Мотивация поведения персонала организации
Мотивацию следует рассматривать как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и определенному поведению и задают границы и формы этого побуждения, придают деятельности и поведению человека направленность, ориентированную на достижение личных и групповых целей.
Мотивация базируется на изучении и пониманиипотребностейчеловека.
Потребность– внутреннее состояние человека, в котором им переживается необходимость (нужда) в определенных условиях существования.
Пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.
По-разному можно устранить потребности: удовлетворить их, подавить или не реагировать на них.
Цель - мысленное представления того объекта (предмета, явления), который может удовлетворить потребность человека.
Мотив - та побуждающая внутренняя сила, которая вызывает определенные действия и поступки человека, ориетированные на конкретные объекты (предметы), способные удовлетворить возникшие потребности. Некоторые психологи называют мотивы "опредмеченными потребностями".
Мотив имеет "персональный" характер и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, в каком направлении надо действовать, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Кроме того, мотивы можно разделить на побудительные - лежащие в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, переводящие общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень – "значение для меня", то есть определяющие ценностную ориентацию конкретного человека. С точки зрения А.Н. Леонтьева (1972) "личностный смысл" - это отражение в сознании личности отношения мотива к цели.
Ценности– общественно значимые продукты материальной и духовной деятельности людей. Они могут порождаться определенными общественными потребностями, а те, в свою очередь, формируют потребности конкретных людей.
Ценностные ориентации – относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным ценностям (благам), которые выступают для человека как цели и средства удовлетворения его потребностей.
Различают два вида ценностных ориентаций: ценности- цели и ценности-средства.
Ценности - цели- представление о конечных результатах деятельности и поведения, к которым человек стремиться и которые побуждают его к действию.
Ценности - средства- представление о путях и способах достижения цели.
Ценностные ориентации становятся ведущими мотивами при решении глобальных стратегических задач в жизни человека, например, при выборе профессии, рода занятия и т. д. На их базе формируется концепция жизни человека, осознание им для чего он живет, в чем смысл его жизни, работы. Подлинный смысл жизни человека придают лишь отдаленные и значимые для цели цели.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, образующей его мотивационную систему. В ней мотивы находятся в определенном отношении друг к другу и их влияние составляет основу поведения человека, сущность его действий и поступков.
При анализе побуждающих причин поведенческих реакций исполнителя в ситуациях деятельности следует ориентироваться на следующие три уровня проявления мотивации:
- высший, представленный мотивами, сформированными на основе ценностных ориентаций человека, и ориентирующих его на жизненноважные цели ;
- средний,представленный различными побудительными и смыслооб-разующими мотивами конкретной деятельности и поведения, они ориентированны на решение конкретных производственнхе и жизненнхе ситуаций индивида или организации. Базовыми среди них являютсямотивы достижения цели и избежания неудачи;
- низший, представленный различными элементарными и социальными установками, тесно связанными с конкретной деятельностью и действиями.
В иерархии мотивов ценностные ориентации занимают верхний уровень, мотивы деятельности и поведения – средний, а социальные и элементарные установки – нижний. Каждый уровень выполняет свои функции мотивации, но между ними имеются определенные взаимовлияния.
Между мотивами деятельности (поведения) и установками существуют тесные взаимоотношения, так как основная функция установок - готовить исполнителя к выполнению деятельности и поведения (действия и поступка).
Установка(attitude)- внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности. В процессе деятельности - это предрасположенность или готовность исполнителя воспринимать или действовать определенным образом при предвосхищении им определенных ситуаций или объектов, исходя из прошлого своего опыта.
Установки деляться на:
- элементарные установки формируются на основе витальных (жизненных) потребностей и в простых ситуациях не осознаются;
- социальные, формируются не базе социально значимой оценки отдельных социальных явлений и ситуаций;
- базовые социальные, определяют общую направленность личности;
- система ценностных ориентаций.
Установки могут быть как положительные, так и отрицательные, осознаваемые и неосознаваемые.
Установочная мотивация оказывает воздействие на исполнителя: усиливает интенсивность его работы, его старание и настойчивость в достижении результата, ориентирует направленность интересов.
Стадии мотивационного процесса:
- возникновение потребностей;
- поиск путей устранения потребности;
- определение целей (направления) действия:
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
- осуществление действия;
- получение вознаграждения:
- внешне;
- внутреннее (удовлетворение выполненной работой).
Устранение потребности.
В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности по устранению все еще действующей потребности.
Теория мотивации А. Маслоу:
- физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
- потребность в безопасности и уверенности в будущем;
- потребность в принадлежности к группе (социальные потребности); необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство "локтя" и поддержка;
- потребность в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
- потребность самовыражения, т.е. в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Значительная часть потребностей обладает циклическим характером развития, состоящим из двух фаз: первая – возникновение и напряжение, вторая – разрешение напряжения или его снятие и удовлетворение потребности.
Однако многие высшие (духовные) потребности, которые иногда называют "ненасыщаемыми", нередко имеют восходящий вектор напряжения. Духовные потребности несут в себе не преодоление напряжения, а наоборот, их развитие сопровождается растущим напряжением, которое и определяет постоянную неудовлетворенность и общую тенденцию к совершенствованию и гармоническому развитию человека.