Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... €

стики предмета воспринимались одновременно или в строгой последовательно­сти. Можно предположить, что сенсорный уровень в первую очередь отражает от­дельные пространственные характеристики предмета. В отличие от сенсорного, перцептивный уровень обеспечивает адекватное отражение временных характе­ристик за счет симультанного охвата разных элементов внутренней метрики дан­ного объекта.

По крайней мере об этом говорят клинические факты, относящиеся к области восприятия. Так, описывая картину перцептивных нарушений у больных со зри­тельной агнозией (нарушена деятельность интегративных зон коры головного мозга при относительной сохранности сенсорных полей), Б. Г. Ананьев указывает на тот факт, что пространство воспринималось ими как сплошной световой поток, раздражающий глаза, либо как туман с пробивающимся лучом света. При этом предметы выделялись из этого сплошного потока как нечто аморфное. А. Р. Лурия, обобщая большой клинический материал о перцептивных расстройствах, от­мечает, что основной дефект заключается в нарушении объединения сенсорных признаков в симультанно воспринимаемые группы. Такой распад одновременной представленности внутренней структуры воспринимаемого объекта был им про­иллюстрирован рисунками больных (рис. 17.6).

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления... € - student2.ru

Рис. 17.6. Рисунки больных оптической агнозией (по А. Р. Лурии)

434 • Часть II. Психические процессы

Таким образом, у нас есть все основания предполагать, что сенсорно-перцеп­тивная система, с точки зрения кибернетики, является блоком расшифровки, или декодирования, поступающей информации. Ее функции заключаются в осуществ­лении перекодировки нервного импульса в психический образ и в обеспечении изоморфизма на уровне перцептивного образа. При этом вполне вероятно, что пространственные характеристики извлекаются при достижении нервного воз­буждения сенсорных полей, а временные характеристики декодируются на уров­не интегративных нолей.

Следовательно, приведенный выше материал предоставляет нам доказатель­ство того, что так называемые контуры управления, рассматриваемые в киберне­тике, имеют место и в живых объектах. В живых организмах можно выделить опре­деленные структуры, выполняющие управленческие функции аналогично слож­ным техническим системам. Среди этих структур можно выделить блоки приема и преобразования информации, сличения результатов действия и др. С подобной системой управления мы познакомимся более подробно в последующих главах при изучении работ Н. А. Бернштейна, посвященных психофизиологическим ме­ханизмам организации движений и формирования двигательных навыков.

Однако вряд ли можно объяснить регуляцию мотивированного поведения че­ловека лишь существованием контуров управления. Дело в том, что в поведении человека есть факты, которые не могут быть подведены под унифицированный контур управления. Например, почему в одних и тех же условиях разные люди совершают не только разные, но даже противоположные по содержанию поступки. Вероятно, с позиции кибернетической науки это можно объяснить существовани­ем различных «жизненных программ», отражающих ценности того или иного че­ловека. Тогда возникает вопрос о том, как происходит формирование этих про­грамм.

Предприняв попытку поиска ответа на данный вопрос, мы можем столкнуться с крайне противоположными точками зрения. С одной стороны, мы можем столк­нуться с позицией бихевиоризма, которая объясняет поступки человека системой воздействий и ответных реакций. Но мы знаем, что психика человека активна по своей природе. Поэтому объяснение с позиции бихевиоризма вряд ли нас удов­летворит.

С другой стороны, «жизненная программа» человека может рассматриваться как его судьба, как его жизненное предначертание, которое дается высшими сила­ми. Значительная часть религиозных учений рассматривает человека именно с этой точки зрения, как пассивного созерцателя, от которого ничего не зависит. В то же время другие религиозные учения признают за человеком право выбора, т. е. частично соглашаются с его активной природой и автономий. Следовательно, формирование жизненных программ, с их точки зрения, обеспечивается самим че­ловеком.

Современная отечественная психологическая наука, отвечая на данный вопрос, считает что источник формирования программ деятельности человека необходи­мо искать в системе его отношений, в его «Я-концепции», в его сознании. Поэтому человек — это не какая-то биокибернетическая самоуправляемая система, а, преж­де всего, саморазвивающаяся система, способная самостоятельно формировать срои жизненные программы. «Блок саморазвития», или «блок формирования


Наши рекомендации