Тема 4. психология личности

Что же такое личность? На сегодняшний день не существует единого, общепринятого определения личности. Один из выдающихся исследователей проблем теории личности Г. У. Оллпорт (1897—1967) выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведен­ческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамках разделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление о личности. Так, для юриста главный атрибутом личности будет ответственность за совершенные деяния, для теоло­га — то, насколько конкретный человек способен воплотить боже­ственный замысел, для социолога — те функции, которые люди вы­полняют в общественных процессах. Неоднородность психологиче­ского знания приводит к тому, что и внутри нашей науки личность понимают по-разному. Множество существующих теорий личности различаются способами ответа на ряд ключевых вопросов: какова природа человека? Что представляет собой мотивационное ядро личности, ее движущие силы? Каков тип взаимосвязи личности и социального окружения? Что является оптимальным состоянием лично­сти? Каков путь развития личности?

При многообразии возможных ответов на эти вопросы все тео­рии личности сходятся в том, что, во-первых, всех людей объединя­ет нечто общее, то, что можно назвать «сущностью человека», во-вторых, каждый человек по-своему, более или менее удачно, реали­зует свою «сущность» на протяжении жизненного пути и, в-третьих, можно описать наиболее типичные способы функционирования личности. Еще одной важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дис­циплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устой­чивой системой, которую можно назвать личностью, все-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. «Личность - это форма существования человека», - пишет Д.А. Леонтьев.

Вопросы и задания по теме

4.1. В чем заключается проблема личности в психологии.

4.1.1.Понятие о личности.

4.1.2.Структура личности в различных психологических теориях.

4.1.3.Биологическое и социальное в личности человека.

4.1.4.Основные характеристики личности: активность и направленность.

4.1.5.Самосознание личности.

4.1.6. Я- концепция и я-образ.

4.1.7.Самооценка личности.

4.2. Теории личности.

4.2.1.Основные теоретические подходы к изучению личности.

4.2.2.Биогенетические теории личности.

4.2.3.Социогенетические теории личности.

4.2.4.Психодинамические теории.

4.2.5.Когнитивистские теории личности.

4.2.6.Персонологические теории личности.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

______________________________________________________________

ТЕМА 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Индивидные свойства присущи человеку как представителя вида homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание личности. В последнее время для объяснения роли индивидных свойств часто прибегают к «компьютерной метафоре», сравнивая психоло­гическую систему, называемую личностью, с программным обеспе­чением (software), а организм человека тогда видится аналогом ма­териального носителя, на котором функционируют компьютерные программы (hardware).

В этом разделе мы сначала рассмотрим, что известно науке о вли­янии отдельных индивидных свойств — пола, конституции, а затем перейдем к анализу таких системных образований, как способнос­ти, характер, индивидуальный стиль деятельности, где также про­слеживается роль индивидных свойств.

Вопросы и задания по теме

5.1. Психология темперамента.

5.1.1. Назовите понятие темперамента.

5.1.2. Перечислите свойства темперамента. Теории темперамента.

5.1.3.Физиологические основы темперамента.

5.1.4.Психологическая характеристика основных типов темперамента.

5.2.Психология характера.

5.2.1.Понятие характера.

5.2.2.Физиологические основы характера.

5.2.3. Структура характера.

5.2.4. Типология характеров.

5.3.Способности и деятельность.

5.3.1.Проблема способностей в отечественной психологии.

5.3.2.Способности и задатки.

5.3.3.Развитие способностей.

5.3.4.Виды способностей.

КОНСПЕКТ ОТВЕТА

_____________________________________________________________

Наши рекомендации