• социофобия (боязнь общения);

• повышенная тревожность как генерализованная тревожность;

• синдром навязчивых идей;

• синдром гиперактивности и дефицита внимания;

• расстройства поведения;

• оппозиционно-протестное поведение;

• энурез (недержание мочи);

• энкопрез (недержание кала);

• анорексия на нервной почве;

• булимия;

• временные расстройства в виде тиков;

• синдром Жиля де ла Туретта;

• расстройство в виде хронических двигательных или голосовых тиков;

• злоупотребление алкоголем и злоупотребление наркотическими веществами;

• посттравматическое стрессовое расстройство;

• расстройства адаптации.

Для упрощения ориентировки в диагностируемой симптоматике приведем сначала модифицированный нами протокол ответов испытуемого, заполнявшийся психологом во время интервью. В нем указаны все шкалы, согласно которым количественно оценивалась выраженность симптомов.

Далее будет представлен использованный в нашем исследовании краткий вариант интервью, который в оригинале методики называется «отборочное интервью». Краткость его связана не с упущением каких-либо шкал, а с более кратким описанием самих симптомов в шкалах. В оригинальном тексте полуструктурированного интервью заданы вопросы двух уровней: вопросы о симптомах тех или иных нарушений и вопросы, которые рекомендуется задавать, чтобы спросить об этих симптомах у детей. Представление о таком построении методики дают диагностические дополнения, три из которых мы приводим в полном варианте (тревожность, поведенческие отклонения, употребление наркотических веществ).

169

Протокол к интервью Д-ОЭРШ (K-SADS)

Выбранный балл выраженности симптома обводится интервьюером

0 — сведения отсутствуют

1 — симптом отсутствует

2 — подпороговое состояние

3 — порог

Депрессивные болезни

Подавленное настроение

в настоящем:  
в прошлом:  

1 — реже чем раз в неделю;

2 — эмоционально угнетенное состояние по крайней мере 3 раза в неделю более чем по 3 часа;

3 — «подавленность» в большей части дня, почти все время в таком состоянии

Продолжительность:

Наши рекомендации