Тема: Синдром «профессионального выгорания» у специалистов паллиативной службы и способы его профилактики

Профессиональная адаптация заключается в определенной эмоциональной сопротивляемости к стрессовым ситуациям, когда врач должен действовать хладнокровно и оказывать необходимую помощь людям в состоянии эмоционального стресса (учится адекватно реагировать на чужую боль, страдания больных, кровотечения и другие повреждения, смерть и на какие-то ситуации, которые у людей другой профессии вызывают отвращение, например, на общение с очень ему неприятным человеком, с которым бы в частной жизни он не стал бы даже разговаривать, но в силу профессиональных обязанностей должен ему помочь. Вообще, психология начинающего врача ближе к психологии больного, а не врача). Адекватное реагирование на негативные стороны врачебной профессии и есть профессиональная адаптация врача.

К адаптации стоит отнести и адекватное реагирование на безмерные похвалы пациентов, которые могут приписывать свое выздоровление лично врачу. Нельзя также поддаваться чувству злобы и горечи в тех случаях, когда пациенты не оценили старания врача и даже пытались причинить ему вред жалобами в вышестоящие инстанции.

Действительно, по роду своей профессии врачу все время приходится сталкиваться с проблемами, несчастьями, страданиями и смертью других людей. Это вызывает защитную реакцию – реакцию утомления и реакцию утраты интересов. Возникает некий профессиональный цинизм: «Все равно всех больных не вылечишь, значит, необязательно и стараться». Если такие реакции врача продолжительны, то они вызывают деформацию личности. Любая адаптация может перейти в деформацию, когда врач становится бесчувственным к чужим страданиям, когда, по механизму реактивного образования, он начинает цинично относиться к смерти. Очень характерна реакция профессионального цинизма, быстро развивающаяся у студентов, когда на первом курсе они испытывают страх анатомички, а уже на втором бравируют тем, что завтракают рядом или даже на анатомическом столе.

Каждая профессия способствует развитию человека, совершенствованию его профессиональных и личных качеств, но может приводить и к негативным изменениям личности. Очень важным понятием является и так называемая «профессиональная деформация» личности медицинского работника, которая постепенно происходит на основе профессиональной адаптации. Выражением профессиональной деформации являются появление черствости, бездушия, цинизма, использование медицинского жаргона. Профессиональная деформация личности во многом носит подсознательный характер. Она может сказываться на взаимоотношениях в коллективе, так и с пациентами, приводя к возникновению у них ятрогенных расстройств.

Иногда пациент или его родственники могут принять за профессиональную деформацию то, что таковой не является. На определенных стадиях диагностики и лечения (например, при проведении анализов, в процессе операции) вполне правомерен подход к человеку, как к «клиническому объекту». Другое дело, когда врачи игнорируют личность больного на всех стадиях лечебного процесса. По мере развития научно-технического процесса число таких врачей увеличивается. Возрастающая специализация медицины также способствует тому, что каждый узкий специалист в медицине занят своей областью, видит в человеке организм (или даже орган) или клинический случай, а не личность (введение института семейных врачей, помимо всего прочего – шаг в направлении к интегративной медицине).

Примером профессиональной деформации является:

• подход к человеку, как к носителю симптома (бывают случаи, когда врач видит перед собой не пациента, а только его болезнь. Эта деформация приводит к тому, что становится неважно, какие страдания будет испытывать пациент при врачебных манипуляциях…);

• использование определенного профессионального жаргона (сленг типа «в этой палате 2 язвы» – т.е. 2 больных с язвенной болезнью; почти узаконенные определения типа «язвенник», «легочник»);

• профессиональное восхищение (восторженный рассказ, особенно в присутствии не медиков о проведенной операции – «какая прекрасная ампутация»; при осмотре страдающего, переживающего больного – радостное восклицание «Какой интересный случай!»)

• ведение диалога с пациентом с трудно скрываемым раздражением, демонстрация собственной значимости и занятости;

• награждение пациентов обидными прозвищами;

• снисходительное, пренебрежительное отношение к больным, в том числе когда врач вне обхода (например, в коридоре отделения) практически «в упор» не замечает их (это в значительной мере связано с низкой культурой, невоспитанностью).

• привычка некоторых врачей использовать пациентов для решения своих проблем, вымогательство денег, отказ в бесплатной медицинской помощи даже тогда, когда это жизненно необходимо больному (в этих случаях для врача главным становится не сам пациент, а сумма вознаграждения за его лечение. При этом будут необоснованно удлиняться сроки лечения или врач может взяться за те случаи, в которых он малокомпетентен, лишь бы не упустить вознаграждения). Это является нарушением моральных обязательств врача, которые он берет на себя, получая диплом о высшем медицинском образовании (низкая зарплата врачей и коммерциализация медицины способствуют процветанию этих негативных проявлений).

Вообще в последние годы проблеме профессиональной деформации уделяется большое внимание. Это касается личности людей так называемых помогающих профессий (учителей, психологов, социальных работников, врачей). Даже тщательный отбор для работы в этих областях людей, способных к сопереживанию, не может противодействовать нарастающему формализму, отстраненности, раздражению, которые появляются у них через несколько лет работы.

Это явление было названо синдромом выгорания (burnout syndrome). Классическое его описание включает эмоциональное истощение, разочарование и недовольство своими достижениями. Практически всегда возникают раздражение по поводу поведения как пациентов, так и коллег, сомнения в правильности выбранной профессии, склонность к стереотипам в мышлении, формализм, чувство утраты смысла жизни. Описаны и физические жалобы: нарушения сна, аппетита, колебания артериального давления, боли в мышцах и суставах, обострение психосоматических заболеваний. Крайне негативными последствиями выгорания бывают злоупотребление психотропными средствами и алкоголем, прием наркотиков и стимуляторов.

Термин «эмоциональное сгорание» был впервые использован американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, работающих с клиентами (пациентами) в условиях эмоционального напряжения. Это относится и к таким профессиям, как педагог, психолог, журналист, юрист, продавец. Социальный психолог Кристина Маслач определила понятие «эмоциональное выгорание» как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понимания и сочувствия к пациентам.

Известна альтернативная эмблема медицинской деятельности, предложенная в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тюльпиусом – горящая свеча с девизом «Светя другим, сгораю сам». Конечно, выгорание не предполагает смерть, но профессиональная деформация личности часто создает трудности в дальнейшей работе врача.

Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологический климат в коллективе), а также личностные факторы.

Какие факторы связаны с повышенным риском возникновения синдрома эмоционального выгорания у врачей?

Социально-средовые факторы:

• плохая материально-техническая база, отсутствие медикаментов и пр. (неэффективность проводимого лечения в данном отделении);

• нехватка медицинского персонала, частые дежурства, высокая напряженность работы, отсутствие необходимого отдыха;

• длинный рабочий день, монотонность труда, нечеткость поставленной цели;

• ограничение права врача на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования);

• отсутствие возможности служебного и личностного роста (препятствия для повышения квалификации, внедрения новых методов и технологий);

• несоответствие нравственных и этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (длительные конфликтные ситуации в коллективе, неблагоприятная психологическая атмосфера).

• неэффективное руководство (неуважение сотрудников, непризнание их заслуг, критика инициативы, невнимание к бытовым проблемам);

• принижение социального статуса профессии (в том числе, низкая оплата труда, несправедливое распределение премий, надбавок);

• различные семейно-бытовые проблемы.

Личностные факторы:

• завышенный уровень притязаний;

• идеализм и недостаточная связь с реальностью;

• неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы;

• низкая устойчивость к стрессу;

• особый склад личности с преобладанием самоотверженности и романтического отношения к профессии.

(Вообще, можно выделить три жизненных установки, три модуса человеческого бытия (А.Р.Фонарев):

• Модус служения, когда главное жизненное отношение – любовь к другим людям;

• Модус социальных достижений, когда основное отношение к жизни – соперничество;

• Модус обладания, когда другие люди являются только объектами, средствами достижения своих целей.

Парадоксально, но именно модус служения часто инициируют возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания).

Некоторые психологи рассматривают эмоциональное выгорание как одну из психологических защит, которая развивается в ответ на хронический стресс в условиях, когда человек не может откровенно выразить свои чувства, и вынужден постоянно скрывать свои переживания от собеседника.

Обсуждается вопрос о том, все ли люди подвержены данной патологии или существуют какие-то черты личности, предрасполагающие к ней. Вероятно, эмоциональное выгорание можно наблюдать у любого человека, однако, патологические формы реагирования чаще отмечаются у людей ответственных, склонных выполнять избыток работы, даже вне рамок должностных обязанностей, испытывающих романтическое отношение к своей профессии, фанатично преданные своему делу.

Напряженность работы может двояко влиять на самочувствие человека. Наблюдения показывают, что и слишком тяжелая, требующая чрезмерного напряжения сил, работа и слишком легкая, не соответствующая квалификации человека, работа существенно повышают риск развития депрессии.

Неэффективное руководство также можно рассматривать как один из определяющих факторов формирования эмоционального выгорания. Принижение роли подчиненных, неуважение их достижений, противодействие карьерному росту резко снижают заинтересованность в работе, вызывают усталость и разочарование.

Основные симптомы эмоционального выгорания (по Абрамовой Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998):

• Чрезмерная усталость, утомление, истощение (после выполнения профессиональной деятельности);

• Бессонница, пессимизм, депрессия;

• Чувство вины, тревожность, ощущение бессмысленности происходящих событий;

• Психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, неврологические расстройства);

• Отрицательное отношение к выполняемой профессиональной деятельности (работа перестает приносить удовольствие);

• Негативное отношение к пациентам (вместо прежнего позитивного настроя);

• Негативное отношение к себе;

• Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность) по отношению к коллегам и пациентам;

• Стереотипность личностных установок, стандартизация общения и деятельности, сужение репертуара рабочих действий, действия по шаблону, ригидность мыслительных операций.

Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно уже в процессе подготовки врача:

• Помочь правильно выбрать профессиональную ориентацию;

• Знакомить со спецификой будущей работы (включая неприятные аспекты, которые могут стать причиной фрустрации);

• Формировать способности правильно устанавливать взаимоотношения с пациентами и коллегами.

Для профилактики и лечения эмоционального выгорания предлагаются различные релаксационные методики, но обычно их эффективность бывает невысокой.

Важнейшим фактором профилактики эмоционального выгорания следует считать удовлетворение потребности в реализации, которая является центральным понятием в гуманистической психологии. В профессиональной деятельности этому способствует карьерный рост, повышение квалификации, освоение новых методик и технических средств.

Однако удовлетворить потребность в самореализации можно не только в профессиональной деятельности – она может быть достигнута в семейной жизни, в воспитании детей, в увлечениях и хобби, во взаимодействии с друзьями.

В этом смысле нужно стремиться к разнообразию жизненных целей. Ограничение всех интересов только работой делает позицию человека очень хрупкой: любая неудача на работе может вызвать депрессию и чувство бессмысленности жизни. Избавиться от чувства неудовлетворенности помогает возможность поделиться своими мыслями о работе с членами семьи, с друзьями.

Эффективным средством преодоления эмоционального выгорания считают искреннее общение с коллегами, обсуждение своих проблем, совместный поиск решения. С середины XX века существуют так называемые балинтовские группы (по имени венгерского психолога М.Балинта), на который врачи обсуждают сложные вопросы из своей практики, обращая особое внимание не на диагностические, а на психологические аспекты врачебной деятельности.

Наши рекомендации