Гуманистически ориентированные теории

Таблица - Основные теории гуманистической психологии

Ученый Движущие силы развития и структура личности Основные достижения
А. Маслоу Иерархия потребностей, приори­тет бытийных или дефицитарных потребностей Потребность в самоактуали­зации, механизмы иденти­фикации и отчуждения
К. Роджерс «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества привели к появлению нового пути, который как раз и стремилась сформу­лировать гуманистическая психология.

Гуманистически ориентированные теории

В них основы развития личности представлены в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития.

Так, согласно теории Абрахама Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации, если не удовлетворены все низшие его биологические потребности и потребность в безопасности. Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при обретении уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей - в любви и принадлежности к конкретной социальной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потребность самого высокого уровня, человек мо­жет стать здоровой, творческой и независимой личностью. И тогда он способен успешно решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, разумнее строить межличностные отношения и полностью отдавать себя любимому делу.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего ин­тересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к лич­ности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с поло­жительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбива­лентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и .искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того,в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,— это самоактуализация, стремление к самосовер­шенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмот­ря на значительные расхождения я их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отноше­ниях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

— активное восприятие действительности и способность хорошо
ориентироваться в ней;

— принятие себя и других людей такими, какие они есть;

— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении
своих мыслей и чувств;

— сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне,
в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредото
ченности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

— обладание чувством юмора;

— развитые творческие способности;

— неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

— озабоченность благополучием других людей, а не обеспе­
чением только собственного счастья;

— способность к глубокому пониманию жизни;

— установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

— способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оцени­
вать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

— непосредственная включенность в жизнь с полным погруже­
нием в нее, так, как это обычно делают дети;

— предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;

— умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

— открытое и честное поведение во всех ситуациях;

— готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

— способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

— умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей. На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация ? — А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

* * *

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо от­метить, что их разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведе­нии человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пу­ти для ее саморазвития и самосовершенствования.

Необходимо отметить и тот факт, что большее распространение это направление получило в Европе, а не в США.

Наши рекомендации