Не могу молчать, хочу исправить.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь - важнейший показатель культуры человека, его интеллекта ,мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Очень часто мы слышим рядом с собой фразы, которые сразу «режут» слух. Раньше я жила в Псковской области, там очень много «своих», диалектных слов. Мне были непонятны такие выражения: »Сядь на стуло!», «Иди в байню.», «Давай посидим на заворе.» и т.д. Мне это было и непонятно, и неприятно, потому что так говорили и дети, и взрослые. Эти нарушения представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Я пыталась объяснить друзьям, что вместо «стуло» нужно говорить «стул», вместо слова «ясник»-лед, но надо мной просто смеялись.

Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: Петя шел «взади»,»Если не дашь мне конфетку, то я скинуся.(упаду )»

Подобные слова дети употребляют под влиянием родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребенка в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, слова, которые он слышит от рождения, на самом деле неправильные слова.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем богаче она, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Нередко с экрана телевизора мы слышим выступления взрослых людей, которые «перенесли» из детства

«неправильные « слова. Например, 27ноября в 10часов в передаче «Давай разведемся» прозвучало такое предложение:» Я скуплялась за них, убиралась…» На вопрос судьи «Что обозначает слово «скуплялась», девушка ответила: »Покупала продукты». В данном случае речь идет о лексико-стилистических ошибках, т.е. словарных ошибках. Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. Но у каждой ошибки есть собственная причина, которую часто удается выяснить. Например, рыбий и рыбный, одел и надел, есть не что иное , как смешение паронимов. Смешение слов «одел» и «надел» может быть вызвано также влиянием просторечий. Просторечные ошибки , как правило , являются более устойчивыми, чем «системные».

В борьбе с ошибками данной группы нужен текст. Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующегося понятия о литературном языке.

Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения: это языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно этого , а не другого слова в этом тексте.

Я понимаю, что в данной ситуации девушка нервничала, путалась в объяснениях, но то, что её речь

«пропитана» просторечными и диалектными словами , говорит о недостаточном развитии оперативной

(кратковременной) памяти. Ведь в качестве фактора , способствующего возникновению речевых ошибок выступает сложность механизма порождения речи. Перед говорящим стоит задача воплотить определенный смысл в текст (устный или письменный). В сознании происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели , выбор нужных форм слов , расстановка их в определенном порядке.

Каждый раз происходит сложная , многоаспектная работа по оформлению речевого произведения . При этом огромную роль играет оперативная память.

Я очень хочу, чтобы на ТВ, по радио звучало как можно меньше иноязычных, диалектных слов, потаму что они засоряют, забивают наш «могучий, богатейший РУССКИЙ язык».

Наши рекомендации