Тема 4. психология личности
Что же такое личность? На сегодняшний день не существует единого, общепринятого определения личности. Один из выдающихся исследователей проблем теории личности Г. У. Оллпорт (1897—1967) выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамках разделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление о личности. Так, для юриста главный атрибутом личности будет ответственность за совершенные деяния, для теолога — то, насколько конкретный человек способен воплотить божественный замысел, для социолога — те функции, которые люди выполняют в общественных процессах. Неоднородность психологического знания приводит к тому, что и внутри нашей науки личность понимают по-разному. Множество существующих теорий личности различаются способами ответа на ряд ключевых вопросов: какова природа человека? Что представляет собой мотивационное ядро личности, ее движущие силы? Каков тип взаимосвязи личности и социального окружения? Что является оптимальным состоянием личности? Каков путь развития личности?
При многообразии возможных ответов на эти вопросы все теории личности сходятся в том, что, во-первых, всех людей объединяет нечто общее, то, что можно назвать «сущностью человека», во-вторых, каждый человек по-своему, более или менее удачно, реализует свою «сущность» на протяжении жизненного пути и, в-третьих, можно описать наиболее типичные способы функционирования личности. Еще одной важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, все-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. «Личность - это форма существования человека», - пишет Д.А. Леонтьев.
Вопросы и задания по теме
4.1. В чем заключается проблема личности в психологии.
4.1.1.Понятие о личности.
4.1.2.Структура личности в различных психологических теориях.
4.1.3.Биологическое и социальное в личности человека.
4.1.4.Основные характеристики личности: активность и направленность.
4.1.5.Самосознание личности.
4.1.6. Я- концепция и я-образ.
4.1.7.Самооценка личности.
4.2. Теории личности.
4.2.1.Основные теоретические подходы к изучению личности.
4.2.2.Биогенетические теории личности.
4.2.3.Социогенетические теории личности.
4.2.4.Психодинамические теории.
4.2.5.Когнитивистские теории личности.
4.2.6.Персонологические теории личности.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
______________________________________________________________
ТЕМА 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Индивидные свойства присущи человеку как представителя вида homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание личности. В последнее время для объяснения роли индивидных свойств часто прибегают к «компьютерной метафоре», сравнивая психологическую систему, называемую личностью, с программным обеспечением (software), а организм человека тогда видится аналогом материального носителя, на котором функционируют компьютерные программы (hardware).
В этом разделе мы сначала рассмотрим, что известно науке о влиянии отдельных индивидных свойств — пола, конституции, а затем перейдем к анализу таких системных образований, как способности, характер, индивидуальный стиль деятельности, где также прослеживается роль индивидных свойств.
Вопросы и задания по теме
5.1. Психология темперамента.
5.1.1. Назовите понятие темперамента.
5.1.2. Перечислите свойства темперамента. Теории темперамента.
5.1.3.Физиологические основы темперамента.
5.1.4.Психологическая характеристика основных типов темперамента.
5.2.Психология характера.
5.2.1.Понятие характера.
5.2.2.Физиологические основы характера.
5.2.3. Структура характера.
5.2.4. Типология характеров.
5.3.Способности и деятельность.
5.3.1.Проблема способностей в отечественной психологии.
5.3.2.Способности и задатки.
5.3.3.Развитие способностей.
5.3.4.Виды способностей.
КОНСПЕКТ ОТВЕТА
_____________________________________________________________