Обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной.

Экспериментальная психология (конспект).

Экспериментальная психология в отличии от других научных дисциплин характеризуется такой фундаментальной особенностью, как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем:

ü 1. не решает метафизические проблемы и обладающие высокой степенью абстракции;

ü 2. не решает проблемы ценностного порядка (хорошо-плохо);

ü 3. не решает проблемы вне конкретной теории.

Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Для постановки психологического эксперимента необходима реализация следующих действий:

ü 1. непосредственное манипулирование исследователем определенным условием, которое предполо-жительно способно влиять на поведение и рассматривается в качестве причины этого поведения;

ü 2. формирования 2х или более групп участников эксперимента;

ü 3. наблюдение и фиксирование изменений в поведении участников.

Основными характеристиками эксперимента являются:

ü переменные;

ü выборка.

Конкретная область поведения человека, изучаемая в ходе эксперимента исследования обозначается понятием: переменная.

Выделяется 3 вида переменных:

ü независимая;

ü зависимая;

ü внешняя.

1 Независимая – условие, манипулируемое, изменяемое экспериментатором, причина различий в поведении участников исследования. Любая независимая переменная должна быть более 2х уровневая (100, 200, 300гр).

Виды независимых переменных:

Ø активная;

Ø атрибутивная.

Активная переменная - доступна непосредственному манипулированию (то, что можно изменить).

Атрибутивная переменная - недоступна манипулированию (цвет глаз, пол...).

От сюда следует первый фундаментальный признак экспериментального исследования:

обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной.

2 Зависимая переменная – является мерой результата эксперимента, т.е. следствием, которая разного уровня независимой переменной оказывает на поведение участника.

3 Внешние переменные (контролируемые) - это условие, которое, помимо независимой переменной, также может оказывать влияние на изменение зависимой переменной.

2-ой и 3-ий признаки экспериментального исследования:

v наблюдение и фиксирование изменений;

v контроль внешних переменных.

Выделяют следующие контролируемые внешние переменные:

ü эллюминация - исключение влияния внешних переменных;

ü создание константных (постоянных) условий;

ü двойной слепой метод (экспериментатор не предупреждает).

Выборка - это группы участников, подвергаемая воздействию.

Отбор испытуемых ведется путем рандомизации. Каждый участник имеет равный шанс, чтобы попасть как эспериментную, так и в контрольную группу.

Требование к выборке:

Ø содержательный критерий - выборка должна соответствовать по содержанию гипотезе;

Ø критерий репрезитативности - должна отражать генеральные свойства качеств и количеств.

Отчет:

v 1. кто и чем занимался;

v 2. четкое описание выборки;

v 3. выдвижение гипотезы;

v 4. описание переменных и их уровни;

v 5. непосредственная процедура, графическое изображение;

v 6. описание полученного результата;

v 7. вывод.

Виды эксперимента:

v 1. По действительности проведения и полноте процедуры:

Ø 1.1. реальный (конкретный) эксперимент, проводится в действительности в конкретных экспериментальных условиях;

Ø 1.2. мысленный или абстрактный эксперимент - это опыт не выполнимый в действительности.

ü 1.2.1. идеальный эксперимент - это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния, кроме одной независимой переменной.

ü 1.2.2. бесконечный эксперимент - охватывает все возможные экспериментальные ситуации для всей генеральной совокупности.

ü 1.2.3. безупречный эксперимент - сочетает в себе черты идеального и бесконечного.

v 2. По цели эксперимента:

Ø 2.1. исследовательский эксперимент - несет поисковую функцию, нацелен на получение новых знаний об объекте и предмете изучения;

Ø 2.2. диагностический эксперимент - не дает нового знания, выполняется с целью обнаружения и измерения каких либо качеств объекта;

Ø 2.3. демонстрационный эксперимент - имеет иллюстративный характер, проводится в познавательных либо развлекательных целях.

v 3. По уровню исследования:

Ø 3.1. предварительный или пилотажный эксперимент - осуществляется для уточнения изучаемой проблемы, на основании полученных результатов решается вопрос о необходимости дальнейшего исследования;

Ø 3.2. основной эксперимент - полномасштабное исследование, выполняемое с целью получения новых данных;

Ø 3.3.. контрольный эксперимент - его итоги сравниваются с результатами основного эксперимента и не должны уступать им.

v 4. По типу воздействия на испытуемого:

Ø 4.1. внутренний эксперимент - где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира;

Ø 4.2. внешний эксперимент - появление или изменение психических явлений достигается за счет внешних воздействий на органы чувств.

v 5. По типу экспериментальной ситуации:

Ø 5.1. лабораторный;

Ø 5.2. естественный;

Ø 5.3. формирующий - это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту;

Ø 5.4. эксперимент дублирующий реальность - моделирует конкретные ситуации реальной жизни, выводы таких экспериментов приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, т.е. результаты имеют не высокий уровень обобщения;

Ø 5.5 эксперимент улучшающий реальность - изменению подвергаются только некоторые подлежащие изучению переменные, остальные переменные стабильны.

v 6. По мозможности влияния экспериментатора на независимую переменную:

Ø 6.1. спровоцированный эксперимент - экспериментатор сам воздействует на независимую переменную;

Ø 6.2. эксперимент, на который ссылаются - уровни независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора.

v 7. По количеству независимых переменных:

Ø 7.1. однофакторный;

Ø 7.2. многофакторный.

v 8. По числу испытуемых:

Ø 8.1. индивидуальный;

Ø 8.2.групповой.

v 9. По типу изменения независимой переменной:

Ø 9.1. количественный;

Ø 9.2. качественный.

v 10. По способу выявления связей между переменными:

Ø 10.1. интропроцедурный эксперимент - в нем все эксперим. ситуации предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых;

Ø 10.2 интерпроцедурный эксперимент - в нем разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации;

Ø 10.3. кросспроцедурный эксперимент - в нем разным контингентам испытуемых предъявляются не одинаковые ситуации.

Выделяют следующие варианты экспериментальных гипотез (Готтсданкер) и особенностей их проверки:

ü 1. контргипотеза - это альтернатива основному предположению, возникает автоматически;

ü 2. третья конкурирующая экспериментальная гипотеза - об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную;

ü 3. точная экспериментальная гипотеза - это предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой переменной, только в лабораторных условиях;

ü 4. экспериментальная гипотеза о максимальной или минимальной величине - это предположение о том, при каком уровне независимой переменной, зависимая примет максимальное или минимальное значение;

ü 5. экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных сотношениях - это точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной, с постепенным изменением независимой переменной;

ü 6. экспериментальная гипотеза с одним отношением - это предположение между одной независимой переменной и одной зависимой переменной.

ü 7. комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между определенным сочетанием двух или нескольких независимой переменных с одной зависимой переменной.

Наши рекомендации