Эффективности лечебного процесса
К специфическим факторам эффективности лечебного процесса относятся:
1. Катарсис.
2. Убеждение.
3. Суггестия.
Катарсис (гр. katharsis – очищение). Больной при первых встречах с врачом испытывает потребность выявить свои опасения, страхи, волнения, почувствовать облегчение и получить эмоциональную поддержку врача. Катарсис в данном случае является отреагированием реальных тревог, что способствует реальному облегчению психологического состояния пациента. Особенно полезен катарсис для пациентов эмоционально напряженных, склонных к задержке переживаний.
Эмоциональная разрядка, ослабление напряжения как вид неглубокого катарсиса могут проявляться в том случае, когда пациент испытывает доверие к врачу, чувство безопасности в ситуации общения с врачом, т.е. не ожидает критики.
Не следует воспринимать катарсис как «исповедь», тем более, что нередко пациенты склонны считать проявление своих чувств как слабость и опасаются такой оценки врачом. Необходимо создать атмосферу доверия, облегчающую откровенность больного. Можно поделиться собственным опытом первоначального ошибочного реагирования в трудной ситуации. Это послужит стимулом для раскрытия больным своих переживаний.
«Разрядка» неотреагированных эмоций не является прямой терапевтической целью, она лишь создает условия для дальнейшей работы с пациентом.
Убеждение– наиболее распространенный метод воздействия врача на больного. Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека, имеющее своей целью изменение его суждений, отношения, намерения, решения. В данном случае необходимо предъявление пациенту ясных четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе, в понятных для него терминах. Это способ формирования у пациента адекватного отношения к своему заболеванию. Демонстрация данных исследований, устранение информационного дефицита и логическая аргументация врача, корригирующая ошибочные убеждения больного, создают у него правильное представление о заболевании и способах его лечения.
Желательно применять убеждение в форме дискуссионной беседы, использовать косвенные приемы убеждения в виде советов и рекомендаций («я бы на вашем месте сделал так..»). Косвенное убеждение вызывает минимальное сопротивление больного. Поскольку значимая информация должна исходит от значимого человека, то в ряде случаев можно прибегнуть к помощи референтного лица из окружения пациента, которое донесет значимую информацию до его сведения.
При убеждении важно проверять, как пациент понимает информацию, предоставляемую врачом. Наиболее значимое содержание убеждения следует повторять. Наибольшее воздействие оказывает то содержание убеждения, которое находиться в конце сообщения, на втором месте по силе воздействия стоит то, что расположено в начале, на третьем – то, что в середине информационного потока.
Убеждение является способом коррекции ошибочных представлений пациента о заболевании и способах лечения, но оно мало изменяет его мотивационную сферу и личность.
Техники убеждения.
- Метод выбора. Больному следует описать все положительные и отрицательные стороны какого-либо явления, например операции, подведя его максимально близко к окончательному выбору, предоставляя ему самому принять решение.
- Метод сократовского диалога. Врачу следует подготовить 7 вопросов, на которые больной точно ответит утвердительно, последним идет вопрос, посвященный тому, в чем необходимо убедить пациента. Больной по инерции может ответить «да» и на этот вопрос.
- Метод авторитета. Следует сделать ссылку на мнение авторитетного специалиста («консультировавший Вас профессор считает…»).
- Метод вызова. Нужно спровоцировать активность пациента в нужном врачу направлении «бросив ему вызов», воздействовав на его самолюбие («Если Вы не можете выполнять эти упражнения, я Вас пойму, потому что только волевой человек способен преодолеть свою слабость»). Практически не действует в отношении женщин.
- Метод дефицита. Определенная группа больных считает, что дефицитная процедура априорно хороша. Поставив пациента в ситуацию дефицита, например, очередь на обследование, удается легко убедить его пройти это обследование. Метод лучше работает при убеждении женщин.
- Метод проекции ожидания.Врач высказывает свои позитивные ожидания в отношении пациента («Вы как умный человек, конечно, со мной согласитесь, что...»).
Суггестия (внушение). Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека, имеющее своей целью изменение его состояния, отношения к чему-либо, изменение предрасположенности к определенным действиям. Для осуществления внушения врач должен иметь высокий авторитет в глазах пациента и использовать личный магнетизм. Также необходима демонстрация уверенного вербального и невербального поведения, что касается вербального поведения, то речь врача должна быть четкой, размеренной. Естественно, имеет значение также и личность больного - по отношению к пациентам, личности которых свойственны черты зависимости, следует избегать применения суггестии. Применение внушения в данном случае усилит тенденцию к зависимости от окружения и пассивную позицию больного в терапии. Каждый врач должен помнить о том, что его слова оказывают большое суггестивное воздействие, которое может оказаться как благотворным, так и неблагоприятным. Внушающее влияние врача может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным, что важно учитывать при выполнении любого врачебного действия. Не контролируемое врачом внушение может быть источником ятрогении. Внушение широко используется во всех видах терапии как опосредующее, потенцирующее средство при различных лечебных мероприятиях (лекарственная терапия, физиотерапевтические методы и т.д.).